Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

Развивающая игра как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста

Процесс формирования экологической культуры включает в себя разные виды совместной деятельности детей и взрослого. Особое внимание я обратила на использование развивающих игр, при помощи которых, знакомила детей со способами общения с природой, формировала умение наблюдать  окружающий мир природы и вещей, устанавливать элементарные связи и зависимости, учила испытывать радость от осознанного взаимодействия с живыми существами, которые находятся рядом, воспитывала потребность в созидании, творчестве.

В работе по  теме творческого поиска  «Игра как средство обучения и воспитания дошкольников»    я опиралась на теоретический и практический материал. Эта тема важна по целому ряду причин:

  1. Игра - это ведущая деятельность детей в период дошкольного детства, она обогащает и развивает личность, поэтому она должна быть использована в экологическом воспитании.
  2. Игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на ее фоне, будут особенно эффективны.
  3. Игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения.

Я заметила, что при использовании развивающих игр, у детей возникают сильные положительные эмоции - от самой игры и от того, что с ними играет взрослый. Такая ситуация является хорошим психологическим условием для передачи новых знаний, усвоения их детьми, для выработки умственных и практических навыков. Моральные усилия воспитателя компенсируются высокой обучаемостью детей.  Например, рассматривая с детьми  разные типы игровых ситуаций с игрушками - аналогами, с литературными персонажами, игры – путешествия, я убедилась, что  правильно и интересно обыгранная игрушка, изображающая растение или животное, легко создает представление об отличии живого существа от предмета (игрушки), представление о специфике живого и возможных действий с ним, о специфике неживого и возможной игровой и практической деятельности с ним.  Обратила внимание на то, что полноту игровой ситуации создают разнообразные и неоднократно повторяемые игровые действия с игрушкой и атрибутикой, исполняемые как взрослым, так и детьми.

При рассмотрении игровых ситуаций обращала внимание на «биографические особенности» героев широко известных сказок, рассказов.    Игровые ситуации создавались на типичном поведении персонажей.

Например:

  • Красная Шапочка ходит все время лесом к бабушке, она может встретить не только волка, но и других зверей, что-то собирать, находить что-то интересное.
  • Айболит - доктор, он лечит зверей, но он может лечить и растения, готовить лечебные настойки и т. д.

На всех практических занятиях обращала внимание на разнообразие игровых действий, ролевых слов и диалогов, которыми и создается общая ситуация игры.

С малышами проводила очень простые по содержанию игры, так или иначе основанные на представлениях о природе. Эти развивающие игры закрепляли первые крупицы знаний, которые дети получали в наблюдениях. Например, обращала внимание детей на стайку воробьев, наблюдали их несколько раз: птички пугливы, улетают сразу, как к ним подходишь. А потом проводила игру « Воробышки и автомобили», в которой дети воспроизводили осторожное поведение птиц.

Очень важно понять с самого начала, что развивающие игры – это вовсе не какой-то эликсир талантливости, это только одно из средств развития способностей, и оно будет тем действеннее и полезнее, чем будет меньше противоречий между принципами, которые легли в основу игр, и принципами, на которых строится вся система общения детей друг с другом, с воспитателем, с родителями.  Если дать ребенку простор для исследования и деятельности, то развивающие игры смогут стать мощным стимулом развития творческих способностей ребенка.

Обучающая задача, которую я ставлю в процессе проведения развивающей игры в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. В игре ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет, т. е. цель игры формулируется не как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определенных психических процессов или способностей ребенка.

В своей работе я всегда стараюсь проследить внутреннюю связь каждой игры с предыдущей, показать, на какой уже приобретенный опыт опирается ребенок в каждой игре и какой новый шаг в своем развитии он делает.

Любые игры только тогда дают положительный результат, когда дети играют с удовольствием. Так же и творчество – это всегда интерес, увлечение. Вот этот интерес к развивающим играм, к интеллектуальному напряжению, какого они обязательно требуют, и надо развивать у детей.

Таким образом, я пришла к выводу,  использование развивающих игр в экологическом воспитании дошкольника помогают  развить у детей мышление, гибкость и динамичность представлений; умение использовать имеющиеся знания, повышает их  компетентность в области экологического воспитания. Они выступают активными участниками, а не исполнителями воли воспитателя.

Решая поставленные перед собой задачи по теме «Игра как средство обучения и воспитания дошкольников», я проводила систематические и последовательные занятия по организации развивающих игр, способствовала усложнению сюжетов, содержания игр с учетом возрастной группы, развитию у детей творческого воображения.

Я работаю с детьми младшего дошкольного возраста, и наблюдая за играющими детьми, я пришла к выводу, что

- игра вызывает интерес у детей 1-ой младшей  и 2-ой младшей группы; они научились следить за действием воспитателя, и воспроизводить их;  действия целенаправленны; сформировано умение сосредотачиваться на их выполнении; все задания дети выполняют индивидуально.

Таким образом, использование развивающих игр на организованной учебной деятельности  и в повседневной жизни оказывает эффективное воздействие и становится средством развития детей, а систематическое применение развивающих игр  помогает закрепить знания дошкольников, учит их использовать в нужный момент, развить их творческие силы.

Раздел: Учебные материалы для детского сада
Автор:
Воспитатель областного специализированного Дома ребенка «МЕЙІРІМ» Западно-Казахстанская область, город Уральск
Дата публикации: 22.02.2018
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Кенжегалиева Н. Т. Развивающая игра как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/54928-statya-razvivayushchaya-igra-kak-metod-ekologicheskogo-vospitaniya-detej-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 02.05.2024)
  Скачать Золотой сертификат— узнать о сертификате
  Заказать рецензию на публикацию