Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

Буктрейлер как способ формирования читательского интереса

Буктрейлер, как способ формирования читательского интереса.

 

Кусмарова Н.В., Торхова Н.В., воспитатель

МБУ детский сад № 51 «Чиполлино»

г.о. Тольятти Самарской области

 

Любовь и интерес к чтению, в быстро меняющимся цифровом мире, утрачивают своё значение для полноценного формирования, воспитания и развития личности ребенка. Наличие разнообразных гаджетов, являются мощным мотивационным фактором воздействия, как на общество в целом, так и на развитие ребенка. Они вытесняют книгу, потребность и интерес к ней постепенно утрачиваются. Доступность электронных технологий, в первую очередь, отражается на развитии речи ребенка. Она становится скудной, не разнообразной, дети реже употребляют в речи прилагательные, которые насыщают нашу жизнь эмоциями. Именно, поэтому мы должны создать условия, которые станут основой для возникновения мотивации у ребенка по привлечению к чтению книг. В процессе общения с книгой ребенок учится думать, анализировать, устанавливать причинно – следственные связи, обобщать, различать добро и зло, а также происходит творческое развитие, формируется духовно - нравственная воспитание личности.

Дошкольный возраст является наиболее ценным для воспитания любви и интереса к книге, так как ребёнок этого возраста наделен такими достоинства, как высокая эмоциональная отзывчивость на художественное слово, способность сопереживать, с волнением следить за развитием сюжета. В педагогике существует достаточно средств повышения интереса детей к чтению, в том числе и семейному.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования отражает актуальность проблемы развития интереса к чтению у дошкольников, а именно в образовательной области «Речевое развитие», уделяется важное внимание значению ознакомления детей с книжной культурой, детской литературой, формированию понимания на слух текстов различных жанров детской литературы.

Используя различные традиционные методы, формы и приёмы приобщения детей к книге, мы решили, что в этот процесс нужно вовлечь детей, используя современные технологии. Находясь в поиске, детям предлагалось посмотреть короткие видеоролики, ролики – миниатюры, где мы увидели заинтересованность узнать больше о сюжете, о жизни героев. Чтобы удовлетворить потребности детей, их заинтересованность и любознательность, желание узнать больше, мы посчитали применение буктрейлера актуальным на сегодняшний день, так как он является пропагандой чтения, привлечения внимания к книгам.

Кроме этого буктрейлер классифицируется по содержанию, в него входит рассказ на основе сюжета книги; истории, позволяющей увидеть настроение и эмоции читателя; иллюстрации смысловой направленности текста и его ключевых моментов.

Прежде чем приступить к разработке буктрейлера, мы на базе детского сада № 51 «Чиполлино» создали «КадрикСтудию». Когда было всё готово, мы выбрали произведение и познакомили с ним детей. Это было стихотворение Д. Родари «Чем пахнут ремесла». Далее мы определились с этапами его создания: I - мотивационный; II - проектировочно-литературный; III - деятельностный этап (1- режиссёрский подэтап, 2 - изобразительный подэтап, 3 - съёмочный подэтап, 4 - монтаж фильма (вёрстка); IV - рефлексивный этап.

На I - мотивационном этапе

- Познакомили детей с историей буктрейлера используя презентацию.

Буктрейлеры по книгам открылись современному обществу сравнительно недавно. Еще 10 лет назад подобная идея не приходила никому в голову, однако сейчас промо-ролики к шедеврам литературы стали явлением достаточно обыденным и многосторонним. Внимание, которое они привлекают, способствует повышению интереса к самой книге. 

Буктрейлер – это видеоанонс произведения, направленный на то, чтобы заинтересовать читателя, подтолкнуть его к чтению рекламируемой книги. Основная его задача – рассказать о книге, заинтересовать, заинтриговать читателя.

- С профессиями создателей буктрейлера: рассматривание иллюстраций и альбомов «Профессии»; с основами фотосъемки и принципами создания мультипликации. Ребенок может побывать в роли идейного вдохновителя, сценариста, актера, художника, аниматора, режиссера и даже монтажера.

- Рассказали о видах и технике, которые необходимы для его создания: телевизор, фотоаппарат, штатив, соединительный кабель AV, средства съемки (планшет, смартфон), компьютеры с установленными программами МультиПульт, PowerPoint, Impress, Paint, Windows Live, Flash, Audacity, карандаши простые, пластилин, ножницы, бумага, соль, песок, крупа, мягкие игрушки, наборы Лего с человечками, картон, фломастеры

- Провели экскурсию в «КадрикСтудию»: показали, познакомили и рассказали о правилах безопасного обращения с техникой, используя дидактическую игру «Осторожно, электротехника».

II - проектировочно-литературный этап.

- Рассматривание иллюстрированной книги Д. Родари «Чем пахнут ремесла» и ответы на поставленные вопросы.

1. Дети, сегодня я вас познакомлю с произведением Д. Родарии «Чем пахнут ремёсла?»

2. Вы уже слышали об этом произведении? (Это произведение нам знакомо. Мне читала мама….)

3. Назовите главных герое произведения? (Рабочие люди – труженики: булочник, столяр, маляр, стекольщик, рабочий, крестьянин, кондитер, доктор, рыбак)

4. Каким образом Джанни Родари решил рассказать о разных ремёслах? (Он рассказывает о ремёслах, сравнивая их по запаху.)

5. Вы когда – нибудь обращали внимание на то как пахнет в булочной, в кондитерской? (Да, там очень вкусно пахнет свежим хлебом, специями, шоколадом и орехами)

6. Как называют людей, которые ловят рыбу? Как написал об этом автор? (Рыбой и морем пахнет рыбак)

7. Вы, конечно же, догадались, чем пахнут доктора? (Доктора пахнут лекарствами, таблетками, микстурами)

8. А какая профессия у человека, который пахнет бензином? (Шофёр грузовика, тракторист, таксист, заправщик)

9. А какие запахи помните вы? Назовите только те запахи, которые связаны с какой – нибудь профессией. (Запах кофе, блинами, колбасой)

10. О чём книга (О труде, ремёслах (профессиях).

11. Какова главная мысль произведения. (Каждая профессия, хороша по своему. Каждый труд нужен и важен для лучшей жизни всех людей).

12. Кем вы хотели стать, когда вырастите? (Врачом, шофёром, рыбаком, столяром, пекарем, кондитером, таксистом)

13. Почему эту книгу надо прочесть? (Эта книга интересная, там можно узнать о каждой профессии)

14. Какие ещё произведения Джанни Родари вы знаете? (Приключение Чиполлино», «Путешествие голубой стрелы»)

- Показ мультфильма о профессиях.

- Дидактическая игра «Кому, что нужно».

- Разработка сценария для буктрейлера: после знакомства и обсуждения произведения, предлагаем детям придумать различные варианты развития сюжета на экране, обсуждают, сколько будет кадров и какие персонажи необходимы для создания буктрейлера. Создание буктрейлера – работа коллективная, потому каждый высказывает своё мнение (что может делать персонаж, где он в это время находится, что его окружает, необходимые декорации).

III - деятельностный этап

1. Режиссёрский подэтап.

- Выбор техники исполнения буктрейлера (выбирается наиболее подходящая техника к определённому сюжету): знакомство со средства съемки: фотоаппарат, штатив, соединительный кабель AV, (планшет, смартфон), компьютеры с установленными программами МультиПульт, PowerPoint, Im(планшет, смартфон), t, Impress, Paint, Windows Live, Flash, Audacity.press, , Audacity, телевизор, проектор.

- Распределение ролей и обязанностей.

- Знакомство с работой фотоаппаратом: предлагает детям рассмотреть фотоаппарат, перечисляют его составные части (подсистемы) — объектив, видоискатель, пусковая кнопка и определяют функцию каждой части. Предлагает детям описать внешний вид фотоаппарата и повторить назначение составных частей.

2. Изобразительный подэтап.

- Определение изобразительных техник (выбираются техники исполнения (традиционные и нетрадиционные) для изготовления героев и декораций): предлагает детям выбрать изобразительные техники исполнения (традиционные): трафареты, альбомные листы, гуашь, кисти, непроливайки, карандаши, пластилин, лекала, разные по текстуре бумагу и т. д., фигурные ножницы, мягкие штампики для рисования, тычки, пастель, сангина, самоклеющая плёнка, трубочки с насадками, разные виды конструкторов;

(нетрадиционные): губки для печатей, зубные щётки, ватные палочки, восковые свечи.

- Изготовление фонов, героев, декораций: предлагает детям использовать выбранные материалы, для изготовления декораций, фонов, героев произведения, орудий труда, предметов быта, используя разные техники (оригами, плетение, макраме, пластилинография…). В течение изготовления атрибутов с детьми проводились дидактические игры, физкультминутки, пальчиковые гимнастики, заучивание пословиц и поговорок, чтение сказок и рассказов, рассуждение о труде.

3. Съёмочный подэтап.

- Съёмка по эпизодам буктрейлера (передвижение и взаимодействие персонажей детьми; фиксация на фотоаппарат воспитателем): предлагает детям поставить декорацию, фон для булочной, пекаря, его орудий труда и хлебные изделия. Воспитатель фиксирует первый кадр. Последующие кадры фиксируются аналогично.

- Звуковое оформление (проявление детьми актёрских способностей: выразительное чтение текста): предлагает детям прочитать пословицы и поговорки, соответствующие каждому кадру, проявляя эмоциональную выразительность речи.

- Подбор музыкальных композиции (придумывание музыкальных и шумовых эффектов): предлагает детям подобрать звуковой эффект для каждого кадра, соответственно каждой профессии (булочная – звук тестомешалки; столяр – звук пилы и молотка; стекольщик – звон стекла; шофёр – рёв мотора; кондитер – звук работающего миксера; доктор - звук сирены скорой помощи; крестьянин – звук трактора; рыбак – шум моря, крик чаек; лодырь – храп).

4. подэтап Монтаж фильма (вёрстка).

- Знакомство с программами для монтажа: выборочно знакомит детей с программами, предлагает помочь в расставление кадров по порядку.

- Отборка некачественных кадров: Предлагает внимательно рассмотреть и выбрать для удаления некачественные кадры.

- Фотографии переносятся на компьютер: размещает снимки, в программе для вёрстки, и монтирует буктрейлер.

- Название буктрейлера, титры: Буктрейлер «Где труд, там и счастье».

Титры:

1 кадр – «Горькая работа, зато хлеб сладок» (пекарь);

2 кадр – «Каков строить – таков и дом» (столяр);

3 кадр – «Каков маляр – такова и покраска» (маляр);

4 кадр – «Не тот шофёр, хорош, кто быстрее едет, а тот, кто знает правила» (шофёр);

5 кадр – «Из той же мучки, да не те ручки» (кондитер);

6 кадр – «Не верь болезни, а верь врачу» (доктор);     

7 кадр – «Если пахать плугом, земля станет лугом» (крестьянин»);

8 кадр – «Рыбак моря не боится, он им гордится» (рыбак);

9 кадр – «Ленивому, всегда праздник» (лодырь)

IV - рефлексивный этап.

- Изготовление афиш, пригласительных на премьеру: предлагает детям изоматериалы для изготовления рекламы, буклетов и билетов на премьеру, используя фрагменты кадров к буктрейлера.

- Просмотр буктрейлера, совместно с родителями: предлагает детям вручить родителям пригласительные билеты на просмотр буктрейлера «Где труд, там и счастье». Совместный просмотр, отзывы родителей.

Рекомендация: воспитывать у детей интерес и любовь к книге, приобщать к словесному искусству, литературной речи.

Создание буктрейлеры – одно из увлекательнейших занятий на сегодняшний момент. В процессе работы над видеопроектом дети приобретают навыки работы с современным мультимедийным оборудованием, более глубоко познают окружающий мир. У дошкольников развивается заинтересованность и любознательность, желание узнать больше, выражать свои мысли, чувства через авторские фильмы и видеоролики. Это возможность раскрыть творческие способности, научиться мыслить по-новому, быть современным. И это действительно работает – повышает читательский интерес, воспитывает любовь к книге!

 

Литература:

1.                 Буктрейлер - современный способ продвижения книги в библиотеке : методические рекомендации. Вып. 1 [Текст]/ Детско-юношеская библиотека Республики Карелия им. В.Ф. Морозова; [авт.-сост. Т.А. Лисовская] – Петрозаводск : ДЮБ РК, 2014. – 16с.

2.                 Буктрейлер как инструмент продвижения книги: методическое пособие[Текст] / Департамент культуры и туризма Вологод. обл., Вологод. обл. универс. науч. б-ка им. И. В. Бабушкина; [сост. О. В. Рыкова ; отв. ред., отв. за вып. Беляева Г. А.]. – Вологда: ВОУНБ, 2016. – 23 с

3.                 Ляхов В. Н. Искусство книги [Текст]/ В. Н. Ляхов. – М.: Советский художник, 1978. – 232 с.

4.                Оборин Л. Скоро на полках! [Текст]// OpenSpace: Электронный журнал. 2010. 15 сентября.

5.                 Продвижение книги и чтения с использованием программ по созданию видеороликов: методические рекомендации по работе с программой Windows MovieMaker [Текст]/ БУКОО «Библиотека им. М.М. Пришвина»; сост. Г.Н. Петрова. – Орёл, 2015. –14с.

6.                 Сипель Н. О. Буктрейлер: как создать? [Текст]/ Н. Сипель// Современная библиотека. – 2014. – №7 (47). – С. 18-23.

Раздел: Учебные материалы для детского сада
Автор:
воспитатель, МБУ детский сад № 51 "Чиполлино"
Соавтор: Кусмарова Нина Васильевна
воспитатель, МБУ детский сад № 51 "Чиполлино"
Дата публикации: 11.05.2023
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Торхова Н. В. Буктрейлер как способ формирования читательского интереса // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/113403-buktrejler-kak-sposob-formirovaniya-chitatelskogo-interesa (дата обращения: 04.05.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Скачать сертификат соавтора
  Заказать рецензию на публикацию