Конспекты
Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

конспект урока Система школьного образования с в Симферополе в 1941-1944 г

Д.А.Борисов

Система школьного образования Симферополя в 1941-1944 гг.

Глава I. Организация работы школ Симферополя в 1942-1944 г.г.

Немецко-фашистские войска вошли в Симферополь 1 ноября 1941 года. Их появление в городе с первых дней стало причиной трагических событий, смертей и страданий жителей Симферополя.
Для понимания атмосферы начала оккупации обратимся к воспоминаниям. Вот как описывает в своем дневнике эти дни симферополец Хрисанф Гаврилович Лашкевич: «2.11.1941г. По пути на службу я встречаю немецких мотоциклистов, автомобили. Валяются трупы убитых подростков, вышедших с ружьями стрелять в немецкие танки. Бедные мальчики! Они также, как и я, верили в победу родины, иначе не подумали о том, что надо выступать с оружием в руках» [3;л.59]. Подобную жестокость оккупантов мы видим и в дневнике Юсуфа Ибрагимова: «Через несколько дней стало известно, что везде висят повешанные люди». Вот так входили в город «носители европейской культуры» [4; л.102 ].
Сразу же после вступления в Симферополь, в ноябре 1941 года немцы формируют аппарат Управления. Его кабинеты располагались на ул.Салгирной (ныне ул.Кирова), 26[14]. На систему образования немцы делают главную ставку в деле воспитания молодого поколения. Кто же руководил этим процессом? В Центральном Государственном архиве АРК (ЦГА АРК) хранится фонд 156 опись 1, дело 25 в котором собраны приказы, циркуляры и директивы немецкого штаба пропаганды в Крыму об идеологической обработке населения. И именно этот штаб начал работу по формирования системы школьного образования.
Воспоминания жителя Симферополя Григорова У.П. рисуют нам положение школ в первые дни ноября 1941 г.: «Все школьные помещения были отведены воинским частям. Школьный инвентарь: парты, столы, стулья пошёл на топливо. Учебные пособия были выброшены в мусорные ящики» [3,л.107 ].
Также, в период оккупации, в Симферополе выходит газета «Голос Крыма. Эта газета являлась носителем пропагандистских идей фашистов, выходила под контролем оккупационного штаба пропаганды и военного командования.
И вот в № 1 газеты «Голос Крыма» от 1 января 1942 г. мы находим объявление о том, что: «Отдел культуры Симферопольского городского Управления доводит до сведения учащихся начальной и средней школы о предварительной регистрации в период 2-10 января.
Регистрация проводится в помещении дома № 21 по улице Салгирной (Кировской) улице во дворе».
По каким же учебникам предстоит учиться школьникам? На этот счет у немецкого командования есть особое мнение, которое оно выражает в предписании от 22 января 1942 г. Оно следующего содержания: «Городское Управление Симферополя предлагает учащимся низших, средних и высших учебных заведений сдать в период с 20 по 31 января все имеющиеся у них учебники, учебные пособия и карты советского производства. Выполнение этого распоряжения совершенно обязательно» [16]. Вместо советских учебников фашистам нечего предложить и только в июле 1943 года школьный подотдел Отдела культуры предпримет безрезультатное составление учебников по русскому языку для всех классов начальной школы и 5,6 и 7 классов средних школ.
Не стоит забывать, что в это время ещё костью в горле у немцев является Севастополь, где идут тяжелые бои. Видимо поэтому открытие школ откладывается. Только в феврале оккупационные власти публикуют извещение в «Голосе Крыма» № 16 от 22 февраля 1942 г. «14 февраля, с разрешения г-на Коменданта, начались занятия в одной из намеченных к открытию в текущем учебном году начальных школ. Предложено открыть еще 6 школ в городе и 4 в пригороде.
К сожалению, под школы временно отведены небольшие здания, в силу чего возможно иметь в каждой школе по 4 отделения и охватить не более 960 из зарегистрированных 1800 детей, обучающихся в начальной школе». Обратим внимание, что не сказано в какой именно школе начались занятия.
Исследователь обороны Севастополя Г.И.Ванеев в своей хронике героической обороны «Севастополь 1941-1942» пишет, что январь и февраль 1942 года вошли в историю как период относительного затишья. Так как немцы в этот момент рассредоточили силы на двух направлениях - Керченском и Севастопольском, они были не в состоянии начать новое наступление на Севастополь [7,с.3]. В период этого затишья оккупанты и приступили к своей пропагандистской миссии онемечивания жителей оккупированных районов.
1 марта 1942 г. в «Голосе Крыма» № 18 находим статью под громким названием «Новая школа». И в ней опять туманные сообщения о том, что «В ближайшие дни открывается начальная школа № 4, по Греческой улице,12. Запись учащихся производится ежедневно с 10 до 14 ч. в помещении школы». Это здание сейчас часть помещений Крымской епархии у Свято-Троицкого собора по улице Одесской,12.. А до революции в нем размещалась Греческая гимназия № 1.
В школах было организовано питание учеников. Например, в апреле 1942 года публикуется сообщение: «Отделение столовых удовлетворило ходатайство отдела культуры о снабжении местных школ для завтраков учащихся бубликами. С этой целью ежедневно 4-й столовой будет выпекаться 450 бубликов весом 150 граммов каждый» [19].
Нужно отметить, что на оккупированных территориях немцы придерживались принципа «разделяй и властвуй». А легче всего попытаться разделить население по национальному признаку. А детей одной национальности отправить учиться в свою национальную школу. Что и делают немцы в апреле 1942 года - открывают украинскую начальную школу в доме № 1 по Севастопольской улице. Даже объявление об этом напечатали 12 апреля 1942 г. в № 20 «Голоса Крыма» на украинском языке. И подпись под объявлением интересная - «Инициативная группа учителей». Были созданы также армянская и татарская школы[18; 20]. Продолжение об учебе в украинской школе следует 27 сентября 1942 г.: «Начала работать 2-я украинская средняя школа. 6 классов этой школы укомплектованы украинскими учителями. Преподавание проводится на украинском языке.
Регистрация учащихся (всех национальностей) пройдет в помещении школы (ул. Гоголевская,7)».
К сожалению, не известно, как прошла часть учебного года. На этот счет нет никаких свидетельств и документов. Но относительно начала нового 1942-1943 учебного года имеется распоряжение городского головы Л.С. Севастьянова, который предложил Отделу культуры Симферопольского городского Управления предусмотреть с начала года полный охват школьным обучением всех детей в возрасте от 7 до 12 лет[14 ].
По сообщению газеты «Голос Крыма», 1 сентября приступили к занятиям 3, 4, украинская, татарская и пригородные школы г. Симферополя (Ново-Сергеевка, Ново-Романовка, Жигулина Роща и Чокурча) [22 ].
А тем временем 25 сентября 1942 г. подотдел школ Городского управления разработал план охвата Симферополем сетью школьных учреждений. Этот план выглядит следующим образом: «Намечено к открытию 6 средних школ, а именно: на Красной горке, в Рабочем поселке, в Жигулиной Роще, на Евпаторийском шоссе, на Бахчи-Эли (в помещении 33 школы), на Училищной улице (татарская средняя школа).
Кроме того, подотдел школ предполагает открыть еще одну начальную школу – в районе вокзала и одну в районе Нового города. Обсуждался вопрос открытия школы для глухонемых» [24 ].
Только в октябре 1942 года встречается первое упоминание о работе симферопольской средней школы № 1. Располагалась она по ул. Высокой (бывш. ул. Буденного) в доме № 14. Здание школы сохранилось до наших дней. В настоящее время здесь находится библиотека им. Л. Толстого. А улица в настоящее время носит имя Крейзера. Известна даже фамилия директора школы № 1, возглавлявшего ее в 1942-1944 гг. Это некто И. Четыркин[25]. В октябре 1942 г. в средней школе № 1 были дополнительно открыты параллельные классы5,6,7 и 8 [26]. Этих классов всего в школе будет 24 класса вместо 20.
На улице Длинной, 52 (район Красной горки) в октябре 1942 года открывается еще одна школа в бывшем помещении 15-й школы. В газете открытие школы пафосно названо ещё одной культурной победой [27].
В первом полугодии функционировало только 9 начальных школ. Во втором их число возросло до 12 (12 нормальных средних школ).Количество учащихся возросло с 761 человека в январе 1942 г. до 5113 человек в декабре 1942г. Количество открытых классов во всех школах увеличилось соответственно с 34 до 161. Отметим, что эти данные были опубликованы в №34 «Голосе Крыма» 20 марта 1943 г. и, видимо, сильно преувеличены.
8 марта 1943 г. на Малогабаритной, № 5, открывается школа для глухонемых. В школе обучается 15 человек, однако газета сообщила об этом только 31 марта [29].
Анализируя итоги предыдущего учебного года находим следующую информацию: «В первом полугодии функционировало 9 начальных школ. Во втором полугодии их число возросло до 12. Количество учащихся, охваченных начальным и средним образованием возросло с 761 человека в январе до 5113 человек в декабре. Количество открытых классов во всех школах увеличилось соответственно с 34 до 161» [28]
Странная система формирования классов. Судя по объявлениям, набор в школу шёл непрерывно, т.е. круглый учебный год. Вот, забегая вперед, читаем в газете «Голос Крыма» от 30 июня 1943 г.: «Полная средняя школа № 1 с 1 по 15 июля принимает заявления во все классы от вновь поступающих учащихся».
И только в конце марта 1943 года руководитель городского школьного отдела Городского управления Шаладиев вносит предложение провести указ об обязательном школьном образовании, т.к. в это время резко уменьшилось количество учеников с 6000 до 4000 [2, л.17].

Глава II. Школьная жизнь оккупированного Симферополя

2.1. Учителя

В первые дни оккупации немецкие власти обошлись с интеллигентами Симферополя довольно своеобразно. В воспоминаниях У.П. Григорова читаем: «Интеллигенция города оказалась без работы. Учителя, врачи, инженеры были вызваны биржей труда и направлены на работы по уборке улиц» [4, л.107].
И после этих событий, лицемерно звучат сообщения «Голоса Крыма» о работе учителей. Как, например, статья в № 16 от 22 февраля 1942 года: «С большим подъемом работают преподаватели в новых условиях, без гнета наркомпросовских чиновников. С интересом слушают дети объяснения учительниц и прилежно занимаются. Нет и следа прежней разнузданности, дисциплина на уроках и переменах образцовая». В дальнейшем мы вернемся к описанию поведения детей на уроках и работе преподавателей.
Немецкие власти столкнулись с большой проблемой подбора учительских кадров. На работу принимали учителей бывшей царской системы образования, которые закончили преподавательскую работу после революции. Интересно об этом говорят документы Штаба пропаганды.
В донесении Штаба пропаганды о собрании учителей 27 мая 1943 года в главе «Соображения о линии поведения учительства в связи с положением молодежи» говорится: «Учителя в большей части - это старые и больные люди, лишенные энергии, сломленной их жизнью в Советском государстве. Эти учителя не стремятся ни к чему, кроме покоя. Значительная часть учителей считается с возможностью возвращения красных. Часть учителей настроена по-большевистски и более или менее открыто поддерживает враждебное настроение юношества. Причина заключается в зимнем наступлении советских войск. Директора школ удостоверяют:- поведение учителей в этот период сильно изменилось. Часть из них вела секретные беседы с учениками» [2, л.13].
Далее в этом донесении читаем: «Одна учительница сказала: «Как я могу преподавать то, что мне совершенно чуждо? Я привыкла читать Маяковского, Горького, Шолохова». То есть идеологическая обработка немцев не достигает цели. Оккупанты находят причину в том, что отдел культуры стремился опереться на старых учителей, которые не преподавали в советской школе, учителей времен царизма: «В одной школе работает учитель, который 25 лет не преподавал и забыл совершенно свою профессию. Он ходит в лохмотьях и подвергается насмешкам. Старая ворчливая учительница, которая каждый урок вызывает к доске только одну ученицу» [2, л.14].
Отдел культуры горуправы не забывает и о поощрении учителей принявших немецкий режим. С 22.04.1943 г. во всех учебных заведениях города начались пасхальные каникулы, которые продолжались по 30 апреля. На время каникул 9 учителей выехали в Дом отдыха в Алупку [32].

2.1. Ученики

Стремление детей к знаниям и во время оккупации остается высоким. В Симферопольской средней школе № 1 в апреле 1943 года был организован кружок по изучению высшей математике. В кружок записалось 35 выпускников, интересующихся высшей математикой. Занятиями этого кружка руководил В.В.Лопатень, доцент бывшего Педагогического института. В кружке изучаются аналитическая геометрия и математический анализ. Предполагалось изучение механики [30].
Ученики школ города, помимо учебы и сельхозработ, ведут благотворительную деятельность, выступают с концертами перед жителями: «Приказом по Городскому Управлению объявлена благодарность педагогическому персоналу и учащимся 1-й Симферопольской средней школы за инициативу, выразившуюся в устройстве двух благотворительных вечеров в пользу бедных города, а также за постановку в школе художественного воспитания детей, благодаря которому среди учащихся повысился интерес к литературе искусству» [29] .
Будет еще несколько концертов школьников средней школы № 1: « Сегодня 4 июня 1943 г., в кино «Централь» состоится спектакль-концерт, устраиваемый средней школой № 1 с благотворительной целью. В концерте участвует хор школы, есть номера музыки и декламации» [34].
Однако Штаб пропаганды недоволен поведением молодежи, уж больно трудно она поддается немецкому воспитанию. Это можно увидеть между строк в статье от 22 марта 1943 года в газете “Голос Крыма”. В беседе с корреспондентом газеты полицмейстер г. Симферополя указывает на то, что «Особенно возмутительно проявление распущенности и некультурности некоторой части населения, преимущественно молодежи, получившей «образование» в комсомольском духе, во время спектаклей и киносеансов. Свистки, крики, разговоры, шум некультурных молодых людей или просто хулиганов, мешают всем зрителям, иногда срывают концерты. В кинотеатре нами уже введены дежурные полицейские, которым предоставлено право тут же, в случае хулиганства или некультурного поведения, выводить виновных из зала, подвергая их денежному штрафу и регистрации, как хулиганов» .
В целом этот период оккупации отмечен тенденцией на привлечение школьной молодежи к посещению кинотеатра. Для этого организуются утренники в кинотеатре «Централь». Туда приглашали молодежь от 14 до 20 лет. Так 23 мая 1943 года для молодежи демонстрировали фильм «Фрау Зиктра» и цветной «культурно-просветительский фильм». Цена билета на эти утренники была 3 рубля [34]. То, как маленькие зрители реагировали на «культурно-просветительские фильмы» видно из доносов агентов, как например это, поступившее в мае 1943 года:
В штаб пропаганды Крыма лично лейтенанту Фрею г.Симферополь Содержание: О кинофильмах
16.03.1943 г. в кинотеатре “Централь” состоялось первое представление для молодежи, организованное штабом пропаганды Крыма. Посетителями были в основном дети от 7 до 12 лет, дети старшего возраста были в небольшом количестве. Настроение перед началом сеанса радостно-напряженное.
Детям обещали пару веселых часов, а показали фильм не вызывающий никакого веселья. Этот фильм “Король Эдельвейс” представляет собой любовную историю с попыткой самоубийства. Многие дети скучали, а некоторые оставили зал во время киносеанса. “Я хочу спать”- послышался детский голосок. Лишь в конце, когда показали стрельбу и контрабандистов, интерес возрос. Фильм скучен и не годится для детей [2, л.7].
И в следующем донесении, того же периода, в Штаб пропаганды мы читаем: «...За 19 лет не произошло ничего, чтобы перевоспитать школьную молодежь...В то же время на школьных досках появляются враждебные надписи, портреты фюрера разорваны и т.д.” [2, л.10]. Так школьники принимали новый порядок.
Обязательное школьное обучение вводится немцами для того, чтобы иметь подконтрольную молодежь и при необходимости вывозить на работы в Германию.
15 августа 1943 г. в кинотеатре «Централь» проводят бесплатный сеанс для молодежи и показывают документальный фильм «Мы видим Германию». Интересно, что в последующих анонсах в «Голосе Крыма» фильм уже носит название «Мы едем в Германию». Со вторым названием сразу ясен замысел бюро пропаганды. Ведь в конце фильма еще и читали доклад «Положение юношества в СССР» [43].
И насчет завоевания германским фильмом сердец публики также читаем у жительницы Симферополя Л.Макарычевой: «Не только взрослые, но и дети возмущались этими мерзкими, растлевающими душу картинами и часто, в самом эффектном, с точки зрения немцев, месте, детвора подымала неистовый свист и топот. Благо в зале темно и всех свистунов-малышей не переловишь» [31, л.120].

Глава III. Учебные и воспитательные мероприятия оккупационных властей

Какие же задачи ставили перед собой фашисты и их приспешники в деле обучения молодежи. Как писали в те годы газеты: «...В этих (советских) школах воспитывалась беспринципная, безыдейная молодежь, не признающая ничего святого. «...Говорит директор школы Татьяна Михайловна: «Воспитать ученика так, чтобы слово учителя было для него законом, чтобы школа для него была святее святых. Входя в школу, ученик должен отряхнуть грязь со своей одежды и со своей души» [21] . Как высокопарно высказывается этот педагог.
Что касается учебного процесса, то здесь хочется обратить внимание на методы воспитания. В основном это- использование школьников на сельхозработах. Вот объявление из «Голоса Крыма» от 9 апреля 1942 г.:«Отдел культуры приступает к организации сельскохозяйственных работ на пришкольных городских земельных участках силами учащихся от 12 до 15 лет. Цель учебно-воспитательная. Урожай поступит в пользу учащихся. Желающие принять участие должны зарегистрироваться в помещении дома № 30 по Турецкой улице». Или вот это сообщение от 26 июня 1943 г. : « Учащиеся средней школы № 1 оказывают большую помощь городу- все они работают на розовых плантациях. Особенно много делают ученики пятого класса «В». Когда же дети учились?
И для привлечения в школы уже требуются властные распоряжения, такие как вот это, от 16 августа 1942 года: «В связи с началом 1 сентября 1942 г. занятий в народных и средних школах (1-10 классы), школьный подотдел Отдела культуры проводит обязательную регистрацию детей и подростков с 7 до 17 лет (д.№ 27 по ул.Салгирной)».
А об учебе в украинской школе читаем в статье неизвестного журналиста, даже не подписавшегося под своим творением в «Голосе Крыма» 2 августа 1942 г.: «...Дети только сегодня увидели портрет Шевченко, они только сегодня узнали кто он такой».

А вот как начинается учебный 1942-1943 год в средней школе № 1:
«...Всем хотелось видеть помещения своих классов. Из-за отсутствия парт расставили столы и стулья. Прибыл Городской Голова Л.С. Севастьянов» - это из газеты «Голос Крыма» от 23 сентября 1942 г.
Начинается наступление Красной Армии по всему фронту. Немецкие войска отступают с Кавказа. И видимо в связи с этим каникулы в школах, как сообщает «Голос Крыма» 15 января 1943 г.,продлеваются по 18 января. С 19 января в школах начнется второе учебное полугодие.
Не забыты в это время и учебные экскурсии. О них также сообщает газета 14 апреля 1943 г.: «Хорошо провели пасхальные каникулы учащихся Симферопольской средней школы № 1. В двух больших экскурсиях участвовало 114 учащихся. Одна из этих экскурсий посетила известную Чокурчинскую пещеру.
Вторая экскурсия была проведена в так называемые «Дубки». Она ознакомила учащихся с весенней полевой флорой и с панорамой крымских гор. Прогулки доставили детям большое удовольствие» [31].
Да, лицемерие оккупантов и их приспешников не знает границ. Не известно, показали преподаватели детям холмы на могилах массовых расстрелов советских граждан 1941-1942 гг. в урочище Дубки, или только знакомили с «весенней полевой флорой и с панорамой крымских гор».
Обратим внимание на то, что сроки каникул регулируются военным командованием, т.е. целесообразность и длительность каникул устанавливает не комендант, как ранее, а штаб армии группы «А»: «На основании распоряжения Германского Командования, летние каникулы устанавливаются с 15.07 по 31.08., а для сельских школ с 15.06. по 31.07.
Учащиеся старших классов, освобожденные от поездки в Германию, должны посещать школу до конца учебного года, в противном случае они не получат установленных аттестатов и свидетельств» [33].
То, что называется поездкой в Германию, на деле является насильственным вывозом на работы. От нее освобождали только больных или работающих на предприятиях города.
Обратимся теперь непосредственно к экзаменам. Ведь выпускные классы существуют и уже лето 1943 г.
По сообщениям газеты «Голос Крыма» во всех начальных и средних школах Симферопольского района с 26 мая начались экзамены. Экзамены проводились в 4-х и 5-х классах по русскому языку (в национальных школах по родному языку), арифметике и немецкому языку. В 6-х классах помимо русского и немецкого языка по алгебре и естествознанию, а в седьмом также по геометрии и физике. В городских школах экзамены начнутся в конце июня и продолжатся до 14 июля [36].
Однако, обстановка на фронте для немцев неблагоприятная. Советские войска уже у ворот Крыма и выпуск в школах нужно проводить по-быстрее. И отдел культуры 7 июля 1943 г.переигрывает ранее принятое решение: «Приближаются экзамены в школах. Они будут проводиться только в выпускных десятых классах. В остальных классах учащихся переводят на основании годовой успеваемости» [41]. Экзамены начинаются 9 июля 1943 года: «Начались испытания. Испытания держат только учащиеся 10-х классов. Учащиеся, у кого есть неуды, должны сдать зачеты» [42].
11 июля в средней школе №1 состоялся выпускной вечер, на котором учащиеся 10 классов получили аттестаты об окончании средней школы. В газете «Голос Крыма» от 18 июля 1943 года помещен большой репортаж об этом событии. Тем более, что школу почтил своим вниманием необычный гость. Обратимся к страницам газеты и представим обстановку того времени: «В среднюю школу № 1 г. Симферополя на торжественный акт, посвященный окончанию учебного года пригласили много гостей. Здесь присутствовали представители Германского военного командования, представители городского Управления во главе с бургомистром.
Почетным гостем школы был генерал-фельдмаршал фон Клейст. Он запросто, в качестве гостя присутствовал на выпускном вечере. Раздались слова русского гимна «Коль славен наш господь в Сионе. Директор школы г. Четыркин поздравляет выпускников с получением аттестата зрелости. Старосты выпускных классов благодарили учителей за любовь и внимание. 50% учащихся получили похвальные листы» [43]. Вот такой гость был у выпускников. В это время он как командующий танковой армией группы армий «А» отступил с Кавказа и со своим штабом находился в Симферополе. Видимо, чтобы снять напряжение, он и заглянул в школу. Дальнейшая судьба его печальна. В 1944 году его увольняют за поражение, а после войны он был осужден советским трибуналом как военный преступник и умер в тюрьме в 1954 году [12, с. 877].
На 1 сентября 1943 года в школах Симферополя насчитывается 5063 учащихся. Однако на 14 декабря 1943 года уже почему-то 4453 учащихся. Из них 1976 мальчиков и 2474 девочки. Самих школ насчитывается 25. Педагогов во всех школах 249 человек [45].
По итогам первой четверти 1943-1944 учебного года известно следующее: «В средней школе № 1 наличные учебные планы выполнены. Успеваемость по школе равна 72%. По татарской школе № 16 есть небольшое недовыполнение учебных планов, успеваемость 80%. В средней школе № 8 успеваемость выполнена за исключением некоторых тем по естествознанию. Успеваемость76%» [46].
Приближаются зимнии каникулы, которые были запланированы с 22 декабря 1943 г. по 9 января 1944 г. И для проведения школьных елок городским Управлением было отпущено на каждого ученика 1-6 классов по 40 рублей (4 марки). Для сравнения килограмм тюльки стоил тогда 70 рублей. Утренники проводили в кинотеатре “Крым-Паласт” [47] (фото 4).
В феврале 1944 г. Немецкой администрацией и Городским Управлением предпринимается попытка реформы школьного образования- создание гимназий и прогимназий, а также переход на раздельное обучение мальчиков и девочек. Предполагалось введение формы для учащихся. Открытие гимназий было назначено на 16 марта 1944 года [48]. Затем срок открытия гимназии перенесли, из-за ремонта помещений, на 27 марта 1944 года [49]. И только 29 марта газета сообщила об открытии гимназии № 1 и празднике в честь этого в городском саду [50].
Но всем планам профашистского отдела образования Городского управления не удалось свершиться , так как 13 апреля 1944 года Симферополь радостно встречал освободителей. Красная Армия совместно с крымскими партизанами принесла освобождение жителям Симферополя и дети вновь пошли в родные школы..

Список источников и литературы

1. ЦГА АРК, ф.156, оп.1, д.25.
2. ЦГА АРК, ф.156, оп.1, д.26.
3. ЦГА АРК, ф.156, оп.1, д.31.
4. ЦГА АРК, ф.156, оп.1, д.38.
5. Борисов Д.А. «Фильмы и зрители оккупированного Симферополя» (в печати)
6. Борисов Д.А. «Фрау Луна»...или какие фильмы смотрели в оккупированном Симферополе».// «Крымское время». 2001 г. 21 августа.
7. Ванеев Г.И. Севастополь 1941-1942.-Киев: Изд-во «Украина», 1995.
8. Генов И.Г. «Четыре времени года».- Москва: Военное изд-во МО СССР,1969.
9. Гуркович В.Н. «Оккупационный режим в Крыму».- Киев:
10. Козлов И.А. «В крымском подполье».-Москва:Худож.лит-ра,1972.
11. Луговой Н.Д. «Побратимы».-Киев: Изд-во политической литературы,1975.
12. Манштейн Эрих Утерянные победы.- СПб: Изд-во «АСТ», 2002.
13. Поляков В.Е. «Улицы Симферополя».- Симферополь: Изд-во «Таврия», 1996.
14. «Голос Крыма».1941. 12 декабря.
15. «Голос Крыма».1942. 1 января.
16. «Голос Крыма».1942. 22 января
17. «Голос Крыма».1942. 22 февраля.
18. «Голос Крыма».1942.1 марта.
19. «Голос Крыма» 1942.12 апреля.
20. «Голос Крыма».1942. 14 августа.
21. «Голос Крыма».1942. 28 августа.
22. «Голос Крыма».1942. 4 сентября.
23. «Голос Крыма».1942. 6 сентября.
24. «Голос Крыма».1942. 25 сентября.
25. «Голос Крыма».1942. 4 октября.
26. «Голос Крыма».1942. 7 октября.
27. «Голос Крыма».1942. 10 октября.
28. «Голос Крыма».1942. 20 марта.
29. «Голос Крыма».1943. 31 марта.
30. «Голос Крыма».1943. 14 апреля.
31. «Голос Крыма».1943. 16 апреля.
32. «Голос Крыма».1943. 18 апреля.
33. «Голос Крыма».1943. 7 мая.
34. «Голос Крыма».1943. 22 мая.
35. «Голос Крыма».1943.4 июня.
36. «Голос Крыма».1943.9 июня.
37. «Голос Крыма».1943.13 июля.
38. «Голос Крыма».1943. 26 июня.
39. «Голос Крыма».1943.30 июня.
40. «Голос Крыма».1943. 2 июля.
41. «Голос Крыма».1943. 7 июля.
42. «Голос Крыма».1943. 9 июля.
43. «Голос Крыма».1943. 18 июля.
44. «Голос Крыма».1943. 14 августа.
45. «Голос Крыма».1943. 22 сентября.
46. «Голос Крыма».1943. 19 ноября.
47. «Голос Крыма».1944. 1 января.
48. «Голос Крыма».1944. 16 февраля.
49. «Голос Крыма».1944. 12 марта.
50. «Голос Крыма».1944. 29 марта.

©Борисов Д.А. 2002 г.

Раздел: Конспекты уроков по истории для 11 класса
© При использовании материала ссылки на автора и сайт обязательны!
Получить выходные данные

Автор:
учитель истории МБОУ "Гимназия № 1 им. К.Д.Ушинского"
Размер файлов: 91.50 kB
Дата публикации: 03.11.2016
Внести правки в свой материал

Выходные данные (библиографическая ссылка):

Борисов Д. А. Система школьного образования с в Симферополе в 1941-1944 г [Электронный ресурс] // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков». — Режим доступа: http://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/istoriya/11-klass/file/33385-sistema-shkolnogo-obrazovaniya-s-v-simferopole-v-1941-1944-g.html (дата обращения: 04.12.2016)
Скачать сертификат о публикации— как получить такой сертификат
Заказать рецензию на публикацию
 
Другие материалы из этой категории
Свидетельство о публикации. Бесплатно
Сертификат о публикации. Бесплатно
Наши образовательные проекты

Учебные презентации — открытый каталог учебных презентаций PowerPoint. Готовые презентации и шаблоны. Все материалы доступны для бесплатной загрузки с сайта.

Всё о Prezi — сайт-руководство по созданию нелинейных презентаций с помощью сервиса Prezi.com. Также на сайте можно скачать фоны и картинки для презентаций.

Презентации — международный каталог презентаций для учителей, учеников и преподавателей. Мгновенное получение сертификата о публикации.