Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

Роль дошкольного учреждения и семьи в подготовке детей к школе

      Подготовка детей к школьному обучению является одной из наиболее актуальных проблем в ДОУ, так как с каждым годом усложняются 

требования обучения, сама программа варьируется в разных образовательных учреждениях. Практика показывает, что для многих детей, которые по тем или иным причинам не получили полноценного развития в раннем и дошкольном детстве, поступление в школу может оказаться сложным испытанием. Поэтому для обеспечения легкого безболезненного перехода детей из дошкольного детства в школьную жизнь, создания предпосылок формирования учебной деятельности, коллектив нашего ДОУ старается создать условия для максимального развития интеллектуально-творческой личности каждого ребенка, готовой к принятию новой социальной роли, статуса ученика. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребёнка с момента рождения и на всю жизнь. Семья для дошкольника – жизненно необходимая социальная среда, определяющая путь развития его личности.

    Согласно статье 18 Закона РФ «Об образовании» приоритетная роль в воспитании ребенка принадлежит родителям, при этом акцентируется внимание на том, что педагоги дошкольных образовательных учреждений призваны оказывать родителям помощь. Исследования целого ряда авторов (Е.П. Арнаутова, Е.М. Вроно, А.И. Захаров, Л.В. Загик, О.Л. Зверева, Т.А. Маркова и др.) убедительно доказывают необходимость оказания родителям грамотной педагогической помощи. В Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении от 27 октября 2011 г. № 2562 гл. I, П.6 говорится о том, что «Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются: «. . . взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей; оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей». В соответствии с требованиями «Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» мы определили основные ориентиры  воспитательно-образовательного процесса ДОУ и на первое место поставили ориентацию на содействие развитию ребёнка при взаимодействии с родителями.

     Сегодня перед нашим детским садом, как и перед большинством детских садов, стоит сложная задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком. И при этом избежать заорганизованности и скучных шаблонов. Не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребёнку настоящим другом и авторитетным наставником в преддверии школы. Папам и мамам необходимо объяснить, что детский сад – помощник в воспитании и развитии ребёнка, и потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно-образовательного процесса. Мы же со своей стороны делаем всё необходимое, чтобы учитывать интересы семьи в вопросах подготовки детей к школе. Неформальное, тесное взаимодействие родителей и воспитателей обеспечивают нашим детям двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь и в детском саду и дома.

    Но немаловажным является тот факт, что воспитатели не всегда будут рядом с ребёнком. На пороге школы они с грустью попрощаются с ними и следующий, ответственный отрезок пути своего детства ребёнок пройдёт со своими родителями и учителем начальной школы. Поступление ребёнка в школу внесёт в его жизнь много перемен. Вместо семьи, близких людей и друзей – толпа чужих, с которыми пока ничто не связывает. Вместо ласки, участия, снисхождения и общих интересов – дисциплина. Появится круг обязанностей и личная ответственность за всякие упущения: неисполнительность, невнимание, рассеянность и пр.

     Каждый из родителей, готовя своего ребёнка к школе, считает, что тот готов к обучению. Но каждый из них оценивает ребёнка, исходя из своих, субъективных показателей. Для одного родителя это умение ребёнка читать, писать и считать; для другого – сообразительность, способность быстро решать мыслительные задачи, умение логически мыслить, для третьего – способность сосредоточиться на определённом деле и выполнять его по определённой инструкции, выполнять все требования взрослых; для четвёртого – коммуникабельность ребёнка, самостоятельность, хорошее развитие двигательных качеств, ручной умелости.

     Практика нашей работы ещё не достигла уровня, когда ребёнок незаметно для себя, педагогов и родителей пересаживается из-за столика детского сада за школьную парту. Мы уверены, что в преддверии школьной жизни каждого ребёнка так важна компетентность родителей в этом вопросе, положительный опыт эмоциональных семейных связей, характер внутрисемейных отношений. В связи с этим на базе нашего детского сада был организован кружок дополнительного образования «От сада к школе». Работа в рамках этого кружка  направлена на повышение уровня готовности старших дошкольников и их родителей к начальному школьному обучению.   Работа с детьми ведётся педагогами (воспитателями, логопедами, педагогом-психологом) в следующих направлениях:

      -   Размышление детей о школе с использованием различных ситуаций:

путём погружения детей в литературные произведения, обыгрывания ситуаций с помощью сказочных и вымышленных персонажей, предоставления ребенку возможности самостоятельно мыслить, делать выводы, иметь собственное мнение, синтезировать полученные знания, развивать интеллектуально-творческие способности и коммуникативные навыки, что позволит ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения;

  • Формирование представлений детей о школе.
  • Развитие и укрепление эмоционально-положительного отношения ребёнка к школе, желания учиться.
  • Формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе.
  • Овладение детьми способами внеситуативно-личностного общения.

Повышение уровня готовности старших дошкольников и их родителей к начальному школьному обучению стало возможным при решении следующих задач:

- обогащение детско-родительских отношений опытом игрового партнёрства и совместной интеллектуально-творческой деятельности;

- формирование у детей представлений о школе;

- развитие и укрепление эмоционально-положительного отношения ребёнка к школе, желания учиться;

- развитие положительной самооценки детей;

- повышение уровня коммуникативной компетентности детей;

- формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

Формирование у детей положительного отношения к предстоящему обучению педагоги осуществляли через разные виды организации детской деятельности:

  • экскурсии в школу;
  • беседы о школе;
  • чтение художественной литературы о школе;
  • рисование на тему «школа»;
  • рассматривание картин о школе, учениках, школьных предметах и др.;
  • просмотр фильмов и мультфильмов о школе;
  • сюжетно-ролевая игра «Школа».

      Игра – это возможность для ребёнка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры «Школа» является социальный мотив, игра помогает ребёнку принять на себя социальную роль школьника, что в дальнейшем поможет ему успешно войти в школьную жизнь. Когда игра достигает своего пика, то ребёнку становится недостаточно заменять отношения игрой, вследствие чего зреет мотив сменить свой статус. Единственный способ, как это можно сделать – пойти в школу.

   В игре у детей формировались умения: пользоваться речью, договариваться (устанавливать правила, распределять роли), управлять и быть управляемым. Через игру ребёнок активно осваивает «мир вещей» (познавательную и предметную практическую деятельность) и «мир людей» (нормы человеческих взаимоотношений). Все это необходимо будущему первокласснику.

     Мы прилагаем все усилия к привлечению родителей в сотрудничеству и взаимодействию. Опыт общения родителей друг с другом, с детьми и специалистами как партнёрами помогает взрослым лучше почувствовать своего ребёнка, принять его индивидуальность. Для педагога данная форма привлекательна тем, что он выступает в психологически приемлемой для себя роли – роли организатора образовательного процесса, где нет зрителей и наблюдателей, а есть только участники. Тем самым обеспечивается психологическая комфортность для всех участников мероприятия.

Благодаря взаимодействию с педагогами и участию в жизни детского сада родители приобретают опыт педагогического сотрудничества, как со своим ребёнком, так и с педагогической общественностью в целом.

Данная форма работы с родителями, может применяться в любом дошкольном образовательном учреждении. Опыт работы дал положительные результаты – родители наших дошкольников приобрели необходимые навыки эмоционально-положительного общения и отношения к ребёнку, такие как преодоление собственного авторитаризма, отношение к своему ребёнку как к равному себе.

Родители научились:

- определять сильные и слабые стороны своего ребёнка и учитывать их;

- проявлять искреннюю заинтересованность и готовность к эмоциональной поддержке;

- понимать, что путём одностороннего воздействия ничего нельзя сделать, а можно лишь подавить или запугать ребёнка.

     Наш педагогический коллектив искренне надеется, что совместная деятельность пап и мам с детьми на протяжении всего детства, как в детском саду, так и в школе, позволит родителям добиться высоких результатов в воспитании и развитии своих детей.

Раздел: Учебные материалы для детского сада
Автор:
Воспитатель МБОУ Петрово - Дальневская СОШ д/с № 18
Дата публикации: 10.04.2022
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Попова Л. В. Роль дошкольного учреждения и семьи в подготовке детей к школе // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/103734-konsultatsiya-dlya-roditelej-rol-doshkolnogo-uchrezhdeniya-i-semi-v-podgotovke-detej-k-shkole (дата обращения: 27.04.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию