Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

конспект урока Государственная территория России

Включает методическую разработку

Урок № 5

Государственная территория России.

Задачи: -Сформировать понятие "государственная территория".

-Показать изменение географического положения России.

Оснащение урока: Политико-административная карта России.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Проверка д.з.

3. Вводная беседа

Эпиграфом к данному уроку могут стать слова Н. Забилы:

Как велика моя страна,

Как широки ее просторы!

Учитель вновь возвращается к тому факту, что Россия - самая большая страна в мире. Даже такие крупнейшие страны, как Канада, США, Китай почти в два раза меньше России. Огромное пространство не могло не наложить отпечаток на характер россиян, на особенности экономики и политики. Ярким примером этому может послужить отрывок из произведения А. И. Ильина "О России"

"-Россия одарила нас бескрайними просторами, ширью уходящих равнин, вольно пронизываемых взором да ветром, зовущих в легкий, далекий путь. И просторы эти раскрыли наши души и дали им ширину, вольность и легкость, каких нет у других народов.

-Россия поставила нас лицом к лицу с природой, суровой и захватывающей, с глубокой зимой и раскаленным летом, с безнадежною осенью и бурною, страстною весною. Она дала нам почувствовать разлив вод, безудерж ледоходов, бездонность омутов, зной засухи, бурелом ветра, хаос метелей и смертные игры мороза...

4. Получение новых знаний

Первоначально учитель формирует у учащихся понятие "государственная территория"( это часть поверхнрсти планеты,на которую распостраняется власть данного государства). За основу можно взять объяснение, приведенное в тексте учебника (Дронов В. П. "География России. Хозяйство и географические районы. С. 11), и в процессе совместной работы, обсуждения прочитанного составить схему "Государственная территория". Её учащиеся переносят в тетрадь.

Учитель: В течение длительной истории географическое положение нашей страны неоднократно менялось.

-Сначало возникают племенные союзы.Согласно арабским источником в 8 веке их было три.Позднее русские летописи называют 2:северный и южный.Южный располагался в Преднепровье(Центр Киев),а северный в Поволжьею(центр Новгород).Слияние северных и южных  союзов завершило образование единого древнерусского государства(882год)

12 век- Московская колонизация

А)северное направление,освоение побережья Белого и Баренцева морей-поморы(потомки русских переселенцев) основывали свои поселения и торговые центры по северному побережью.

Б)большую роль сыграла монастырская колонизации

-создавались небольшие прибежища монахов,многие превращались в крупнейшие монастыри-крепости(Соловецкий)

14 век(1300г.)-Московское княжество,в междуречье Оки и Волги сформировался русский народ(восточные славяне).Московское княжество – ареал их расселения.

16век- Русское государство

-поглощало окружавшие его слабые княжества

-преимущество Москвы связано с выгодным ЭГП(Пересечения важных транспортных путей,развитие ремесел и торговли)

Середина 16 века – К русскому государству присоединяются районы Поволжья

-разрыв с золотой ордой

-Южная колонизация

Конец 16 века – освоение Сибири

Конец 17 века – Россия из русского государства превращается в Российское государство.

-присоединяется восточная часть Украины

- в нач.18 века присоед. Побережье Финского залива(1703г.-создание Санкт-Петербурга)

-18 век присоединяется центральная и западная Украина,Белоруссия,Литва.Предкавказье ,северные районы Казахстана,побережье Черного и Азовского морей(В результате победы над Турцией)

Начала 19 века –формируется Российская империи

-присоединяется Финляндия,кавказ,Казахстан,Средняя Азия.Закрепление за Россией Приамурья,приморья.

20 век –Распад Российской империи

-из нее вышли Польша,Финляндия,страны Балтии(в 40-е годы опять присоединилмсь)

Конец 20 века – распад СССР- все бывшие союзные республики стали независимымыми государствами

Если проанализировать последний этап: распад СССР в 1991 году, то сейчас Россия имеет следующие особенности географического положения.

Российская Федерация занимает восточную часть Европы и весь север Азии, а Российский сектор Арктики простирается до Северного полюса, тогда как южная точка территории расположена несколько ближе к экватору, чем к Северному полюсу.

В Европе границы современной РФ примерно совпадают с границами Российской империи к моменту ее основания (начало XVIII в.). После 1991 года рубежи России отодвинулись на несколько сотен километров восточнее прежних границ СССР. Калининградская область сейчас представляет собой своеобразный "остров", оторванный от основной территории России.

Изменились и южные границы страны, они оказались смещенными к северу.

В целом Россия стала более континентальной, так как самый большой отрезок морских границ она сохранила только на Северном Ледовитом океане, где судоходство затруднено. К тому же более четверти всей территории удалено от морей более чем на тысячи км. От ближайшего незамерзающего моря удалено на это расстояние 86 % территории.

5. Подведение итогов урока .Задание: Письмено составить рассказ од изменение гп России в 20 веке.Выпишите основные исторические события,которые вызвали изменение гп нашего государства.Перечислите и обозначьте на к.к. новые страны образовавшиеся после распада СССР

6.Домашнее задание. П.5.

Раздел: Конспекты уроков по географии для 9 класса
Автор:
учитель географии,МКОУ Труслейская СШ
Дата публикации: 30.01.2017
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Каргина Т. С. Государственная территория России // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/geo/9-klass/file/39150-gosudarstvennaya-territoriya-rossii (дата обращения: 29.03.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию