Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

Педагогическая гостиная "Формирование коммуникативной компетентности у дошкольников"

«Формирование коммуникативной компетентности у дошкольников»

(педагогическая гостиная)


Строкина Людмила Филипповна,

воспитатель МАДОУ «Мальвина»,

г. Ноябрьск, ЯНАО

 

Ком­му­ни­кативная компетенция рассматривается как базисная харак­те­ристика личности дошкольника, как важ­­нейшая предпосыл­ка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в ос­во­е­нии специфически детских видов деятельности - кол­лек­тив­ных игр, конструирования, детского художественного твор­чества.

            Особое значение в речевом развитии дошкольников имеет диалог сверстников.

 Именно здесь дети по-настоящему чув­с­т­ву­­ют себя равными, свободными, раскованными. Здесь они учат­ся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю. В диа­логе рождается содержание, которым не обладает в отдельности ни один из партнеров, оно рождается лишь во взаи­мо­действии. В диалоге со сверстником в наибольшей степени при­ходится ориентироваться на особенности партнера, учи­ты­вать его возможности (часто ограниченные) и поэтому про­из­вольно стро­ить свое высказывание, используя контекстную речь.

На сегодняшний день отмечается актуальность проблемы формирования коммуникативной компетентности в дошкольном возрасте.

В структуре коммуникативной компетентности можно выделить следующие компоненты:

- когнитивный,

- ценностно-смысловой,

- личностный,

- эмоциональный,

- поведенческий.

Они не являются частями целого, однако предполагают взаимовлияние, взаимопроникновение и существование каждого в остальных, что означает следующее:

- содержание отдельного компонента «раскрывается» через другие, взаимодействует с ними, проявляется в них;

- все компоненты (направления) должны быть включены в работу;

- более эффективным считается занятие, обеспечивающее развитие ребенка по всем или многим обозначенным направлениям.

Раскрывая смысл каждого компонента, можно обозначить его значение в коммуникативной компетентности и желаемый уровень для дошкольника

Когнитивный компонент – знания о ценностно-смысловой стороне общения, о личностных качествах, способствующих и препятствующих общению, об эмоциях и чувствах, всегда сопровождающих его

Ценностно-смысловой компонент – ценности, которые активизируются в общении. Например, для обращения с просьбой к кому-либо о чем-то для себя важно, какой смысл это имеет для просящего. Если, по его мнению, просить – значит показывать свою зависимость или слабость, что недопустимо, то он не будет этого делать. Или, например, если человек считает, что «никто никому ничего не должен», и поэтому боится получить отказ, то он тоже не может попросить. Поэтому, начиная с дошкольного периода следует формировать нравственные ценности и базовые отношения к себе (самопринятие, самоуважение) и другим людям (принятие их, уважение к ним).

Личностный компонент – особенности личности, вступающего в общение, которые естественным образом влияют на содержание, процесс и сущность коммуникации. Застенчивость, беззастенчивость, отчужденность, эгоистичность, заносчивость, тревожность, агрессивность, конфликтность, авторитарность негативным образом сказываются на общении. Коммуникативная компетентность дошкольника должна базироваться на уверенности в себе, оптимизме, доброжелательности (дружественность) и уважении к людям, справедливости, альтруизме, честности, стрессоустойчивости, эмоциональной стабильности, неагрессивности, неконфликтности. Дошкольный период наиболее благоприятен для воспитания личностных черт, многие из них уже заложены, но изменения (развитие и коррекция) вполне возможны. У более старших детей коррекция потребует существенных усилий.

Эмоциональный компонент связан, прежде всего, с созданием и поддержанием позитивного эмоционального контакта с собеседником, саморегуляцией, умением не только реагировать на изменение состояния партнера, но и предвосхищать его.

Поведенческий компонент образуют коммуникативные умения (приветствие, прощание, обращение, просьба, отказ, умение слушать других, говорить перед другими, сотрудничать).

Таким образом, под коммуникативной компетентностью ребенка дошкольного возраста понимается его способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми.

Для формирования коммуникативной компетентности выделяются две группы методов воспитания: 

-  методы накопления содержания детской речи и методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.

Первая группа включает методы:

а) непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии;

б) опосредованного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино- и видеофильмов, просмотр телепередач.

Вторая группа методов используется для закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры и упражнения.

            Средства способствующих формированию коммуникативной компетентности:

- диалог

- создание сюжетных ситуаций

- дидактические игры,

- лексические упражнения.

В качестве одного из средств формирования коммуникативной компетентности выступает сюжетно-ролевая игра. Игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста. Для детей игровая деятельность сохраняет свое значение как необходимое условие развития интеллекта, психических процессов, личности в целом. Наиболее близкое и понятное для дошкольника – игра, сказка, игрушка. Посредством этого ребенок познает окружающую действительность, выстраивает для себя модель жизни. Иногда самые, казалось бы, неразрешимые вопросы в общении с малышом легко решаются через игру, игрушку.

Важным направлением воспитания коммуникативной компетентности также является целенаправленная работа с педагогами и родителями по развитию коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста, которая включает в себя следующие этапы работы:

- изучение семей детей;

- привлечение родителей к активному участию в развивающих занятиях дошкольного учреждения,

- изучение семейного опыта по развитию коммуникативной компетентности детей,

- просвещение родителей в области организации коммуникативной деятельности дошкольников,

- учет психолого-педагогических рекомендаций, предъявляемых к воспитателям дошкольного учреждения.

            Итак, коммуникативная компетентность дошкольников представляет собой совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективность протекания коммуникативных процессов (овладение навыками речевого общения, восприятие, оценка и интерпретация коммуникативных действий, планирование ситуации общения).

Раздел: Учебные материалы для детского сада
Автор:
воспитатель МАДОУ "Мальвина"
Соавтор:
Дата публикации: 15.04.2024
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Строкина Л. Ф. Педагогическая гостиная "Формирование коммуникативной компетентности у дошкольников" // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/121396-pedagogicheskaya-gostinaya-formirovanie-kommunikativnoj-kompetentnosti-u-doshkolnikov (дата обращения: 02.05.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Скачать сертификат соавтора
  Заказать рецензию на публикацию