Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

Речевая культура ребенка рождается в семье

 Ребенок усваивает речь «матерински–отцовским» способом, подражая

близким, поэтому очень важно, чтобы он слышал не только правильную, но

и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета. Нередко

родители называют сына «Вовка», дочь – «Катька». Ребенок, конечно, не

обижается, так как уверен в вашей любви. Речь некоторых детей насыщена

разного рода оскорбительными кличками, конечно же, не ими

придуманными. Если ребенок в семье слышит «растяпа», «разгильдяй»,

«негодник» и пр. – эти слова прочно входят в его лексикон и никак не

украшают его речь, и отношения с теми, кому они адресованы. Если вы

ребенку хотите сделать замечание, постарайтесь выбрать тактичные

выражения и не выговаривайте ему на людях. Лучше это сделать, оставшись

наедине с ним. Маленький человечек очень восприимчив ко всему, что его

окружает. Он покоряет нас искренностью и непосредственностью. Взрослые

обязаны сохранить эти кристаллики чистоты, доброты: бережно относиться к

слову, к собеседнику, знакомить с правилами речевого общения. Культура

речевого общения вносит красоту в отношения людей, способствует их

взаимопониманию. Необходимо обращаться к своему ребенку со словом

«пожалуйста», благодарить его, высказывать родительское одобрение по

поводу проявленной вежливости. Выражение «доброе утро», «спокойной

ночи» являются неотъемлемой частью речевого этикета ребенка, как и

слова «здравствуйте», «до свидания», произносимые приветливо, с

улыбкой. Ведь мимика и интонация порой имеют не меньший смысл, чем

содержание высказывания. Так сердито произнесенное приветствие может

быть воспринято как выражение неприязни. Слова приветствия – норма

вежливости, показатель внимания к людям, способствует установлению контакта, настраивают на нужный лад. Приучайте ребенка, когда ему

понадобится вещь, принадлежащая другому члену семьи, товарищу,

спрашивать разрешения, например: «Мама, разреши взять твою косынку?»,

«Таня, можно взять твой карандаш?» и т.п. Спрашивая разрешение,

ребенок тем самым выражает уважение к правам другого, а вежливая форма

гарантирует успех. «Волшебное слово» - меткое выражение, известно нашим

детям. Но все ли им пользуются? Напоминайте ребенку, чтобы он не

забывал о «волшебной силе» слова «пожалуйста», обращайтесь с той или

иной просьбой к взрослым и сверстникам. Есть еще и «спасибо», которое

ребенок должен усвоить уже к двум годам. Если двухлетний малыш говорит

взрослому «ты», в его устах это звучит даже мило. Но с четырех лет дети

должны говорить взрослому «Вы». В русской классической литературе

можно встретить обращение к родителям на «Вы». Эта устаревшая форма,

почти не встречается в наше время. Все зависит от желания старшего

поколения. В литературном отношении правильнее, если дети называют

родителей «мама», «папа» не избегая, конечно, и ласкательных форм:

«мамочка», «папочка». А родители своих родителей с точки зрения

речевого этикета предпочтительнее называть «бабушка», «дедушка».

Необходимо посоветовать, своему ребенку, использовать такие выражения:

«скажите, пожалуйста», «извините, пожалуйста» - затем изложить свою

просьбу или вопрос.

Мы все стремимся к тому, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно

в любой обстановке, любой речевой ситуации, чтобы наши дети вступали в

диалог, могли с достоинством и уважением к другому аргументировать

свою точку зрения, были внимательными слушателями, доброжелательными

собеседниками, одним словом, умными, интеллигентными,

коммуникабельными людьми.

И мы, родители, должны помочь освоить правила, регулирующие

поведение говорящего и слушающего, так как основные проводники в мир

речевой культуры – речевого общения только взрослые, от которых зависит

организация содержательного детского общения. В культурной семье никто ни на кого не кричит, даже не повышает голос, ибо каждый видит в

другом личность. Когда на ребенка кричат, он считает, что его не любят, не

считают за человека. Культура общения ребенка рождается в семье, ее не

могут привить ни в детском саду, ни в школе, если в доме царит грубость.

Пример родителей имеет огромное значение в овладении ребенком

правилами речевого общения. А развитие правильной речи – важное

условие умственного развития детей.

                                                                                       

                                                                            

Раздел: Учебные материалы для детского сада
Автор:
МАДОУ Д/с "Родничок" учитель-логопед
Дата публикации: 25.09.2017
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Юлдашбаева Н. Ф. Речевая культура ребенка рождается в семье // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/47761-rechevaya-kultura-rebenka-rozhdaetsya-v-seme (дата обращения: 20.04.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию