Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

Фонематический слух – основа правильной речи

Фонематический слух – основа правильной речи.

                                                                                                                                

 Что такое слух? Это способность человека с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. Слух бывает неречевой и речевой.

Речевой слух. это восприятие природных, бытовых и музыкальных шумов. способность человека различать и узнавать звуки речи.      Что такое фонематический слух? (речевой) Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает часто произносимые слова. На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что речь еще далека от совершенства, ребенок уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует. Возрастные нормы развития фонематического слуха. На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза. Самое важное достижение третьего года жизни – возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением. На пятом - шестом году жизни формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо.

Для развития фонематического слуха проводятся с детьми игры. Сначала проводятся игры на развитие слухового внимания:

                «Отгадай, что звучит?»

                «Громко или тихо?»

                «Где позвонили?»

                «Угадай, кто позвал?»

        А потом для развития фонематического слуха:

                «Хлопни в ладоши, если услышишь звук…»

                «Повтори за мной ряд слогов»

                «Какое слово слышишь чаще других?» и т.п.

 Дети знакомятся с терминами  «звук», «слог», «слово», с тем, что слова состоят из разных звуков и звучат по-разному и сходно. И  звуки в слове находятся в определенной последовательности. Слова бывают разные по длине, звучанию. Звуки делятся на мягкие и твердые. В произношении слов важны интонации, ударение.

Затем дети учатся выделять первые и последние звуки в слове, находить место определенного звука.

                   

1.Послушай внимательно и скажи, какое слово я произнесла (по звукам).

           Д.о.м, к.о.т, у.т.к.а, с.т.о.л, в.а.з.а.

 2.Буква потерялась.

            .ыба, .от, .ым, .кно.

3.Какими звуками отличаются слова?

           Кот – год, коса – лоза, сом – дом,

           Ложка – кошка, ветка – сетка.

4.На какой звук начинаются слова?

            Мяч, мука, мама,

            Сок, солнце, самолёт.

5.На какой звук оканчиваются слова?

            Сыр, шар, самовар, забор.

6.Какое слово длиннее?

             Юбка – юбочка, лента – ленточка,

             Змея – червячок, книга – книжечка.

7.Кто как говорит?

              Кошка (мяу)    ворона (кар)

              Собака (гав)    коза (ме)

              Корова (му)     баран(бе)

              Лягушка (ква)  пчела (ж-ж)

8.Звуковая цепочка.

Назови такое следующее слово, чтобы оно начиналось на последний звук предыдущего слова.

Кот – танк – крокодил – ложка – арбуз – заяц – цыплёнок и т.д.

9.Похожи или нет слова по звучанию?

               Мышка – мишка (да)

               Рак – мак (да)

               Корова – лошадь (нет)

               Миска – киска (да)

               Пол – гол (да)

               Тетрадь – дождь (нет)

10.По очереди говорите слова громко и тихо.

11.Кто больше назовёт слов с одинаковым окончанием (рифмой)?

               Лисичка – сестричка – синичка – невеличка…

               День – пень – лень – тень и т.д.

12.По очереди называйте длинные и короткие слова.

               Дом – карандаш – лук – самолёт и т.д.

13.Если услышишь звук «ж», хлопни в ладоши.

              Лужа – муха – жук – шишка – живот – собака – жаба.

14.Подскажи словечко.

               Наша старшая сестра вяжет

               С самого… (утра).

               Здесь хорошее местечко,

                Протекает рядом …(речка).

                Не колючий светло-синий,

                По кустам развешен …(иней).

                Наказанья срок всё длится:

                Клим в углу стоит и …(злится).

                В коридоре топот ног,

                То зовёт всех в класс …(звонок).

15.Назови игрушки,  в названиях которых есть звук «с».

 Самолёт, совок, санки, Карлсон и т.д.

16.Чистоговорки. Повтори за мной.

 Бы-бы-бы – на дворе стоят столбы,

Бу-бы-ба – из окна торчит труба,

До-ду-да – гудят провода,

Жу-жу-жу – молоко дадим ужу,

Жа-жа-жа – есть иголки у ежа,

За-за-за – уходи домой коза,

Му-му-му – молока кому,

Мо-мо-мо – едим эскимо,

Ри-ри-ри – двор убрали раз, два, три,

Ры-ры-ры -  не заметили жары.

17.Отгадай загадки.

То погаснет, то зажжётся                 На шесте -  дворец,                Смело в небе проплывает

Ночью в роще огонёк.                       Во дворе – певец,                   Обгоняя птиц полёт,

Угадай, как он зовётся?                     А зовут его ….(скворец)        Человек им управляет.

Золотистый….(светлячок)                                                                   Что такое? (самолёт)

18.Повтори скороговорки.

Петя пилой пилит пень.

Рыбы в проруби – пруд пруди.

На мели мы налима нашли.

Лара у Вали играет на рояле.

  1. «Рифма»

Взрослый произносит слово, а ребенок ищет к нему рифму: шишка – мишка,  Саша – Даша, мошка – кошка и т.д.

20.«Посадили огород»

Предложите ребенку назвать, что растет в огороде, но чтобы в словах был звук К.

 21.«Продолжи слово»

Вы произносите первый слог; ребенок называет слово, которое начинается с этого слога. «ма..», «ра..», «ле..», «жа…», «щу», «ча..».

22.«Назови одинаковые слоги»

Взрослый говорит слова, а ребенок должен назвать одинаковые слоги в этом слове.

«машина» и «малина»  - «ма», «на».

«лодка» и «ложка» - «ло», «ка».      

  23.«Какой звук заблудился?»

Взрослый предлагает исправить ошибку и сказать правильно.

Вот колючий, серый  ешик…

На крылечке сидит кожечка..

На травинку села красивая стрекоса..

Мама намазала хлеб мазлом..

  1. « Доскажи словечко»

Взрослый читает несколько строк из стихотворения и предлагает ребенку дополнить последнее слово.

Часто к озеру напиться

Ходит рыжая ….

К нам на пестрые страницы

Прилетели две ….

Со своим большим мешком

Еле – еле шел ….

Раздел: Учебные материалы для детского сада
Автор:
учитель-логопед МБДОУ д/с №74
Дата публикации: 23.10.2017
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Головина Е. А. Фонематический слух – основа правильной речи // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/48789-fonematicheskij-slukh-osnova-pravilnoj-rechi (дата обращения: 28.03.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию