Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

Обучение дошкольников творческому рассказыванию

Обучение дошкольников творческому рассказыванию.

Среди всех видов связной монологической речи творческое рассказывание является наиболее сложным. Современная педагогика называет творческими такие рассказы детей, в которых ими придуманы, вымышлены определенные образы или действия. Подобные рассказы составляются на основе детского воображения, которое, по данным психологов, предполагает значительную аналитико-синтетическую деятельность мозга.
      Возможность составлять полноценные творческие рассказы возникает у ребёнка только в старшем дошкольном возрасте. В этот период запас знаний и сведений об окружающей действительности, который может стать содержанием словесного творчества дошкольника, существенно возрастает. Фонетическая и грамматическая стороны языка и речи оказываются, в основном, сформированными.

Помимо речевой готовности к словесному творчеству, в возрасте 5-6 лет у дошкольника, формируются определенные психологические предпосылки:
 - возрастают активность, интеллектуальность и внутренняя опосредованность внимания (по Р. С. Немову);
- произвольность и образность памяти;
- логика и понятийность мышления;
- управляемость воображения и др.
      Перечисленные психические процессы не только служат базой для порождения полноценного творческого рассказа, но и в ходе его составления сами заметно совершенствуются. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарём. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое.

Словесное творчество О. С. Ушакова рассматривает как деятельность, возникающую под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающуюся в создании устных сочинений-рассказов, сказок, стихов (восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы).
      Навык творческого рассказывания для будущих школьников крайне важен. На нём будут строиться ответы учеников у доски, их рассуждения, доказательства, написание сочинений, изложений и пр. Совершенствование в процессе составления творческих рассказов детского воображения позитивно отразится на познавательной деятельности и личностных качествах ребёнка. Ведь почти вся человеческая духовная и материальная культура является продуктом творческого воображения. Благодаря воображению, человек планирует свою деятельность, творит, познаёт необъятный окружающий мир.
      Умение составлять такие рассказы самостоятельно, соблюдая при этом все необходимые нормы (грамотность, структуру, целостность и пр.) есть, по определению О. С. Ушаковой, «высшее достижение речевого развития дошкольника».

Сущность творческого рассказывания

Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребёнок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. От детей требуется умение выбрать отдельные факты, внести в них элементы фантазии и составить творческий рассказ. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача – точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству.

В методике развития связной речи не существует строгой классификации творческих рассказов, но условно, можно выделить следующие виды:
- рассказы реалистического характера (реалистический рассказ отражает существующие в природе предметы и явления, хотя в личном опыте ребёнка они не встречались);
- сказки (чаще всего представляют собой отражение художественного опыта, накопленного детьми при восприятии и пересказе народных и литературных сказок);
- описания природы.

Тематика творческих рассказов должна быть связана с общими задачами воспитания у детей правильного отношения к окружающей жизни, воспитания уважения к старшим, любви к младшим, дружбы и товарищества. Тема должна быть близка опыту детей, доступна их пониманию и интересна. Тогда у них появится желание придумать рассказ или сказку.
      Темы для рассказывания могут быть с конкретным содержанием: «Как мальчик нашёл щенка»», «Почему девочка плакала». Когда дети научатся придумывать рассказ с конкретным содержанием, можно усложнить задачу – предложить рассказывание на отвлечённую тему: придумать рассказ «Про весёлый случай».

Методические рекомендации по обучению дошкольников творческому рассказыванию
     
Для методики обучения творческому рассказыванию особое значение имеет понимание особенностей формирования художественного, в частности словесного, творчества и роли педагога в этом процессе. В формировании детского художественного творчества выделено три этапа.

На первом этапе – накопление опыта. Роль педагога заключается в организации жизненных наблюдений, влияющих на детское творчество. Ребёнка надо учить образному видению окружающего.

Второй этап – собственно процесс детского творчества, когда возникает замысел, идут поиски художественных средств. Это побуждает детей к поискам средств его реализации: поиски композиции, выделение поступков героев, выбор слов, эпитетов.

На третьем этапе появляется новая продукция – рассказ. Ребёнок интересуется её качеством, стремится завершить её, испытывая эстетическое удовлетворение. Поэтому необходимы анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность.

Педагогическими условиями обучения творческому рассказыванию являются:

1. Обогащение опыта детей впечатлениями из жизни.
     
Эта работа может иметь разный характер в зависимости от конкретного задания: экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтение книг. Так, перед описанием природы используются систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе и чтение литературы с описанием природных явлений. Чтение книг, особенно познавательного характера, обогащает детей новыми знаниями и представлениями о труде людей, о поведении и поступках детей и взрослых, углубляет нравственные чувства, даёт прекрасные образцы литературного языка. Произведения устного народного творчества содержат много художественных приёмов (аллегория, диалог, повторы, олицетворения), привлекают своеобразным строением, художественной формой, стилем и языком. Всё это оказывает влияние на словесное творчество детей.

2. Обогащение и активизация словаря.

Дети нуждаются в пополнении и активизации словаря за счёт слов-определений; слов, помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц. Поэтому процесс обогащения опыта детей тесным образом связан с формированием новых понятий, нового словаря и умением пользоваться имеющимся запасом слов.
      3. Умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания (творческий рассказ).
      Творческий рассказ – продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ. Одно из условий – умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания. Этим умениям дети обучаются на предыдущих возрастных этапах, воспроизводя литературные тексты, составляя описания игрушек и картин, придумывая по ним рассказы. Особенно близки к словесному творчеству рассказы об одной игрушке, придумывание конца и начала к изображенному на картине эпизоду.
      4. Правильное понимание детьми задания «придумать», т. е. создать что-то новое, рассказать о том, чего на самом деле не было или ребёнок этого сам не видел, но «придумал» (хотя в опыте других подобный факт мог быть)
      Приёмы обучения творческому рассказыванию:
     
Приёмы обучения творческому рассказыванию зависят от умений детей, задач обучения и вида рассказа.
      В старшей группе:
• Рассказывание детей вместе с педагогом по вопросам.
• Придумывание с детьми продолжения авторского текста.
     В подготовительной группе:
• Придумывание продолжения и завершение рассказа.
• Вспомогательные вопросы.
• План в виде вопросов.
• Рассказывание по сюжету, предложенному педагогом.
• Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему.
• Придумывание сказки.
 • Описание природы.
      Существуют различные варианты творческих рассказов по методике О. С. Ушаковой.
      Придумывание продолжения и завершения рассказа. Педагог сообщает начало рассказа, его завязку, а основные события и приключения героев придумывают дети. Примером может служить незаконченный рассказ Л. А. Пеньевской «Как Миша варежку потерял». Педагог задаёт детям вопросы: Нашёл ли Миша свою варежку? Как это произошло? Кто ему помог? Это даёт толчок творческому воображению детей. Однако его необходимо направить так, чтобы дети создавали правдоподобные, жизненные ситуации. Если рассказы составляются однообразно, следует поговорить о том, что ещё могло произойти с Мишиной варежкой, т. е. предложить различные варианты (может быть, она зацепилась за куст или её утащил щенок и т. п.).
      Обязательным условием является напоминание детям о том, чтобы они не повторяли сюжет товарища и придумывали свой вариант. Тематика рассказов самая разнообразная: «Что случилось с Юрой?», «Как Володя помогал Леночке», «Случай в лесу». Это может быть и сказка: «Приключения зайца», «Что сказал мне ёжик по секрету».

Придумывание рассказа или сказки по плану педагога требует уже большей самостоятельности, так как план намечает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания предстоит детям осуществлять самостоятельно.
      О. С. Ушакова предлагает составлять план в непринужденной форме. Например, в придумывании сказки «Приключения ёжика» педагог  даёт следующий план: «Сначала расскажите, как ёжик собрался на прогулку, что интересного увидел он по дороге в лес, и придумайте, что же с ним произошло». В дальнейшем, когда дети научатся составлять рассказы по предложенному плану, надобность в нём отпадает.
      Придумывание рассказа по теме, предложенной педагогом без плана, даёт ещё больший толчок творческому воображению и самостоятельности мысли, ребёнок выступает автором, самостоятельно выбирает содержание рассказа и его форму. Сама формулировка темы должна эмоционально настраивать детей на сочинение рассказа. Некоторые рассказы могут быть объединены одной темой, например серия рассказов про Лену: «Новое платье Лены», «Какая игрушка понравилась Лене в детском саду» и т. д. Дети учатся наглядно-образно описывать предметы, передавать чувства, настроение и приключения героев, самостоятельно придумывать интересную концовку рассказа.
      Можно давать различные темы и для придумывания сказок о животных: «День рождения лисы», «Как заяц по лесу гулял», «Приключения волка» и т. д.
      Самый сложный вид рассказывания — это придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему. Здесь успехи во многом зависят от того, как сумеет педагог  заинтересовать детей, создать у них эмоциональное настроение, дать толчок творческому воображению. Этот вид творческого рассказывания можно иногда проводить под девизом «Кто интереснее придумает сказку».
      Всё зависит от того, как вы сумеете заинтересовать ребёнка, какое создадите эмоциональное настроение и дадите толчок творческому воображению.
      Возможность говорить, общаться – это удивительный дар природы. И с этим даром нужно обращаться не только бережно, но и умело. На формирование способности заговорить природа отвела не так уж много времени – это период с 1 года до 8-9 лет. После 9 лет природа отбирает эту возможность, закрывая речевую зону коры головного мозга. И если ребёнок в этот период, не заговорит, то в дальнейшем это умение ему уже не будет дано. Какую огромную и ответственную задачу возложила на педагогов-дошкольников сама природа! И мы должны сделать всё, чтобы успеть помочь формированию фундамента развития ребёнка.
      Анализ и оценка творческого рассказа
     
Для ребёнка очень важны такт, корректность, доброжелательность оценки взрослого.
      Исправлять малыша следует только при нелепом, пустом фантазировании.
      Ошибочные слова в высказывании ребёнка взрослому не следует повторять или обсуждать. Их необходимо заменить правильными в собственной речи, а затем предложить ребёнку повторить измененную фразу целиком.

Раздел: Учебные материалы для детского сада
Автор:
Учитель-логопед МБ ДОУ "Дс кв "Кирпичики"" АГО
Дата публикации: 29.10.2023
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Лаптева О. Ю. Обучение дошкольников творческому рассказыванию // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/116604-seminar-dlya-pedagogov-obuchenie-doshkolnikov-tvorcheskomu-rasskazyvaniyu (дата обращения: 07.05.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию