Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры в условиях ДОУ

В настоящее время в области дошкольного воспитания на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. В программе нового поколения «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребёнка от рождения до школы. Отдельным разделом в содержании образовательной области «Познание» представлено «Сенсорное развитие», которое направлено на формирование у детей всех возрастных групп познавательных интересов и на их интеллектуальное развитие.

Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. В этот период при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности, обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

В настоящее время есть необходимость сенсорного воспитания дошкольника как одного из важнейших направлений всестороннего развития личности ребёнка.

В раннем возрасте ведущей деятельностью малышей являются игровые манипуляции с предметами, поэтому формирование элементарных сенсорных эталонов в этом возрасте целесообразно проводить через использование во взаимодействии с детьми дидактической игры. Хотя в раннем детстве еще нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов, данная работа должна быть пропедевтическим периодом для последующего усвоения эталонов.

Цель: реализация работы по формированию сенсорных эталонов (цвет, форма, величина) у детей раннего возраста через систематическую организацию и проведение дидактических игр.

Для реализации поставленной цели был составлен тематический план дидактических игр-занятий, направленных на сенсорное развитие детей раннего возраста.
Тематический план дидактических игр-занятий, направленных на сенсорное развитие детей раннего возраста

Д/и на формирование сенсорных эталонов «величина» Д/и на формирование сенсорных эталонов «цвет» Д/и на формирование сенсорных эталонов «форма»
1 неделя «Уложим куклу спать»
2 неделя Накормим птичек»
3 неделя «Дополни картинку»
4 неделя «Спрячем шарики в ладошках»
5 неделя «Спрячь мышку»
6 неделя «Пуговицы на платье»
7 неделя «Бусы»
8 неделя «Бабочки»
9 неделя «Что лишнее?»
10 неделя «Домик для зайчика»
11 неделя «Дорожка»
12 неделя «Найди такой же»

Периодичность проведения: 1 раз в неделю.
Длительность занятия 10-15 минут.
Форма работы: подгрупповая (2-3 человека).

При проведении игры-занятия пользовались краткой речевой инструкцией, не отвлекая детей лишними словами от выполнения заданий.

Приоритетное направление работы: усвоение детьми таких сенсорных эталонов, как цвет, форма и величина. Это наиболее доступные для усвоения в раннем возрасте внешние признаки предметов, представляющих собой основу дальнейшего познания окружающей действительности.

В ходе формирующего эксперимента мы придерживались нижеописанных методических аспектов.

При знакомстве детей с цветами предметов, не следует изначально добиваться их словесного обозначения, главное, чтобы дети научились соотносить слово с самим цветом; работу нужно проводить по принципу «от простого к сложному», то есть на начальных этапах предоставить детям ассоциативный эталон («красный, как помидор»), на основе которого происходит дальнейшее знакомство с цветом, а затем переходить к более сложным заданиям; также рекомендуется использовать лишь чистые цвета с введением оттенков к трем годам. При ознакомлении детей раннего возраста с формой и величиной предметов следует придерживаться определенных правил, учет которых позволяет повысить эффективность работы в данном направлении. Начинать следует с простых, наиболее доступных пониманию детей фигур: квадрат, круг, треугольник; безусловно необходимо наглядно демонстрировать детям различие в величине и форме предметов и лучше для этого использовать реальные объекты и предметы, а игрушки для этой цели лучше оставить для более позднего периода, когда основные характеристики предметов уже будут усвоены детьми. Что касается величины, то знакомство детей с ней следует начинать после усвоения формы и цвета, а в раннем возрасте лучше использовать только предметы двух контрастных размеров (большой-маленький), без промежуточных значений, которые дети могут различать только в сравнении.

Для ознакомления детей раннего возраста с такими характеристиками предметов, как цвет, форма и величина, эффективно использовать различные виды деятельности (экспериментирование, конструирование, изобразительную деятельность, игры с сенсорным материалом (шнуровки, прищепки, застежки, мозаика и другое), игры с песком и прочим природным материалом (листьями, шишками, цветами, глиной) и так далее), но наибольшее внимание уделяется дидактическим играм, организованным взрослым, так как они предоставляют широкие возможности для реализации всего круга задач данного направления. Т.е. создать богатую, обширную, познавательную развивающую среду в группе для детей раннего возраста.

Ниже описаны дидактические игры, направленные на усвоение детьми раннего возраста сенсорных эталонов, которые были использованы нами в работе.

Дидактические игры, направленные на усвоение сенсорного эталона
«Цвет»
1. «Накормим птичек».
Материал: 4 небольшие емкости основных цветов и наполнение для них таких же цветов (мозаика, крышки, маленькие кубики и так далее на усмотрение педагога), птички (можно вырезать из цветного картона). Весь материал представлен в 4 цветах: красный, желтый, зеленый, синий.
Ход игры: педагог демонстрирует птичек, обращая внимание на их цвет. Затем предлагает детям покормить их, но обязательно «кормом» того цвета, какого сама птичка. Дети заполняют емкости деталями соответствующих цветов и соотносят их с цветом птички.

2. «Спрячь мышку».
Материал: домики, вырезанные из картона, с прорезями для окон и изображением мышек, цветные вкладыши-окна: красные, желтые, зеленые, синие.
Ход игры: педагог предлагает вниманию детей домики с изображением мышек в окошках и просит спрятать мышек, то есть закрыть окошки вкладышами соответствующих цветов.

3. «Бабочки».
Материал: вырезанные либо наклеенные на картон половинки бабочек различных цветов, вторые половинки бабочек (по количеству детей).
Ход игры: педагог показывает детям половинки бабочек и говорит, что бабочки летали и потеряли свои крылышки. «Как же мы можем им помочь? Давайте найдем среди этих крылышек (показывает вторые половинки) подходящие для каждой бабочки». Дети находят для каждой бабочки крылышки соответствующих цветов и прикладывают их либо приклеивают.

4. «Дорожка»
Материал: разноцветные камушки (красные, желтые, зеленые, синие), пластилиновые основы по количеству детей с изображением домика.
Ход игры: педагог предлагает вниманию детей пластилиновые основы и предлагает детям придумать, кто же живет в домике. Затем говорит: «Но посмотрите, ребята, к вашим домикам нет дорожек, как же мышке (зайке, собачке) до него добраться? Давайте мы вами сейчас построим дорожки к домикам, чтобы их жители смогли по ним пройти». Дети выкладывают камушки на основу, чередуя их по цветам.

Дидактические игры, направленные на усвоение сенсорного эталона «Форма».
1. «Дополни картинку».
Материал: картинки с изображением различных предметов на усмотрение педагога (машина, игрушки, посуда и другое), вкладыши различной формы, вырезанные из бумаги (круг, квадрат, треугольник).
Ход игры: педагог демонстрирует детям картинки и просит подобрать детали соответствующей формы для наложения там, где это необходимо (колеса для машины и так далее).

2. «Пуговицы на платье».
Материал: пуговицы различной формы (квадрат, круг, треугольник), куклы.
Ход игры: детям демонстрируются куклы с пришитыми на платья пуговицами определенной формы. Педагог говорит: «Ребята, помогите куклам! У них оторвались пуговки с платьев и все перемешались. Посмотрите внимательно и выберите для каждой куколки нужные пуговицы». Дети сортируют пуговицы по форме.

3. «Что лишнее?»
Материал: предметы различной формы (по несколько штук каждой). Предметы можно заменить картинками.
Ход игры: вниманию детей предлагается ряд предметов (картинок), одинаковых по форме (например: мяч, диск, пуговица, колесо) и один предмет другой формы. Педагог вместе с детьми рассматривает предметы, проговаривает их названия, назначение и, главное, форму. Затем просит детей внимательно посмотреть и сказать, какой предмет лишний и почему. Дети, возможно с помощью педагога, выбирают предмет, форма которого отличается от формы других предметов.

4. «Найди такой же».
Материал: картинки с изображением геометрических форм: круга, квадрата, треугольника.
Ход игры: педагог показывает детям картинку с изображением какой-либо геометрической формы и просит найти в помещении предмет такой же формы. Например, педагог показывает круг. Дети находят в группе мяч, тарелку, барабан, муляжи овощей и другое.
Дидактические игры, направленные на усвоение сенсорного эталона «Величина»

1. «Уложим куклу спать».
Материал: две куклы (большая и маленькая), две кроватки (большая и маленькая).
Ход игры: в гости к ребятам приходят две куклы - большая и маленькая.
Дети дают куклам имена, играют с ними. Затем педагог говорит, что куклы устали и хотят спать. Дети должны уложить кукол спать на кровати, но нужно внимательно посмотреть, какой кукле какая кровать подойдет. Педагог добивается от детей словесного обозначения величин (большой кукле - большая кровать, маленькой - маленькая).
Данная игра научит деток соотносить предметы по величине, учитывая ее в практических действиях.

2. «Спрячем шарики в ладошках».
Материал: массажные шарики (большие и маленькие).
Ход игры: педагог предлагает детям разнос с массажными шариками разной величины. Берет маленький шарик и просит детей взять в руки такие же, а затем спрятать их в ладошках. Далее берется большой шарик и педагог просит спрятать его в ладошках. Дети убеждаются, что большой шарик спрятать невозможно. Все действия проговариваются педагогом и детьми с обязательным словесным обозначением величин.

3. «Бусы».
Материал: набор деревянных бусин по количеству детей (большие и маленькие поровну), нити либо шнуры для нанизывания.
Ход игры: в гости к детям приходит кукла Маша и приносит с собой корзиночку, в которой лежат бусины. Педагог говорит: «Ребята, посмотрите, у куклы Маши были очень красивые бусы, но они порвались и все бусины перемешались. Давайте поможем Машеньке и соберем бусы». Педагог показывает детям образец чередования маленьких и больших бусин.

4. «Домик для зайчика».
Материал: домики разной величины (большие и маленькие) и цветов с изображением зайчиков, выглядывающих из двери; «двери» соответствующих величин и цветов.
Ход игры: педагог предлагает вниманию детей домики для зайчат и предлагает им подобрать двери к каждому домику, подходящие не только по величине, но и по цвету.
Также в целях повышения эффективности нашего эксперимента, в нашу деятельность были внесены элементы работы с родителями и педагогами ДОУ:
• Консультация для родителей: «Что такое сенсорика?».
• Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей в домашних условиях».
• Активная консультация для педагогов ДОУ по теме: «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста».
В процессе завершения данной работы, мы пришли к выводу, что намеченный и реализованный тематический план дидактических игр в направлении сенсорного развития детей раннего возраста положительно помог решить задачи сенсорного развития в первой младшей группе детского сада. Чтобы доказать эффективность проведенной работы, нами было организованно повторное диагностическое обследование малышей.

Раздел: Учебные материалы для детского сада
Автор:
воспитатель МАДОУ "Детский сад №29" г.Березники, Пермский край
Дата публикации: 12.12.2014
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Бузинова С. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры в условиях ДОУ // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/2583-sensornoe-razvitie-detej-rannego-vozrasta-posredstvom-didakticheskoj-igry-v-usloviyakh-dou (дата обращения: 19.04.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию