Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

«Музыкально-театрализованная деятельность, как средство развитие коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста»

«Музыкально-театрализованная деятельность, как средство развитие коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста»

 

 

 

Музыкальные руководители: Сытина Н. В.

                                                        Куклина Т. В.

 

 

Цель: формирование и совершенствование коммуникативных компетенций у детей через вовлечение их в театральную деятельность.

Задачи:

  • создание благоприятной, дружественной атмосферы между детьми в группе;
  • формирование вокально-исполнительских умений;
  • выработка навыков исполнения основных танцев, движений, фигур;
  • развитие творческого воображения, фантазии;
  • привитие культуры поведения на сцене.

В современном обществе стоит большая проблема в развитии у детей коммуникативных способностей. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а просмотр мультфильмов или компьютерные игры – любимое занятие, от которого очень трудно бывает ребенка отвлечь. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь умение общаться с самыми разными людьми всегда поможет во взрослой жизни, научит простым правилам мирного сосуществования.

Близкие взрослые обычно внимательны и доброжелательны к малышу, они окружают его теплом и заботой, учат определенным навыкам и умениям. Со сверстниками все происходит иначе. Дети менее внимательны и доброжелательны, они обычно не слишком стремятся помочь друг другу, поддержать и понять сверстника. Удовольствие от совместного времяпрепровождения, совместных занятий, сильное желание их продолжать – все это помогает детям преодолевать трудности, связанные с разницей мнений, желаний, намерений.

Для успешного развития коммуникативных компетенций ребенку необходимо создать определенные условия, ведь каждый по-своему отвечает требованиям воспитателя и сверстников и создает отношение к себе.

Эффективно развивать коммуникативные способности ребенка, безусловно, помогает музыкально - театрализованная деятельность. Ведь в отличие от других отдельно взятых видов искусств – это их синтез. Музыкально – театральное творчество включает в себя практически все виды детской деятельности: песенную, танцевальную, игровую, речевую, художественную, импровизации на детских музыкальных инструментах, а также практически все виды театра – от пальчикового до драматического. Этот вид творческой деятельности обладает сильным воздействием на внутренний мир человека, вызывает яркие эмоции. В музыкально-театрализованной деятельности можно использовать различные способы взаимодействия ребенка как со взрослым, так и с детьми своего возраста (совместное пение, музицирование, музыкальные игры и т. д). Музыкально-театральное творчество активизирует межличностную коммуникацию, «общение по душам», одновременно способствуя преодолению разного рода коммуникационных барьеров.

Особые коммуникационные трудности у детей встречаются при формировании разновозрастных компенсирующих групп с ТНР.  Дети стесняются говорить, так как к 5, 6 годам уже начинают осознавать свои проблемы. Очень важно на начальном этапе формирования такой группы сплотить детский коллектив, сделать всё возможное, чтобы ребенок почувствовал себя комфортно. Найти для каждого ребенка посильную роль в музыкальной постановке, представив его в наиболее выгодном свете, сделать привлекательным для других детей.

В прошлом году как только была сформирована группа с «ТНР» мы приступили к разучиванию мини-мюзикла «Принцесса на горошине» по мотивам одноименной сказки Г. Х. Андерсена. Декорации и костюмы, были изготовлены заранее, мы их часто используем для создания сказочной обстановки. Литературная основа сценария была взята с интернет ресурсов, а музыкальный материал подбирали сами, используя классическую музыку в современной обработке и эстрадную:

  1. «В дороге» музыка «Смелый наездник» Р. Шумана танцевальная композиция для мальчиков с деревянными лошадками (инструментальная обр.)
  2. «Оркестр прекрасных дев» музыка «К Элизе» Л. Бетховена (совр. обр)
  3. «Танец принцесс с цветами» музыка Вальс из «Детского альбома» П. Чайковского (инструментальная обр.)
  4. Композиция с тканью «Ночь» муз. «Hijo de la Luna» (сисп. — «Сын Луны») (инструментальная обр.)
  5. Финальная песня «Принцесса на горошине» муз. С. Савенкова

Наибольшие трудности были связаны с работой над ритмическим ансамблем, как в песнях, так и в танцах. В силу своих психологических и возрастных особенностей, кто-то был медлителен и заторможен, у кого-то наблюдалась тенденция к ускорению темпа. Попутно решая музыкальные задачи, мы делали акцент на то чтобы раскрепостить ребенка, создать ему благоприятную обстановку, вызвать положительно-эмоциональный настрой от общения.

Так как мы не могли показать нашу сказку родителям (в связи с сан-эпид. обстановкой), мы опубликовали её на сайте детского сада, в качестве подарка мамам к Дню Матери, а также получили диплом лауреата 3 степени в международном конкурсе детского театрального творчества «ПЕТРУШКА».

При театрализации музыкальных сказок в группах с большим количеством детей часто возникает проблема, что делать если в сказке «Репка» всего семь главных героев? Эту проблему легко решить, если включить в театрализацию общие хоровые песни, танцы по типу музыкальной разминки или подгрупповые танцы, которые легко вплетаются в канву сюжета сказки. Например, «Танец солнечных лучиков», флэш-моб «Веселая зарядка», хоровод «Капуста» и заключительная песня «Репка» из репертуара музыкального интернет шоу «Кукутики». Необходимо отметить особое влияние совместного пения на развитие чувства коллективизма у детей.

На первых занятиях мы с детьми все превращаемся то в одного героя, то в другого, вспоминаем их повадки, поведение. Для каждого персонажа подбираем музыку в жанре, соответствующем его характеру. Некоторые элементы рождаются в процессе совместной импровизации, причем дети многое могут подсказать сами. Уже в процессе работы становится ясно, кому какие можно доверить роли. Каждый ребенок солист, не важно, какую роль он играет. В нашем театре нет главных и второстепенных ролей. Потому что каждый персонаж сказки это весомая, выразительная музыкальная и театральная линия.

Для того чтобы повысить интерес к музыкально-театральной деятельности, удивлять детей и погрузить в мир сказки мы пытаемся создавать 

сценические эффекты, чаще всего звуковые и световые. Например, при театрализации фрагментов сказки «Королевство кривых зеркал» перед нами стояла проблема создания волшебного зеркала. Как мы её реализовали можно увидеть на видео.

«Просмотр видео»

С помощью программы Audacity был записан мой голос, который я обработала, понизив на несколько тонов и добавив эффект «эхо», затем создала вторую дорожку фон - звенящую волшебную музыку и совместила их вместе. Удивление и восторг вызвала у детей и подсветка зеркала лазерным проектором.

Как известно, человек запоминает наиболее эмоционально окрашенные моменты своей жизни. Играя, дети чувствуют себя настоящими артистами, слышат настоящие аплодисменты, получают удовольствие от удачно сыгранной роли. Систематическая работа по развитию коммуникативных компетенций через музыкально-театрализованную деятельность способствует улучшению социального статуса ребёнка.

Литература:

1. Сорокина Н. А. «Театр, творчество, дети».

2. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. – Вопросы психологии, 1996, № 6.

3. Буренина А. И. «Ритмическая мозаика».

4. https://youtu.be/K96EO4ohRGw

Раздел: Учебные материалы для детского сада
Автор:
музыкальный руководитель МБДОУг. Иркутска детского сада №142
Соавтор: Куклина Татьяна Васильевна
музыкальный руководитель МБДОУг. Иркутска детского сада №142
Дата публикации: 20.04.2024
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Сытина Н. В. «Музыкально-театрализованная деятельность, как средство развитие коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста» // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/121512-muzykalno-teatralizovannaya-deyatelnost-kak-sredstvo-razvitie-kommunikativnykh-kompetentsij-u-detej-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 05.05.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Скачать сертификат соавтора
  Заказать рецензию на публикацию