Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

Нетрадиционные приёмы и методы в развитии музыкальности детей

В системе дошкольного образования музыкальное воспитание является синтезом различных видов деятельности и рассматривается как процесс целенаправленного обострения у детей чувствительности, впечатлительности, развития взаимосвязи различных ощущений. В старшем дошкольном возрасте эстетическое отношение ребенка к миру становится осознанным и активным.

Поэтому основная задача музыкального руководителя – найти приемы, способы и средства, способствующие наиболее полному развитию эмоциональности детей, их креативности, формированию певческих навыков и умений, интереса к музицированию.

В связи с этим меня, привлекла идея программы Т.Э.Тютюнниковой “Элементарное музицирование с дошкольниками” – открыть с помощью несложных приемов “музыку” в каждом ребёнке.

1. Предлагаемые методы и приемы этой программы отличаются простотой, доступностью и пластичностью, что позволяет организовать творческую деятельность с детьми на любом занятии, в любой группе, при минимальном наличии инструментов и даже при их полном отсутствии. Использование данных приемов эффективно как в организации целого музыкального занятия, так и его отдельной творческой части, а также доступно педагогам при организации самостоятельной музыкальной деятельности в группе.

2. Придерживаясь основному принципу в работе с детьми дошкольного возраста – обучение через импровизацию и творчество, использование приемов, не противоречащих возрастным особенностям и позволяющих раскрыть индивидуальность и самобытность каждого ребенка.

3. Одной из первых задач музыкального обучения в системе дошкольного образования является формирование интереса к музыке, вовлечение ребенка– дошкольника в процесс музицирования с использованием различных видов деятельности: пения, звучащих жестов, импровизированного движения, пантомимы и инструментов. Каждый ребенок открыт для музыки с рождения, надо только помочь

ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя и тогда, став часть души, музыка поселится в нем навечно. Именно музыка призвана помочь обрести чувство гармонии и слияния своего внутреннего мира с миром внешним. Музыка – больше, чем украшение и эстетическое дополнение к жизни.

 Чем раньше ребенок воспримет гамму разнообразных впечатлений, чувственного

опыта, особенно в таком виде деятельности, как движение под музыку, тем более

гармоничным, естественным и успешным будет дальнейшее развитие ребенка и,

возможно меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формирования красивой осанки. Дети эффективнее воспринимают музыку, когда она воздействует в комплексе с движением, словом.

 Поэтому очень важно, в каком эмоциональном состоянии находятся дети в течение всего занятия. Использование таких нетрадиционных приемов как “совместная устная деятельность”, “элементарная импровизация”, “музицирование со звучащими жестами”, “игры звуками”, “графическая запись звуков” и других, моделирование различных игровых ситуаций позволяют увлечь воспитанников музыкальной деятельностью, создать положительный настрой, сохранить познавательную активность и интерес.

Так, одним из любимых детьми приемов является совместная устная деятельность – это различные вариации упражнений по типу “Эхо”: педагог предлагает точно, без паузы повторить показанные им, а затем придуманные детьми самостоятельно, движения, речевки, попевки, фразы и т.д. Такие задания позволяют детям почувствовать радость и удовольствие от коллективного, деятельного участия в музицировании, возможности изобретать и придумывать на ходу, способствуют развитию звуковысотного и ритмического слуха, чувства формы, активности внимания, быстроты реакции, памяти. 

В основе приема “элементарной импровизации” лежит принцип формирования у детей отношения к звуку, слову, движению , жесту,  как игровому материалу, с которым можно постоянно экспериментировать. Прием “элементарной импровизации” можно объяснить словами “Сыграй или спой, так как ты хочешь”. Различные несложные игры-задания – “Пропой свое имя”, “Придумай музыку дождя, ветра”, “ Снежный танец”, “ Весенний вальс ”, соединяющие в себе музыку, речь и движение, доступны каждому ребенку и дают возможность самовыражения, формируют положительную самооценку “Я могу!”, умение фантазировать, творчески изменять речевые и двигательные упражнения. Что впоследствии создает предпосылки к музыкальной импровизации.

4. Во всех дошкольных программах музыкального воспитания представлен раздел “Игра на детских музыкальных инструментах”, который предполагает обучение дошкольников игре на инструментах и коллективное исполнительство в детском оркестре. Но мало кто задумывается над тем, что самым первым и доступным инструментом для ребенка может быть его собственное тело. В теле человека содержится и заключено все, что необходимо для продуцирования и исполнения музыки. Разнообразие тембров, возникающих при ударе ладонями по его различным частям, вполне соотносимо с ансамблем ударных инструментов.  Такие “инструменты” даны человеку самой природой, и их использование отличается универсальностью – музицирование с их участием можно организовать в любых условиях при отсутствии других инструментов.

Движение под музыку обладает положительным влиянием на психику.

Психотерапевтическое воздействие основано на создании особой атмосферы

эмоциональной теплоты, эмпатии, доверия в процессе работы. В музыкальнодвигательных упражнениях ребенок одновременно исполняет и творит, так как он придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребенок начинает осознавать музыку через движение.

Наша память сохраняет

10% из того, что мы слышим

50% из того, что мы видим

90% из того, что мы делаем

Чтобы музыка могла выполнять свою воспитательную функцию, она должна быть

воспринята и прочувствована ребёнком.

“Музыка” собственного тела отличается эффективностью в воспитании чувства ритма и тембрового слуха, развитии координации. Дети с большим удовольствием и интересом используют ритмичную игру на поверхности своего тела: хлопки, шлепки по бедрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами и др.

Подобные формы ритмического сопровождения в том или ином виде есть у всех народов мира, в том числе в русском фольклоре. Если использовать на занятиях и в свободной деятельности звучащие жесты, то это позволит детям быстрее и успешнее освоить музыкальный ритм и размер, что является подготовительным этапом для дальнейшего музицирования с детскими инструментами.

Практика показывает, что существует прямая зависимость между простотой инструмента и возрастом детей: чем меньше, ребенок, тем проще ему нужен инструмент.

5. Следовательно -на начальном этапе формирования музыкальности, первыми инструментами детей становятся шумовые во всем их богатстве и разнообразии. Шумовые инструменты способствуют развитию основ интонационного слуха и образно-ассоциативного мышления. Дети  с интересом осуществляют прямой перенос природных и бытовых звучаний на инструмент (озвучивание стихов и сказок). При этом происходит закрепление за звучаниями определенной тематики (дождь, часы, гром, комары, жуки, ручей, снежная буря и другие.).

Процесс озвучивания бытовых шумов (звон, шуршание, стук, шорох) реализует стремление ребенка самостоятельно организовать звуки, превращая их тем самым в музыку. Таким образом, игры звуками, позволяют в целостной системе организовать музыкально– творческую работу с детьми, охватывая звучащие жесты, все виды инструментов и его голос.

Одним из привлекательных для детей приемов является “Речевое музицирование” – ритмичное произнесение небольших четверостиший под музыкальное сопровождение. Идея использования речевых упражнений в обучении музыке принадлежит Карлу Орфу – известному педагогу и исследователю. В основе “речевого музицирования” лежит общность выразительных средств речи и музыки, прежде всего ритма.

Речевое музицирование начинается с игр фонемами, фонемными слогами – эти звуковые средства с первых же занятий, привлекают ребенка и образует у него активный “инструментальный” словарь для импровизаций. Из опыта известно, что дети с воодушевлением воспринимают звуковую бессмыслицу: тарабарские, чепуховые рифмы (эне-бэне-раба, мисли-масли-кумпа–тели, хоккери-доккери). Оказывается, эти речевые упражнения незаменимы для развития у детей чувства ритма и интонационного слуха.

 6. Внедрение в педагогический процесс приема “графической записи музыки” устанавливает в сознании ребенка связи между звучанием и знаком, формирует представления о том, что условные обозначения (линии и точки) могут представлять собой различные звуки.

 7. Например, упражнение Пирамида”. Показываем детям графическую запись и предлагаем исполнить этот графический узор.

8. Запись простейшей музыки и озвучивание ее с помощью графических символов является для ребенка интеллектуально-фантазийной игрой.

 9. Важнейшим педагогическим достоинством этого приема является свободное пространство для размышлений ребенка, различные способы озвучивания. Действовать дошкольнику приходится по схеме: думаю – воображаю – фантазирую – озвучиваю.

 10. С помощью карт “графической записи музыки” дети учатся владеть своим голосом, изображать отдельные свойства звуков – высоту, длительность, тембр, что является хорошей основой  для развития звуковысотного слуха и певческих навыков.

11.Заинтересованные идеей творческого подхода к развитию музыкальности детей, педагоги используют на практике предлагаемые приемы. Но главным результатом педагогической деятельности являются творческие достижения детей, которые стали активными участниками городских фестивалей, смотров, конкурсов, выступлений в саду.

12. Используя в педагогической деятельности творческие приемы и обучая этим приемам детей –  пытаемся раздвинуть границы привычного мира. Детское творчество, с чего бы оно ни начиналось, вовлекает в свою стихию движение, мелодию, ритм, тем самым создает благоприятные условия для самопознания и творческого формирования личности.

Список использованной литературы:

  1. Тютюнникова Т.Э. “Уроки музыки” система Карла Орфа изд.АСТ, 2001.
  2. Тютюнникова Т.Э. “Доноткино” ч.1 и 2, Пед.общ. России, 2005.
Раздел: Учебные материалы для детского сада
Автор:
Музыкальный руководитель МБДОУ№56
Соавтор:
Дата публикации: 21.05.2021
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Терзицкая Г. И. Нетрадиционные приёмы и методы в развитии музыкальности детей // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/95003-konsultatsiya-dlya-pedagogov-netraditsionnye-prijomy-i-metody-v-razvitii-muzykalnosti-detej (дата обращения: 28.04.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Скачать сертификат соавтора
  Заказать рецензию на публикацию