Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

Песочная терапия в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста

«Часто руки знают лучше, как распутать то, над чем так тщетно бьется разум» - это слова великого психоаналитика Карла Густава Юнга. Он является первым, кто открыл метод песочной терапии ну и, следовательно, игры с песком. После Юнга образовалось много направлений и школ, кто использовал в своей практике игры с песком. Возможности песочной терапии многогранны, это просто кладезь новых знаний для педагогов, возможность лучше узнать своих воспитанников, занять их интересной и познавательной игрой. Но сегодня мы с вами остановимся только на тех преимуществах песочной терапии, которые нам могут пригодиться в работе с детьми раннего возраста.

Как писал известный русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!» Он призывал “ввести детей в природу”, чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Наверное, все здесь присутствующие согласятся с тем что, сенсорное воспитание очень важный компонент, ведь любые знания усваиваются лучше, когда ребенку предлагают не просто посмотреть на объект живой или неживой природы, но еще и потрогать его, погладить, то есть обследовать. Песок хочется перебирать, пересыпать, просеивать, сжимать, похлопывать. Никакая пальчиковая игра не заменит всего этого многообразия движений. Кроме того, песчинки способствуют тактильной стимуляции кожного покрова ладоней, а вместе с тем оказывают развивающее воздействие на головной мозг, а включение в песочницу дополнительных элементов (фигурок, совочков, формочек, природных материалов)позволяет поддерживать длительный интерес к песку, внося разнообразие в его действия. Это также отличный способ положить начало развитию игровых навыков.

Я использую элементы песочной терапии на практике второй год и вижу, как положительно влияет песок на эмоциональное самочувствие детей, и является прекрасным средством для их развития. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их, строить горки, дорожки и т.д. а потом разрушать и снова строить. Летом подобные игры легко организовать на улице. В осенне-зимнее время желательно иметь уголок песка и в помещении.

Такой уголок сознан мной в группе и я хочу поделиться с вами своим опытом.

Организованную деятельность с использованием элементов песочной терапии в группе можно проводить как индивидуально, так и по подгруппам.Что понадобиться для того, чтобы иметь возможность проводить такие занятия в группе

«Мини-песочницы» в группе:

  1. Я использую для сухого песка Водонепроницаемый деревянный ящик или пластиковый таз, размер – 50x70x8 сантиметров. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, что позволяет охватывать его взглядом целиком, дно и борта которых должны быть голубого/синего цвета (дно символизирует воду, а борта — небо). Для индивидуальных занятий можно использовать несколько пластиковых прямоугольных тазов. Желательно, чтобы у песочниц были съемные крышки.
  2. Чистый просеянный песок, создающий в песочнице линию горизонта. Кинетический песок обязательно естественного цвета, чтобы не вводить ограничений.

Хочу напомнить Вам, что санитарная обработка песка по требованиям СанПиН должна осуществляться не реже одного раза в неделю с обязательным указанием последней даты кварцевания.

  1. Набор игрового материала: лопатки, широкие кисточки, сита, воронки; разнообразные пластиковые формочки разной величины и формы; миниатюрные игрушки для обыгрывания заданий в песочнице; бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля. «Коллекция» миниатюрных фигурок, желательно, не более 8 см высотой. В набор могут входить: человечки, здания, животные, транспорт, растения, сказочные герои, злые и добрые, различные геометрические фигуры, природный материал - камешки, веточки, шишки, орехи, желуди, каштаны, - словом, все, что может быть использовано в песочных играх.

Санитарная обработка игрушек осуществляется 1 раз в день мыльно – содовым раствором (200г. на 10 литров воды), затем игрушки ополаскиваются в проточной воде и просушиваются.

Работа с детьми раннего возраста имеет свою специфику. Для малыша песок – это прежде всего материал, который также интересен, как и все вокруг. А как маленькие дети пробуют все новое? Часто на вкус. Поэтому мы должны следить за тем, чтобы используемый нами материал не оказался в свободном доступе ребенка. Также ребенка обязательно надо познакомить с правилами игры в песочнице. Мне в этом помогает сказочный персонаж «Песочная Фея» и ее дети «Феи-песчинки». от лица сказочных персонажей я знакомлю детей с правилами.

Для самых маленьких детей важно почувствовать форму предмета руками. Детей привлекают тайны, которые хранит песок, они могут перебирать его до бесконечности, выискивая там камушки, зернышки или «секретики».

Для детей 2-3 лет овладение песком уже идет через осмысленные и целенаправленные действия. Малыши с помощью песка "«варят кашку», «пекут куличики и пирожки». Именно через подражание взрослым они овладевают материалом. В песочную среду легко перенести любой процесс из жизни, начиная от приготовления еды и заканчивая строительством целого города.

Песок – это терапевтический материал, а также богатая сенсорная среда, потому что он бережно стимулирует работу сразу многих видов чувствительности. Работа с песком обладает успокаивающим и гармонизирующим эффектом, что очень важно в адаптационный период, поэтому занятие может длиться дольше других занятий. Чем младше дети в группе, там больше будет именно сенсорных тактильных игр.

Для малышей песок – это отличительная среда для старта работы воображения и развития игровых навыков

Песок – это отличная обучающая среда, которая позволяет легко учить ребенка изготовлению куличиков, рисованию круга, строительству мостиков и др.

Песок – это поле для взаимодействия. Дети в принципе приучены играть в одной песочнице, поэтому они с удовольствием делят это пространство во время занятий с родителями, воспитателем, сверстниками. Здесь рождается интерес к игрушкам, к деятельности другого человека.

Вот эти все возможности использования песка определяют цели групповых занятий с его использованием. они могут касаться познавательно-речевого. социально-личностного и художественно-эстетического развития малыша и терапии текущих эмоциональных событий

Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, а также решаются следующие задачи:

  • В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком.
  • В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения как ребенка, так и педагога, который не менее испытывает в этот период нервные перегрузки.
  • В песочнице, взаимодействуя со взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе
  • В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы поведения.
  • Педагог становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире
  • развивается и обогащается речь детей

Во время проведения занятий с использованием элементов песочной терапии применяются такие формы работы с детьми, как:

  1. Сюжетные игры – «Построим дорожку (дом, заборчик) », «Норки для мышки». Освоив простую постройку, даем усложнение с использованием бросового материала (палочки, травка, дощечки, платочки и т. д.) .
  2. Игры-забавы – «Найди предмет», «Откопай сюрприз», «Спрячь ты, а я буду искать», «Необыкновенные следы».
  3. Дидактические игры-упражнения - «Узоры на песке», «Мы создаем мир».
  4. Рассказывание сказок – лепим героев или рисуем на песке палочкой сказку и сопровождаем рассказом.
  5. Инсценирование: «Девочка чумазая», «Испечем пирожки».
  6. Читаем на песке – предварительно лепим формочки животных или предметов, а потом показываем детям и читаем стихотворение, например, из цикла А. Барто «Игрушки».
  7. Рисование песком – хорошо просушенный и просеянный песок набираем в ладошку или насыпаем в кулечек с отрезанным уголком и рисуем по готовому контуру картинку.
  8. Конструирование – используем метод «наплыва» (полужидкий песок выливается постепенно в определенную форму «Замок из песка») .
  9. Все игры и упражнения необходимо объединить общим сказочно-игровым сюжетом: «Знакомство с Песочной страной», «День рождения в Песочной стране», «В гостях у Мишки-Топтыжки».

Можно выделить группы методов и приемов песочной терапии, используемых в работе:

  1. Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки, элементы экспериментирования, наблюдения;
  2. Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций («песочная буря», «проливной дождь», инсценировка, элементы театрализации);
  3. Словесные методы – беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы (стихи, сказки, использование фольклорного жанра (потешки, прибаутки);
  4. Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование).

В результате использования песочной терапии наблюдаются положительные изменения у детей и какие я замечаю в процессе своей практической деятельности:

  • значительно повышается общий эмоциональный фон;
  • снижается уровень тревожности;
  • быстрее происходит восстановление всех нарушенных навыков;
  • повышается познавательная и игровая активность, уровень взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • усиливается самостоятельность ребенка;
  • развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика;
  • более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции: восприятие, внимание, память и мышление, а также речь и моторика.

Также хочу с вами поделиться тем, как можно построить занятие с маленькими детьми, его структурой:

Любое занятие мы начинаем с разминки – будь то пальчиковая гимнастика, использование мячиков су-джок,

Затем идет ритуал вхождения в игру здесь мы используем игры на снижение психофизического напряжения, регуляция мышечного напряжения, расслабление, развитие тактильной чувствительности, воображения, закрепление знаний о сенсорных эталонах. Песочная Фея напоминает нам правила игр в песочнице

На втором этапе мы собственно осуществляем задуманные нами цели и задачи.

И последний этап, это ритуал завершения игры, когда мы подводим итоги, делаем выводы

Для занятий с детьми в песочнице существуют противопоказания: это и эмоциональное состояние ребенка, состояние его кожных покровов – наличие кожных заболеваний, порезов, а также аллергическая реакция на песок

Итак, игра с песком, особенно для детей раннего возраста, является, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии, а занятия, проводимые в песочнице, позволяют сделать процесс обучения и воспитания творческим, интересным, приносящим радость открытий и удовольствие детям.

Раздел: Учебные материалы для детского сада
Автор:
воспитатель
Дата публикации: 02.11.2022
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Лынник Н. В. Песочная терапия в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/108077-pesochnaya-terapiya-v-razvitii-tvorcheskikh-sposobnostej-u-detej-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 27.04.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию