Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

Советы логопеда по профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста

Разработан тест

Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. С её помощью выражают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия.

    К  3-м годам у детей  воз­никает потребность в самостоятельности, стремление действовать независимо от взрослых, раз­вивается самооценка. Это находит отражение в речевом поведении. Ребенок начинает говорить о себе в первом лице. Активный словарь включает до 1500 слов. Увеличивается запас общеупотребительных слов, появляются первые модели словообразования. С овладением фразовой ре­чью совершенствуется усвоение грамматической системы языка. На основе общения речь начинает выполнять функцию организации его действий, поведение начинает регулироваться речью.

     На 4-м году жизни активный словарь ребенка продолжает увеличиваться как в количественном, так и в качественном отношении. Дети правильно называют окружающие их предметы и явления,  владеют достаточным количеством слов, обозначающих качества предметов, действий, стараются активно пользоваться в речи видовыми, так и родовыми понятиями, словами с противоположными значениями,  словами-синонимами.  У детей продолжает формироваться навык словообразования (существительные  с различными уменьшительно-ласкательными суффиксами). Младшим дошкольникам доступно употребление существительных родительного падежа с предлогом «до» для обозначения предела («до леса»), с предлогом «вместо» («вместо брата»). Важным показателем правильной речи является умение верно согласовывать существительные с прилагательными и числительными. В этом возрасте дети в основном правильно употребляют в самостоятельной речи все простые предлоги (у, в, на, под, с, из, к, за, до, после), строят простые распостраненные предложения, начинают употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.  

     Управление процессом формирования речи детей в ранние сроки, стимулирование положительных проявлений  и затормаживание отрицательных  дает возможность избежать серьезных проблем и вторичных наслоений.

     Для профилактики речевых нарушений у де­тей младшего дошкольного возраста необходимо соблюдать  следующие условия:

  1. Организация полноценной речевой среды. Речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих людей (в основном, взрослых - роди­телей, членов семьи, педагогов дошкольного учреждения и др.), сначала механического (рефлекторного), а затем все более и более осознанного, поэтому речь взрослых, занимающихся с ребенком, должна соответствовать следующим требованиям:

   а) речь взрослого должна быть абсолютно грамотна.

   б) структуру речи следует согласовывать с возрастом детей. Чем моложе ребенок, тем проще должна быть синтаксическая структура обращенной к нему речи. При длинных слож­ных предложениях дети не улавливают основ­ного смысла.

  в) содержание речи должно строго соответ­ствовать развитию, запасу представлений, ин­тересам детей, опираться на их опыт.

  г) особого внимания требуют точность, яс­ность и простота речи. От точности речи зави­сят точность восприятия, отчетливость пони­мания.

  д) необходимо регулировать темп своей ре­чи. Следить за содержанием слишком быстрой речи трудно даже взрослому, а ребенок совер­шенно на это не способен. Не понимая смысла льющихся потоком слов, он просто перестает слушать. Недопустима и слишком медленная, растянутая речь, она надоедает.

  е) следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколь­ко этого требуют условия момента и содержа­ние речи. Тихую речь дети не слышат, не улав­ливают ее содержания. Громкую речь, перехо­дящую в крик, дети перенимают как манеру речи необыкновенно быстро. Кричат дети, их перекрикивают взрослые, и в этом гаме тонут слова и их содержание.

 ж) речь взрослого должна быть эмоциональ­на, по возможности образна, выразительна и отражать интерес, внимание, любовь к ребен­ку, заботу о нем. Особого внимания требует к себе этика речи. По форме и тону речь взрослого долж­на быть всегда культурной и безупречно веж­ливой.

 з) лица с ярко выраженными и неисправимыми недостатками речи не должны руководить развитием речи детей.

                      

  1. Развитие слухового внимания.

     Ребенок должен на­учиться улавливать и раз­личать звуки, т.е. у него должно быть сформи­ровано произвольное слуховое внимание.

В младшем дошкольном возрасте у детей начинает появляться особый интерес к словам. Малыши пытаются установить значение слов, выяснить их происхождение (например, почему трамвай называется трамва­ем), создают свои слова, то есть занимаются словотворчеством (на­пример, говорят «копатки» вместо «лопатки»). Дети все чаще обраща­ют внимание на звуковое оформление слов. Нередко это выражается в том, что малыши пытаются исправлять плохо говорящих сверстников, предлагают им свой (хотя и не всегда верный) образец про­изнесения слова. Но в этом возрасте дети еще не могут определить (и тем более указать), какой звук или что в слове произнесено не­правильно, хотя уже могут подметить несоответствие в звуковом оформлении слов.

 Ребенок 4-ого года жизни может внимательно слушать не­большие стихи, сказки, рассказы, а также представлять то, о чем в них говорится. Посте­пенно объем слухового внимания увеличива­ется, растет его устойчивость, формируется произвольное внимание.

Упражнения для развития слухового внимания:

    - Покажите музыкальные инструменты (колокольчики, погремушки) малышу, продемонстрируйте, как они звучат, а потом предложите отвер­нуться и догадываться, на каком инструменте вы играете.

     - Обращайте внимание ребенка на «домаш­ние звуки»: что там шумит? Объясняйте: это шумит холодильник, стиральная машина, пы­лесос, миксер, телефон звонит и т.п.

   - Говорите малышу: «Слышишь, как идет дождь, шумит ветер, едет машина, летит само­лет и т.п.»

   - Сделайте вид, что вы говорите по игру­шечному телефону. Предложите ребенку сде­лать то же.

   - Пойте короткие, ритмичные песенки и декламируйте стихи.

- Приучайте ребенка слушать детские кассеты, диски.

- Понимание речи зависит как от слухового внимания, так и от жизненного опыта. Расширяйте кругозор ребенка. Берите его с собой на прогулки, экс­курсии, в поездки.

     - Рассказывайте  о том, что вы видите.

 - Возьмите за привычку комментировать все, что делаете.

     

  1. Профилактика нарушений звукопроизношения

Как уже отмечалось, основной причиной несовершенства звукопроизношения у детей дошкольно­го возраста становится несовершенство движений артикуляцион­ных органов или их недоразвитие. Поэтому важнейший этап в про­филактике возникновения наруше­ний звукопроизношения - работа по подготовке артикуляционного аппарата.      

В младшем дошкольном возрасте целесообразнее использовать не артикуляционные упражнения для постановки отдельных звуков, а универсальный пропедевтический комплекс упражнений.

Проводить артикуляционную  гимнастику следует ежедневно, чтобы двигательные навыки за­креплялись, становились более прочными, уточнялись и совер­шенствовались основные движе­ния органов артикуляции. Продол­жительность занятий составляет 3—5 минут. Каждое упражнение проводится в занимательной иг­ровой форме и повторяется 6— 8 раз. Рекомендуются следующие упражнения:

- «Лопаточка»: рот открыт, широкий расслабленный язык ле­жит на нижней губе. Язык в та­ком положении удерживать не менее 5 секунд.

- «Чашечка»: рот широко ­открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не
касаются зубов. Язык в таком положении удерживать 5-10 се­кунд.

- «Иголочка»: рот открыт, узкий длинный язык выдвинут вперед. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.

- «Горка»: рот открыт. Кон­чик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. Язык в таком положении удерживать не менее 10 секунд.

- «Трубочка»: рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх и образуют узкий желобок. Язык в таком положении удер­живать не менее 5 секунд.

- «Качели»: рот открыт. На­пряженным языком попеременно тянуться сначала к носу, затем к подбородку.

- «Катушка»: рот открыт. Кончик языка упирается в ниж­ние резцы, боковые края прижа­ты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.

- «Лошадка»: присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъя­зычную связку, постепенно убы­стряя темп упражнения.

- «Маляр»: рот открыт. Широ­ким кончиком языка, как кисточ­кой, ведем от верхних резцов до мяг­кого неба. Проследить, чтобы под­бородок при этом не шевелился (можно придерживать его рукой).

- «Вкусное варенье»: pот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

- «Автомат»: рот закрыт. На­пряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно и отчетливо произнося:    [т-т-т-т-т-т-т], [д-д-д-д-д-д-д]. Постепенно убыс­трять темп.

- «Фокус»: рот приоткрыть, язык в форме «чашечки» высу­нуть вперед и приподнять, плав­но выдохнуть на кончик носа.

Опыт работы показал, что вы­полнение данного комплекса уп­ражнений в течение 2—3 месяцев способствует, помимо укрепления мышц языка, растяжению укоро­ченной подъязычной уздечки и в целом приводит к более быстрому и эффективному усвоению детьми норм звукопроизношения.

  1. Организация работы по развитию речевого дыхания.

 Развитие речевого ды­хания у детей стимулирует развития не только зву­копроизношения, но всей речи в целом. Полезно ежедневно выпол­нять с воспитанниками (в зависи­мости от возраста, от 3 до 6 минут) дыхательные упражнения и игры:

- дуть на легкие шарики, бу­мажные полоски; играть на дет­ских музыкальных духовых инструментах

- дуть на привязанные к ниточ­ке ватные шарики, разноцветные картонные и бумажные фигурки;

    - надувать воздушные шари­ки, пускать мыльные пузыри;

    - сдувать со стола ватные или бумажные пушинки в определенном направлении (игра в «Футбол»);

- дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, ватке, воздушно­му шарику и т.д.

Выполнение дыхательных уп­ражнений не только влияет на фор­мирование правильного речевого дыхания, но и способствует профи­лактике заболеваний ЛОР-органов, которые затрудняют процесс правильно­го речевого дыхания, меняют инто­нацию голоса, вызывают изменения в строении языка, прикуса, нёба. Так, например: хронический ринит приводит к постоянной заложенно­сти носа, затрудняет дыхание. Со временем ребенок привыкает ды­шать ртом, вследствие чего у него может увеличиться размер языка, что приводит к возникновению ин­тердентального (межзубного) сигматизма и т.д.

    Для профилактики и лечения этих заболеваний, а также формирования  правильного носового дыхания необходимо ежедневно проводить следующую дыхатель­ную гимнастику.

     Дятел

Пестрый дятел тук да тук,

Слышим мы знакомый звук.

Это с той зеленой ели

Раздается громкий стук.

Погладить нос (боковые ча­сти носа) от кончика к пере­носице — сделать вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательным пальцем (5—6 раз). 

    Василек

Распустился наш цветок —

Ярко-синий василек.

Ну пойдем скорей гулять,

Аромат его вдыхать!

Сделать по 8—10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем — через левую, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.

      Бычок

 Вышел на лужок бычок

 С черным пятнышком бочок.

 Ты уж не бодайся,

 С нами занимайся!

Сделать вдох носом. На вы­дохе протяжно тянуть звук [м], одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.

    Замочек

Дверь с тобой мы закрываем,

На замочек запираем.

Не успели мы закрыться,

Кто-то в дверь уже стучится.

При вдохе оказывать сопро­тивление входящему воздуху, надавливая на крылья носа пальцами. Во время более про­должительного выдоха сопро­тивление должно быть пере­менным за счет постукивания по крыльям носа.

    Гномик

Наш веселый добрый гном

Часто размышляет

Звуки «ба-бо-бу» и «гм-м-м»

Вслух он повторяет.

Спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с по­стукиванием по крыльям носа произнести «ба-бо-бу» и «гм-м-м».

    Шарик

Будто шариком играем:

Наш животик мы сдуваем.

Дружно все вдохнули:

Шарик наш надули.

Быстро втянуть внутрь жи­вота брюшные мышцы, одно­временно сделав резкий выдох через нос (3—4 раза).

   Доктор

Горлышко свое мы

Доктору покажем.

Чтобы все увидел —

«А-а-а» ему мы скажем.

Во время выдоха широко раскрыть рот и, насколько воз­можно, высунуть язык, стара­ясь кончиком его достать до подбородка, произнести «а-а-а» (5—6 раз).

      Регулярное выполнение предложенных упражнений помогут ребенку предупредить многие нарушения звукопроизношения.

Раздел: Учебные материалы для детского сада
Автор:
Учитель-логопед МБДОУ № 173 г. Ульяновск
Дата публикации: 28.10.2017
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Салкова Л. Г. Советы логопеда по профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/48987-statya-sovety-logopeda-po-profilaktike-rechevykh-narushenij-u-detej-mladshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 20.04.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию