Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

Образовательная экскурсия

Образовательная экскурсия как форма реализации образовательной программы ДОО
Канищева М.Н.,Ишекова О.В, воспитатель
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов дошкольников на необходимость создания условий в дошкольной образовательной организации , открывающих возможности для позитивной социализации, личностного развития, формирования инициативности и творческих способностей детей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующими их возрасту видов деятельности.
Дошкольники испытывают острую потребность в обогащении впечатлений. В ограниченном пространстве детского сада они начинают испытывать интеллектуальный и эстетический «голод», который может быть утолен только благодаря насыщению бытового и образовательного пространства «умными» и «красивыми» предметами, разнообразными материалами, с которыми можно действовать, свойства которых можно исследовать и моделировать; с помощью и по поводу которых можно исследовать и моделировать; с помощью и по поводу которых можно создавать свое игровое пространство, общаться с другими детьми и близкими взрослыми. В программе «Детство» читаем:
Насыщенная развивающая предметно-пространственная среда становится
основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Стоит подчеркнуть необходимость создания единого пространства детского сада: гармонии среды разных помещений групп, кабинетов и залов, дополнительных кабинетов — коридоров и рекреаций, физкультурного и музыкального залов, изостудии и театрального зала, комнаты сказок и зимнего сада, лаборатории и творческих мастерских, компьютерного класса, участка.
Вся организация педагогического процесса детского сада предполагает свободу передвижения ребенка по всему зданию, а не только в пределах своего группового помещения. Детям должны быть доступны все функциональные пространства детского сада, включая те, которые предназначены для взрослых. Конечно, доступ в помещения для взрослых, например в методический кабинет, кухню или прачечную, должен быть ограничен, но не закрыт, так как труд взрослых всегда интересен детям. Способность детей-выпускников свободно ориентироваться в пространстве и времени помогает им легко адаптироваться к особенностям школьной жизни.
Проектирование образовательного процесса в ДОУ должно учитывать интересы и предпочтения дошкольников. Важно создавать условия для одновременного возникновения нескольких видов деятельности, которые обеспечат ребенку свободу выбора. Для этого необходимы новые подходы к проектированию образовательной деятельности, уход от жестко регламентированных занятий, не учитывающих быстро изменяющуюся образовательную ситуацию, интересы и мотивацию детей.
С учетом особенностей дошкольного учреждения (отсутствие дополнительных помещений для организации детской деятельности, необходимость обеспечения развивающей предметной среды для реализации приоритетных направлений образовательной деятельности) развивающая среда групп была соответствующим образом переоборудована. А именно, в каждой группе были созданы развивающие центры познавательного и художественно-эстетического направления для проведения образовательных тематических экскурсий по детскому саду. Одни из них возникли на базе существующих коллекций или мини-музеев, но в процессе работы их содержание было дополнено материалами и оборудованием для организации разноплановой деятельности детей, другие были созданы заново. На данный момент они обеспечивают индивидуализацию на уровне группы, объединяют детей, педагогов и родителей, участвующих в их оснащении. Таких центров 11 (7 познавательного направления, 4 – художественно-эстетического) в каждой группе созданы развивающие центры различной направленности. С учетом предметного и методического обеспечения центров, творческой группой педагогов была разработана примерная тематика образовательной деятельности для среднего и старшего дошкольного возраста.
В течение года нами опробована форма образовательной экскурсии, которая является эффективным способом накопления представлений и впечатлений об окружающем мире, соответствующим познавательным потребностям и возможностям дошкольников. Можно представить экскурсию как небольшое исследование окружающего мира, в результате которого ребенок познает новое, совершает свои первые открытия. Кроме познавательного значения экскурсии важны своей эстетической ценностью , которая заключается в приобщении к миру прекрасного, знакомстве с художественными произведениями архитектуры и искусства. Нельзя забывать о том, что патриотическое чувство, возникающее у детей при изучении родного края, способствует формированию уважения к памятниками , нашим предкам , нашей истории.
Экскурсии развивают у детей творческую наблюдательность, пытливость и самостоятельности. Благодаря им создается ситуация сотрудничества, объединения участников в сплоченный коллектив, который решает общие задачи в совместной деятельности детей и взрослых.
Во время экскурсии используются самые разные методы и приемы- наблюдение, экспериментирование, беседы. Возможно использование ТРИЗ, постановка проблемных ситуаций, сбор материалов для последующей работы (коллекционирование, продуктивная деятельность, организация мини-выставок)
В структуре экскурсии выделяют несколько частей: вводную, основную и заключительную. Вводная часть включает введение мотивирующей ситуации, игрового сюжета, обращение к опыту детей и художественному слову, использование репродукции картин и др. Основная часть предполагает непосредственный выход к месту экскурсии. На этом этапе решаются основные задачи мероприятия: с детьми проводится наблюдение, им предлагается проблемная ситуация, вопросы на сообразительность, опыты и эксперименты. Дети участвуют в дидактических играх, устанавливают взаимосвязи, делают выводы. При необходимости проводится сбор дополнительных материалов, делаются отметки в заданиях, проводится фотографирования и зарисовывание и др. Заключительная часть экскурсии – это подведение ее итогов, высказывания детьми своего мнения. Важным и необходимым элементом любой экскурсии является рефлексия – обмен впечатлениями между участниками мероприятия, взрослыми и детьми, выражение своих эмоций. Это дает возможность получить удовольствие от совместной деятельности, а увлеченность общим делом позволит на длительное время сохранить познавательный интерес у дошкольников.
После проведения экскурсии вся последующая работа может быть спланирована в зависимости от образовательной ситуации. Для дальнейшей работы можно будет выбрать то, что вызвало наибольший интерес у детей с использованием имеющихся методических материалов или разработке новых.
Сейчас я коротко познакомлю вас с содержанием этнографического центра в нашей группе, а затем мы с вами проиграем несколько ситуаций с использованием его материалов.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
1. Пословицы
2. Чалма
3. Кимоно
4. Сложить пазл

Раздел: Учебные материалы для детского сада
Автор:
воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида№48 "Вишенка"
Соавтор: Ишекова Оксана Викторовна
Дата публикации: 16.08.2016
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Канищева М. Н. Образовательная экскурсия // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/30293-obrazovatelnaya-ekskursiya (дата обращения: 29.03.2024)
  Скачать Золотой сертификат— узнать о сертификате
  Скачать сертификат соавтора
  Заказать рецензию на публикацию