Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

Развитие выразительности речи дошкольников 6-7 лет

Развитие выразительности речи дошкольников  6-7 лет

Хайруллина Алсу Василовна, учитель - логопед МАДОУ №333, г.Казань

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами родного языка. Речевое развитие каждого возрастного этапа имеет особенности. Важные ступени в овладении речью приходятся на дошкольный и школьный периоды.

Вопросу формирования выразительности речи я придаю большое значение, так как  это способствует умственному, нравственному и эстетическому развитию детей, повышает культуру устной речи, помогает воспринимать художественное произведение как произведение искусства.

Подготовкой к работе над выразительностью  является проверка чистоты звуков и учет дефектов речи детей. Я  смотрю, умеет  ли ребенок  описывать предмет  по заданию (игрушку, машинку, куклу..),  составлять  рассказы, читать стихи, рассказывать сказки, каков у него слух,  ритм.  В результате этих занятий имею общее представление о речевом развитии каждого ребенка, что позволяет вести в дальнейшем дифференцированную работу по развитию выразительности речи. На  первых же занятиях с помощью упражнений и игр знакомлю с техникой речи: дыханием, голосом, дикцией. Дыхание для устной речи имеет огромное значение, поэтому делаем упражнения для формирования правильного дыхания:

Чудо – нос.

После слов «задержу дыхание» дети делают вдох и задерживают дыхание.

Носиком дышу, дышу свободно, глубоко и тихо,

Как угодно.

Выполню задание,

Задержу дыхание...

Раз, два, три, четыре –

Снова дышим: глубже, шире.

Ныряние.

Нужно два раза глубоко вдохнуть, а затем, после третьего глубокого вдоха, «нырнуть под воду» и не ды-шать, зажав при этом нос пальцами. Как только ребёнок чувствует, что больше не может «сидеть под водой», выныривает.

Упражнение рекомендуется выполнять между различными дыхательными комплексами, чтобы избежать головокружения.

Выразительность речи зависит еще от умения владеть своим голосом, его свойствами. Голос должен быть хорошо развит, гибок, послушен, звонок и достаточно громок. Лучший голос – естественный, средней силы и высоты.    Голос тоже, как и дыхание, нужно развивать. Для этого используем упражнения, например:

Сесть, расправить плечи, голову держать прямо. Сделав глубокий вдох, произнести плавно и протяжно поочередно согласные звуки – м, л, н. Потом то же с добавлением гласных.

Подобными упражнениями учимся говорить громко – тихо, выше – ниже, быстро – медленно.

Следующий этап моей работы – формирование дикции. Хорошая дикция одинаково важна как для говорящего, так и для слушающего. Дикция облегчает дыхание, работу голосовых связок. Дети с удовольствием выполняют такие упражнения:

Упражнение 1.

Логопед:

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Дети:        Мы будем разговаривать

И будем выговаривать,

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Упражнение 2.

Вдох. Пауза. С энергичной артикуляцией произносим гласные звуки сначала беззвучно, затем, убыстряя темп, шепотом, тихо, громче и громко.

Произносим согласные вместе с гласными: ри-ре- ра-ро-ру-ры,

зи-зе-за-зо-зу-зы ...

Произносим тройное сочетание звуков – согласный, гласный, согласный:

сяс-сёс-сюс, гяс-гёс-гюс...

С целью отработки чистоты звуков я много работаю со скороговорками. На первом этапе говорим их медленно, с преувеличенно четкой речью. От долгого и многократного повторения речевой аппарат приучается выполнять скороговорки в быстром темпе. Я сначала беру короткие, затем более сложные скороговорки:

«Шашки на столе, шишки на сосне».

«Мчится поезд скрежища: ше-ща-ща, ше-ща-ща...»

«На горе Арарат растет крупный виноград»...

Работая над скороговорками в дальнейшем вырабатываю интонацию с помощью таких заданий:

«Произнеси скороговорку с удивлением, радостью, возмущением:

Колпак на колпаке, под колпаком – колпак.

Вот погодка так погодка».

Повторить предложения с разной интонацией: повествовательной, вопросительной, восклицательной: «Цветок на лугу я сорвал на бегу»

Развитию слуха и чувства ритма у детей способствуют разные упражнения под музыку и физминутки:

Еле, еле, еле, еле

Завертелись карусели.

А потом кругом, кругом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Раз, два, раз, два

Вот и кончилась игра!

Я считаю, что выработка навыков выразительности речи помогает воспитанию любви к родному языку, оказывает эстетическое воздействие на детей через слово. Упражнения, проводимые в системе, оказывают огромное влияние на общее развитие дошкольников.

Раздел: Учебные материалы для детского сада
Автор:
МАДОУ №333 г. Казани
Дата публикации: 10.07.2016
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Хайруллина А. В. Развитие выразительности речи дошкольников 6-7 лет // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/29874-razvitie-vyrazitelnosti-rechi-doshkolnikov-6-7-let (дата обращения: 20.04.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию