Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

Упражнения для уточнения, обогащения и активизации словаря у детей с тяжёлыми нарушениями речи

Включает методическую разработку

Упражнения для уточнения, обогащения и активизации словаря у детей с

тяжёлыми нарушениями речи

 

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

  1. Уточнение значения слов-существительных.

Логопед называет слово и просит рассказать, что это за предмет (внешний вид, вес, форма, материал, структура поверхности, из каких элементов состоит, как используется).

Например, ВЕСЛО - чтобы грести, управлять лодкой, тяжелое, ручка деревянная, тонкое, гладкое, внизу прямоугольное.

  1. Отгадывание загадок на разные темы с объяснением, как дети догадались.

Игра «Кто? Что?»

  • Подбор пар картинок с задаванием вопросов кто? что? и называнием предметов «живой» или «неживой»;
  • Отгадать названия животных:

 

Мяукает(кто?)…

Ржёт…

Лает…

Хрюкает…

Блеет….

Мычит….

 

  • Подобрать как можно больше названий предметов (существительных) к названию действия (глаголу).

Бежит кто? (девочка, собака); что? (речка, вода, время, молоко, ручей).

Идет  кто?( человек, животное); что? (дождь, снег, град, время).

Сидит кто? Летит кто? Едет кто? что? и т.д.

  1. Придумать слова, отвечающие на вопрос кто? по теме «Дикие животные»:

 

Сильный (кто?) медведь…

Трусливый…

Колючий…

Пушистая…

Рыжая….

Маленькая…

 

  1. Придумать и записать как можно больше слов, отвечающих на вопросы кто? что? по теме «Зима»

 

Наступает (что?)…

Блестит…

Лежит…

Лепят…

Бушует…

Кружатся..

 

  1. Придумать и записать как можно больше слов, отвечающих на вопросы кто? что? по теме «Осень».

 

Улетают (кто?)…

Облетают…

Покрывается…

Желтеет…

Вянут…

Заготавливают…

 

  1. Придумать и записать как можно больше слов, отвечающих на вопросы что? по теме «Овощи, фрукты, ягоды».

 

Длинный (что?)…

Спелая…

Горький…

Вкусное…

Синяя…

Мелкий…

 

  1. Придумать и записать как можно больше слов, отвечающих на вопросы что? по теме «Овощи, фрукты, ягоды»

 

Длинный (что?)…

Спелая…

Горький…

Вкусное…

Синяя…

Мелкий…

 

  1. Придумать и записать как можно больше слов, отвечающих на вопросы кто? что? по теме «Транспорт»

 

Быстроходный (что?)…

Мощный…

Новый…

Маленькая…

Летящий…

Трёхколёсный…

 

 

  1. К названиям действий придумать слова, отвечающие на вопрос что? по теме «Овощи, фрукты, ягоды»

 

Краснеет…

Созревают…

Варят…

Жарят…

Выкапывают…

Солят…

Дёргают…

Срывают…


 

  1. К названиям действий придумать слова, отвечающие на вопрос что? по теме «Животные»

 

Прыгает…

Кусается…

Переваливается…

Выслеживает…

Охотится…

Хитрит…

Ползёт…

Скачет…


 

  1. Игра « У меня - у вас» (образование формы множественного числа имен существительных с окончанием _-ы, -и).

 

Орел - орлы

Ворона-…

Дятел-…

Арбуз-…

Персик-…

Астра-…

Ромашка-…

Береза-…

Ель-…

Лев-…

Лягушка-…

Пчела-…

 

Выделить общую часть слов.

 

  1. Игра «У меня - у вас» (образование формы множественного числа имен существительных с окончанием -а, -я).

 

Дом…

Яйцо…

Кресло…

Блюдце…

Сук…

Колос…

Дерево…

Зеркало…

Полено…

Перо…

Облако…

Окно…

 

Выделить общую часть слов.

  1. Игра « Большой - маленький» (закрепление названий детенышей диких животных в единственном числе)

 

Заяц-зайчонок

Слон-

Белка-

Тигр-

Рысь-

Волк-

Ёж-

Лиса-

Олень-

медведь-

мышь-

лев-

 

  1. Игра «Кто пришел - кто ушел» (закрепление названий детенышей диких животных в единственном числе)

Пришел котёнок - ушли котята.

Пришёл телёнок - ушли …

(жеребёнок, козлёнок, ягнёнок, поросёнок, ослёнок, верблюжонок, индюшонок, утёнок, гусёнок)

ГЛАГОЛ

  1. Обучить детей подбирать глаголы к именам существительным.

Мальчик - читает, пишет, вырезает, танцует, красит…ит.д.

Девочка – шьёт, вяжет, вышивает, готовит, печёт… и т.д.

Лист – падает, зеленеет, вянет…и т.д.

  1. Уточнение названия действий животных.

Игра «Кто как голос подает?»

 

Голубь воркует

Воробей чирикает

Петух кукарекает

Корова мычит

Курица кудахчет

Гусь гогочет

Ворона каркает

Сорока стрекочет

Филин ухает

Лягушка квакает

Волк воет

Утка крякает

 

  1. Игра «Кто как передвигается?» Взрослый показывает изображения животных. Дети определяют животных и называют, как они передвигаются.


Бабочка порхает

Рыба плавает

Кузнечик скачет

Лягушка прыгает

Змея ползает

Птица летает

 

  1. Игра « Когда человек ест?»

 

Утром - …(завтракает), днём -…(обедает), вечером -….(ужинает).

 

  1. Игра « Кто как ест?»

 

Кошка лакает молоко.

Корова жуёт сено.

Собака грызёт кость.

Курица клюёт зерно.


  1. Игра « Кто что умеет делать?» Взрослый предлагает картинки с изображением людей разных профессий; дети называют, кто что делает.

 

Учитель учит,

 

  1. Игра «Кто пришел - кто ушел» (закрепление названий детенышей диких животных в единственном числе)

Пришел котёнок - ушли котята.

Пришёл телёнок - ушли …

(жеребёнок, козлёнок, ягнёнок, поросёнок, ослёнок, верблюжонок, индюшонок, утёнок, гусёнок)

Раздел: Учебные материалы для детского сада
Автор:
учитель-логопед, МБДОУ "Колокольчик"
Дата публикации: 24.08.2019
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Ансютина Л. Г. Упражнения для уточнения, обогащения и активизации словаря у детей с тяжёлыми нарушениями речи // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/73721-uprazhneniya-dlya-utochneniya-obogashcheniya-i-aktivizatsii-slovarya-u-detej-s-tyazhjolymi-narusheniyami-rechi (дата обращения: 04.05.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию