Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

Дидактическая игра как средство познавательного интереса у старших дошкольников

Дидактическая игра как средство познавательного интереса у старших дошкольников.

  Из многих проблем современности особенно актуальной остается проблема развития у детей познавательного интереса в дошкольном возрасте, который является важным периодом в жизни человека. Так как в этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки умственного, нравственного и физического развития ребенка.

  Одним из эффективных методом формирования познавательного

интереса дошкольников является дидактическая игра, в задачи которой

входит не только передача конкретных знаний, умений и навыков, но и

развитие психических процессов, творческих способностей ребенка.

Дидактическая игра представляет собой одновременно и игровой метод обучения детей дошкольного возраста, и форму обучения детей, и

самостоятельную игровую деятельность, и средство всестороннего

воспитания ребенка.

  Развивающие дидактические игры состоят из игрового замысла,

предлагаемого ребенку, игрового материала и правил. Все эти компоненты определяются целью игры – тем, на что данная игра направлена. С точки зрения Е.А. Волохиной, И.В. Юкиной, цель дидактической игры всегда имеет два аспекта:

1) познавательный аспект;

2) воспитательный.

  Чтобы дидактическая игра оставалась игрой, а не превращалась в

строгое усвоение знаний и умений, она должна обязательно состоять из

игрового замысла, т.е. той игровой ситуации, в которую вводится ребенок, и

которую он воспринимает как свою. Замысел игры должен учитывать

индивидуальные потребности и склонности детей, а также особенности их

возраста. И наконец, важнейшей особенностью дидактической игры является игровых правил, доводящих до сознания детей замысел игры, игровые действия и обучающую задачу.

  Поскольку дидактическая развивающая игра является для ребенка

интересной, он охотно и добровольно включается в нее и соответственно

получает новый опыт, который становится его личным достоянием. В

будущем ребенок переносит усвоенный опыт в новые ситуации, развивая

познавательный интерес и творческую инициативу.

Дидактический наглядный материал занимает центральное место, он

помогает реализовать принцип наглядности, отвечает особенностям детского мышления, и является средством активизации познавательного интереса ребенка. По мнению Е.И. Удальцовой, дидактический наглядный материал выполняет ряд функций:

  • наглядность;
  • дает возможность педагогу организовать учебно-познавательную

деятельность дошкольников и управлять этой работой, развивать у них

желание получать новые знания;

  • увеличивает объем познавательной деятельности детей на занятиях;
  • расширяет возможности педагога в решении образовательных,

воспитательных и развивающих задач.

Дидактический наглядный материал бывает двух видов:

1. Демонстрационный материал (крупный) – для показа и работы детей.

2. Раздаточный материал (мелкий) – ребенок пользуется, сидя за

столом и выполняя одновременно со всеми задание педагога. Они

отличаются по назначению: первый служит для объяснения и показа

способов действий воспитателем, вторые дают возможность организовать

самостоятельную деятельность детей, в процессе которой вырабатываются

необходимые навыки и умения.

  Таким образом, в дидактической игре ребенок получает необходимые

знания, расширяющие его кругозор, что позволяет ему исследовать

окружающий мир, познавать его. Дидактическая игра является достаточно

эффективным средством формирования произвольного поведения ребенка, в частности таких качеств, как организованность и самоконтроль.

Обязательные для всех правила игры регулируют поведение детей,

ограничивают их импульсивность. Если правила поведения, декларируемые

взрослыми, вне игры обычно плохо усваиваются детьми и часто нарушаются ими, то правила дидактической игры, которые становятся условием увлекательной совместной деятельности, вполне естественно входят в жизнь детей.

   С помощью дидактических игр педагог приучает детей самостоятельно

мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в

соответствии с поставленной задачей. Дидактические игры способствуют

развитию сенсорных способностей детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребенком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребенком характерных признаков предметов. Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное

звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать

свои мысли. Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию

– главная задача многих словесных игр.

 С помощью дидактической игры у дошкольников формируется

нравственное представление о бережном отношении к окружающим

предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о

взаимоотношении со сверстниками и взрослыми, о положительных и

отрицательных качествах личности. В воспитании нравственных качеств

личности ребенка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры.

По характеру используемых материалов Е.А. Волохина, И.В. Юкина

выделяют следующую классификацию дидактических игр:

1. Игры с предметами (используются как бессюжетные игры: шары,

цилиндры, пирамидки и др., так и сюжетные дидактические материалы:

куклы, предметы быта, овощи и т.п.). С помощью этого вида игр ребенок

познает предметы окружающего мира, пополняет свой словарный запас,

узнает назначение предметов. У ребенка развивается внимание, память,

воображение.

2. Настольные игры (ребенок взаимодействует не с предметами, а с их

изображениями – подбор картинок по сходству, составление целого из частей (разрезные картинки, кубики)). С помощью этого вида игр ребенок

систематизирует знания об окружающем мире, развивает мыслительные

процессы и операции, внимание.

3. Словесные дидактические игры (более сложный вид игр, с помощью

которых ребенок учится оперировать представлениями, развивает речь,

закрепляет словарный запас, формирует умение считать, ориентироваться в

пространстве.

Таким образом, в дошкольном возрасте дидактические игры содержат

разносторонние условия для формирования познавательного интереса, при

этом происходит не только передача конкретных знаний, умений и навыков,

но и развитие психических процессов, способностей ребенка, что является

необходимым в процессе дальнейшего школьного обучения. Сущность

дидактической игры заключается в том, что с помощью игр, разнообразных

по своему содержанию и используемым материалам, дети познают

окружающий мир, природу, развивают внимание, память, мышление,

воображение. Кроме того, дидактические материалы формируют способность детей к проектной деятельности, что также развивает их познавательный интерес и творческие способности.

Раздел: Учебные материалы для детского сада
Автор:
МБДОУ "Детский сад № 145"
Дата публикации: 10.12.2023
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Шестакова Е. Г. Дидактическая игра как средство познавательного интереса у старших дошкольников // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/117970-didakticheskaya-igra-kak-sredstvo-poznavatelnogo-interesa-u-starshikh-doshkolnikov (дата обращения: 27.04.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию