Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

Сенсорное воспитание детей раннего возраста (из опыта работы)

Статья по теме

«Сенсорное воспитание детей раннего возраста»
(из опыта работы)

Работая воспитателем в МАДОУ № 30 "МАЛЫШ" г.
Дубны Московской области, воспитываю детей в возрасте от 1,5 до 3 лет и большое
внимание  в воспитательно-образовательном
процессе придаю сенсорному развитию детей.

При поступлении детей в
ДОУ был сформирован одинаковый возрастной состав группы, но каждый ребёнок имел
свои индивидуальные особенности и возможности, разный уровень
нервно-психического развития.

На 2-м году жизни детей
первоначально я уделяю внимание обследованию предметов путём ощупывания, затем
постепенно перехожу к  ознакомлению с их
сенсорными свойствами: величиной и формой, предоставляя
детям возможность  работать с раздаточным
материалом. В первую очередь это  полоски
бумаги разной длины при равной ширине и, наоборот, разной ширины при равной
длине; тесьма разной длины, разной ширины; лоскутки ткани разной толщины и т.
п. Действия с раздаточным материалом обеспечивают возможность всестороннего
обследования предметов каждым ребенком.

Для
сенсорного воспитания детей в нашей группе «Умка» имеется много дидактического

материала. Это пирамидки, матрёшки, цветные стаканчики - вкладыши, кубы - вкладыши,
занимательные коробочки, доски с геометрическими фигурками и грибочками,
мозаика, «строительный» материал (настольный и напольный), конструктор «Лего»,
рамки -вкладыши «Монтессори», цветные шарики, народные музыкальные инструменты,
контейнеры с природным материалом и многое другое. А также есть дидактический
материал, сделанный своими руками.

Игры с
дидактическим материалом способствуют постепенному развитию у  детей зрительного восприятия,
цветовосприятия,   слухового восприятия,
тактильных ощущений, мышления, воображения, а также повышению эмоционального
состояния, двигательной активности и т.д.

На третьем
году жизни детей сенсорное воспитание отражается во всех областях
образовательной деятельности: социально-коммуникативной,
познавательно-исследовательской, речевой, художественно-эстетической и
физической культуре.

Важную роль
в развитии сенсорных способностей ребёнка играет развивающая среда. Обучение сенсорному
воспитанию осуществляется не только на занятиях, но и в повседневной жизни: на
прогулке, в игровых уголках, в самостоятельных играх. Это способствует
закреплению знаний и умений детей.

Ежедневные
наблюдения показывают, что к концу 3-го года жизни, дети хорошо усваивают
знания по форме и величине, цвету предметов, соответственно своему возрасту. Во
время самостоятельной деятельности дети   обращаются к взрослым с просьбой дать им
задание в игре с дидактическим материалом. И большинство  справляется со
своим заданием и даже старается помочь рядом находящимся детям словом,
показом, действиями, подражая взрослому.

Различать цвета
дети начинают очень рано.   Так
как эта задача для детей доступна, но нелегка, то
упражнять их в различении цветов надо систематически и в
разнообразной форме.
Этому способствует и художественное творчество. Например, в нашей группе
работает кружок по изобразительной деятельности с элементами мелкой моторики,
где используется нетрадиционная техника рисования пальчиками, ладошками, ватными
дисками и листиками с разнообразных деревьев, что является прекрасным  инструментом для создания творческих
композиций. Эти занятия способствуют не только цветовосприятию, но и
проявлению самостоятельности, инициативы, самовыражению, поднятию настроения у
детей, а также развитию зрительно-моторной координации, фантазии, логики,
мышления.

Конструирование – это одно из  важных составляющих сенсорного развития  в младшей группе,
равно как и рисование. В нашей группе «Умка» созданы благоприятные условия для
конструирования.  У детей
возникает желание не просто манипулировать предметами, но и что-то
создавать, строить для достижения результата. Желание что-то создавать своими
руками есть у каждого ребенка, но оно закрепляется лишь в том случае, если
малыш понимает, что его труд оценен   и одобрен    окружающими.

Конструирование
- это позитивное занятие. Чем больше дети мастерят, тем больше навыков
они получают. В первую очередь развивается пространственное мышление, мелкая
моторика. Дети учатся различать различные материалы, узнают об их свойствах,
овладевают своими руками, настраиваются на созидание.

Во время конструирования дети часто объединяются небольшими группами и вместе
делают постройки. Они строят большие красивые дома, выкладывают дорожки и потом
радуются и любуются своим творчеством.

Сенсорное
воспитание детей раннего возраста является подготовительной ступенью к
формированию у них элементарных математических представлений.

К концу
3-го года жизни дети уже знакомы с такими понятиями, как «много» и «мало»,
«целый» предмет, «часть» предмета и др.

В
самостоятельных играх ребяткам уже интереснее играть с большой матрёшкой, в
которой много матрёшек-вкладышей различной величины – «Большая семья».
Рассказывая детям сказку «Коза и семеро козлят», они знают, что большая коза – мама,
а маленькие козлятки её детки; что коза одна, а деток – козляток много и даже
способны сосчитать их.

Решая на
протяжении всего учебного года задачи по всем видам
воспитательно-образовательной деятельности и добиваясь положительных
результатов в работе по сенсорному воспитанию со всеми детьми, воспитатель и
сам совершенствуется.

Скоро мои
воспитанники перейдут в другие дошкольные учреждения. Хочется пожелать им
хорошо адаптироваться в новых условиях, показать знания и умения, приобретённые
в  ДОУ "МАЛЫШ" и развиваться дальше.

Раздел: Учебные материалы для детского сада
Автор:
воспитатель группы №4 «Умка» МАДОУ № 30 "МАЛЫШ" г. Дубны Московской области
Дата публикации: 28.06.2015
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Полицына Р. М. Сенсорное воспитание детей раннего возраста (из опыта работы) // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/11627-sensornoe-vospitanie-detej-rannego-vozrasta-iz-opyta-raboty (дата обращения: 16.04.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию