Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХОРОВОДНЫХ ИГР В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИКАХ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХОРОВОДНЫХ ИГР В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИКАХ.

Сытина Н.В., Куклина Е. В. музыкальные руководители

МБДОУ г. Иркутска Детского сада №142

В соответствии с требованиями ФГОС ДО в содержательном разделе образовательной программы ДОУ должны быть представлены особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик. Что же такое культурные практики?

Культурные практики (по Крыловой Н. Б.)3 – это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды его самостоятельной деятельности.

Культурные практики способствуют формированию личностных качеств дошкольников, являются средством для развития инициативности, самостоятельности и ответственности.

Формы организации культурной практики по музыкальному развитию

1. В художественно-эстетической деятельности:

– творческая мастерская;

– музыкальная и театральная гостиные;

– детская студия;

– детские досуги;

– музицирование.

2.В игровой деятельности:

– музыкальные игры с правилами, сюжетные игры, хороводные игры;

– совместная игра музыкального руководителя и детей;

– игровые музыкальные ситуации.

Развитие эмоций и чувств дошкольника, его раскрепощение, создание максимально комфортной ситуации общения детей друг с другом и с педагогом - приоритетная задача каждого педагога, любого дошкольного образовательного учреждения.

Хороводные игры, хорошо знакомые каждому человеку с детства, являются интегративной деятельностью, органично сочетающей в себе игру и эмоциональное общение детей, побуждающей их к индивидуальным творческим проявлениям.

Хороводная игра как произведение народного творчества интересна ребенку тогда, когда в нее можно вводить элементы новизны: придумывать новое движение героя, новый игровой ход, новую двигательную интерпретацию текста.

При разучивании хороводных игр можно выделить три этапа работы:

1 этап. Помогаем ребенку увидеть в хороводной игре возможность для самостоятельной творческой художественно-игровой деятельности.

Вначале все игры разучиваются по образцу подвижных.

Это делается для того, чтобы дети запомнили текст, мелодию, движения, структуру и последовательность игровых действий. Педагог разъясняет цель игры, объясняет ее содержание, распределяет роли и предлагает детям поиграть. Должно происходить активное включение дошкольников в хоровод, по ходу которого происходит его запоминание; внимание детей обращается на особенности игровых правил, алгоритм действий. Если предлагаемые хороводные игры хорошо известны детям, то они либо могут быть заменены на аналогичные по типу и доступные для самостоятельного проведения хоровода, либо дети и педагог могут продолжать в них играть до определенного момента.

Результативность своей работы на этом этапе педагог оценивает по следующим показателям:

- перенос детьми элементов игры в свою деятельность, попытки самостоятельных игр;

- интерес и желание дошкольников изображать игровые персонажи, попытки создавать характер игрового образа при наличии двигательной канвы;

- первые зрительские оценки;

- варианты создания детьми новых игровых зачинов и концовок хороводов.

2 этап. Создаем условия для детских исполнительских импровизаций и для развития у детей интереса к хороводу как виду творческой игровой деятельности. По сравнению с предыдущими играми эти хороводы более сложные по содержанию и средствам воплощения.

Новая игра представляется дошкольникам вначале как сказка или рассказ, а затем - как хоровод, состоящий только из пения и одновременного хождения по кругу. Перед началом разучивания каждой игры педагогом проводится беседа, в которой содержание хоровода представляется в повествовательной форме.

Например, хороводная игра «Козел»: жили-были баба с дедом. Были они старенькие, детей у них не было. Но зато во дворе жил козленок, маленький, беленький. Шло время, козленок вырос и стал таким умным, таким пригожим, на радость бабе с дедом. Козел и по воду сходит, и кашу сварит. Вот пошел он однажды в лес за дровами. Ходил козел целый день, да и заблудился. Стемнело в лесу, ищет козел дорогу домой, как вдруг из-за ели выбегают к нему волки. Целых семеро волков, все голодные. Захотели они козла съесть и стали с ним бороться ...

Такое повествование позволяет детям легче запомнить текст игры и понять действия и характеры действующих лиц. Отдельно обговариваются структура игры и правила, обращается внимание на то, что ход игры может зависеть от характера игровых образов.

Задача педагога заключается в том, чтобы создать и поддерживать атмосферу творчества, комментировать движения детей, обращать внимание на творческие удачи, индивидуальные проявления воспитанников.

В процессе работы на этом этапе внимание детей акцентируется на том, что создание хороводной игры и разыгрывание потешек - это деятельность коллективная, требующая сотрудничества по поводу выбора средств выразительности и создания игры. Игровая ситуация «зрители – исполнителю» сохраняется, это позволяет детям высказывать и аргументировать свои оценки.

Результативность работы педагога на этом этапе оценивается в соответствии с показателями:

- изменение отношения детей к хороводным играм;

- использование детьми данного вида игр для импровизаций, двигательного воплощения образа;

- художественность исполнения хоровода;

- игры и потешки представлены в самостоятельной деятельности детей;

- у детей появляется общение по поводу игровой деятельности: о сущности хоровода, специфики средств создания игровых образов.

3 этап. Обеспечиваем условия для создания детьми собственных хороводных игр на готовые тексты с помощью различных средств художественной выразительности.

Этот этап является завершающим в работе и показывает результаты в развитии у детей художественного восприятия образа, умений передачи его характера при исполнении. Дети применяют знание структуры хороводных игр, особенности игровых правил, умения организовать такую игру самостоятельно.

На этом этапе педагог обращает внимание на музыкальное оформление игры. Накопленный у детей опыт предыдущих хороводов, постоянное повторение мелодий приводят к тому, что во вновь создаваемых играх мелодическая основа напоминает ритмическое напевание в соответствии с ритмом текста и соединяет в себе музыкальные ходы других игр.

Меняется характер взаимодействия педагога с детьми: он выступает в роли координатора детских идей, стимулируя своими действиями детскую инициативу, творческий поиск воспитанников.

В итоге возникают три типа игр, которые организуются по инициативе детей:

- собственно хороводные игры и игры-перевоплощения в потешках;

- игры-договоры по поводу хода и сочинения игры;

- игры в обучение игре сверстников.

Такой уровень освоения игры позволяет детям стать не только ее творческими исполнителями, но и сочинителями собственных игр на предлагаемые поэтические тексты.

         Подводя итог: использование хороводных игр в организации образовательной деятельности обучающихся в культурных практиках, способствует формированию личностных качеств дошкольников, таких как, инициативность, самостоятельность и ответственность.

Литература:

  1. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Детство – пресс, 2010. -650 с.
  2. Березина Н.О., Веннецкая О.Е., Герасимова Е.Н. и др., науч. рук. Асмолов А.Г.; рук. Авт. Коллектива Федина Н.В. Успех. Методические рекомендации. – М.: Просвещение, 2012. – 240с.
Раздел: Учебные материалы для детского сада
Автор:
музыкальный руководитель МБДОУг. Иркутска детского сада №142
Соавтор: Куклина Татьяна Васильевна
музыкальный руководитель МБДОУг. Иркутска детского сада №142
Дата публикации: 10.12.2023
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Сытина Н. В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХОРОВОДНЫХ ИГР В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИКАХ // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/117953-ispolzovanie-khorovodnykh-igr-v-organizatsii-obrazovatelnoj-deyatelnosti-obuchayushchikhsya-v-kulturnykh-praktikakh (дата обращения: 06.05.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Скачать сертификат соавтора
  Заказать рецензию на публикацию