Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

конспект урока «Основные виды шитья»

Конспект урока по теме "Основные виды шитья"


Актуальность: В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы сохранить и приумножить. Необходимо посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре. Если в работе с дошкольниками для развития художественно – творческих способностей использовать декоративно – прикладное искусство, то это будет способствовать повышения уровня развития эстетического вкуса у детей, а также воспитанию патриотических чувств.

Цель урока: знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства- вышивка, вязание, лоскутная техника; углубление эстетического познания о народном и декоративно-прикладном искусстве.

Задачи:

Образовательные: познакомить с художественными промыслами России и видами шитья; активизировать познавательную активность; раскрыть типичные черты; сформировать систему знаний.

Воспитательные: воспитание чувства любви к Родине; гордости за свой край; формирование экологической культуры, эстетическое воспитание.

Развивающие: продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры, формировать умения работы с литературой.

Тип урока: урок усвоения (формирования) новых знаний.

Вид урока: урок- лекция.

Оборудование: репродукции, фонд работ учащихся, экран, проектор, компьютер или планшет.

Рефлексия: подведение итогов занятия. Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу.

Самостоятельная работа: Подготовить материал о “старых вещах”, которые хранятся в вашей семье (одежда, салфетки вязанные, полотенца).

Ход урока

Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров – гжельские чайники, хохломские миски, берестяные туеса, тканые полотенца. Они входят в нашу жизнь как художественные произведения, отвечающие нашему эстетическому чувству, становятся украшением как сельского, так и городского жилья. Казалось бы, зачем нам в наш динамический век, век научно – технического прогресса, деревянные ложки, когда есть дешевые и удобные металлические? Зачем нужны подсвечники, когда всюду есть электричество?

Дело в том, что в этом выражается потребность людей в красоте.

Им хочется видеть вокруг себя не стандартные массовые изделия, а рукотворные предметы декоративного искусства. Не случайно большой популярностью пользуются выставки мастеров народных промыслов.

Некоторые промыслы имеют многовековую историю и уходящую в древность традиции, другие возникли в последнее десятилетие.

Термин “декор” происходит от латинского “украшаю”. Изделия декоративного искусства существуют только для украшения помещения, одежды или человека.

Прикладное искусство. С древнейших времен свойственно человеку стремление к красоте в окружающем его предметном (вещном) мире. С этой целью на простые ткани наносились вышитые узоры, керамику украшали орнаментом и изображениями. Узор, украшение как бы “прикладывались” к предмету, и он становился красивее, богаче, наряднее. Он сохранял свою первооснову, свою полезность, но им можно было теперь и просто любоваться, показывать его как достопримечательность. Позднее, в ХIХ в. Эту область художественного освоения предметного мира определили как “прикладное искусство”.

ВЫШИВКА

Вышивка – одно из распространенных в мире искусств. Свои истоки берет она в глубокой древности, когда использовали костяные, а затем бронзовые иглы. В Древнем Египте вышивками украшали шерстяные, льняные и пеньковые ткани.

В российских городах, селах и деревнях вышивкой занимались издавна, украшали ею одежду, головные уборы, вещи домашнего обихода. Сказочные, с пышными хвостами жар – птицы, раскидистые древа жизни с огромными цветами, застывшие в безмолвном молчании величавые женские фигуры с воздетыми к небу руками украшали рубахи и сарафаны, головные уборы и платки русских крестьянок. Самые красивые полотенца, порой сплошь покрытые узорочьем, служили нарядным убранством жилища.

Даже полушубки, меховые рукавицы, кожаную обувь украшали вышивкой.

Вышивка русского Севера выполнялась красной нитью, а цвет этот связан в народном представлении с солнцем, дарующим тепло и свет, которые так необходимы для плодородия земли. Равноконечный крест означал светящее на все четыре стороны “лучистое солнышко”, ромб почитался символом плодородия. Все эти узоры геометрического типа. В южных областях они сменяются изобразительными мотивами: растениями, фигурами людей, животных, птиц. Изображение женщины, стоящей то подбоченясь, то с поднятыми вверх руками в окружении оленей, коней и птиц, олицетворяло образ родной природы, образ Матери Сырой Земли.

Вышивали и узоры, похожие на цветок ромашки, вокруг которого словно бы свернулась колечком гусеница. Шерстка её завилась петельками и колечками. В своё время служили эти необычные узоры календарём. Каждая из фигурок, что вырастала на спине гусеницы, указывала на смену времени года, на день посева и уборки хлебов, на основные фазы развития озимой ржи, которая лучше всего родилась на северной земле, где и бытовал этот шитый календарь. Шесть лепестков цветка и шесть ростков между ними означали двенадцать месяцев года.

(Показ работ).

ВЯЗАНИЕ

Вязание всегда было и остается одним из наиболее любимых занятий взрослых и детей.

Кто придумал вязание? Во время раскопок одной из древнеегипетских гробниц археологи обнаружили рядом с золотой статуэткой и драгоценными шкатулками… вязаный детский носок. Причем большой палец был вывязан, как в перчатке, отдельно, вероятно, чтобы удобнее надевать сандалии. Возраст носка – около 5 тысяч лет.

Самыми искусными вязальщицами древности считаются кочевники – бедуины. Вязать их заставила жизнь. Днем в пустыне жара, но ночи выдаются настолько холодные, что без теплой одежды не обойтись. В верблюжьей шерсти недостатка не было, надо только было найти способ превратить её в одежду. Вначале бедуины вязали лишь простые вещи. Причем занимались этим мужчины, женщинам доверяли только прясть шерсть. Когда рано утром пастухи уходили на пастбище, они непременно брали с собой клубок и спицы.

Эти пастухи и заложили основы современного рукоделия – изобрели воздушные петли, способ вывязывания пятки, различные виды вязания.

Искусство вязания, попав в Европу, долгое время оставалось привилегией мужчин. Благородные рыцари, вернувшись с турнира и сняв латы, не считали зазорным проводить зимние вечера в своих замках за вязанием. Высоким мастерством славились испанцы, шотландцы, французы.

Вязание – один из самых старинных видов декоративно – прикладного искусства, он существует более трёх тысяч лет. Вязаные вещи были найдены в древних захоронениях Египта, Рима, Греции. О вязании рассказывает одна из легенд Древней Греции.

Афина Паллада была одной из наиболее почитаемых богинь. Она давала людям мудрость и знания, учила их искусствам и ремеслам. Девушки Древней Греции почитали Афину за то, что она учила их рукоделию. Среди мастериц, ткавших прозрачные как воздух ткани, славилась Арахна. Гордилась Арахна своим искусством и решила вызвать на состязание саму богиню Афину. Под видом седой, сгорбленной старухи предстала перед Арахной богиня и предостерегла гордячку – нельзя быть выше богов. Не послушалась Арахна старуху. Соткала она полотно, но боги не признали её победы. Несчастная Арахна не перенесла позора, покончила с собой. Афина спасла девушку, но превратила её в паука. И с тех пор паук – Арахна вечно ткет свою паутину.

Для вязания используют такие инструмнты как – крючок и спицы.

- Какой основной инструмент мы будем использовать при вязании, вы поймете, отгадав загадку:

Будто цапли - длинноносы,

Нить они сплетают в косы.

Свяжут шарф и рукавицы

Нам проворно сёстры - ... (спицы)

(Показ выставочных работ)

Физминутка «Зарядка»

Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Наклонилась сперва

Книзу наша голова (наклон вперед)

Вправо - влево мы с тобой

Покачаем головой, (наклоны в стороны)

Руки за голову, вместе

Начинаем бег на месте, (имитация бега)

Уберем и я, и вы

Руки из-за головы.

ЛОСКУТОК К ЛОСКУТКУ

Лоскутное шитьё, или ПЭЧВОРК, как сейчас принято называть это рукоделие на американский манер,– очень модный вид рукоделия.

Техника шитья из кусочков ткани в России известна издавна. Знали у нас, как латать шелковые сарафаны и душегрейки лоскутами того же материала или кусочками ткани другого рисунка и цвета.

Но как самостоятельный вид творчества лоскутная мозаика широко распространилась и стала входить в обиход только в Х1Х веке, когда в деревни начали завозить фабричные цветные ситцы и сатины. Из ситца шили рубахи, другую одежду и предметы домашнего обихода, а оставшиеся лоскутки складывали в сундук, создавая затем знаменитые “бабушкины” яркие пестрые покрывала, одеяла, ковры. Шили вручную. Если не хватало ткани – собирали постепенно, по мере появления в доме новых цветных кусочков. Брался простой геометрический орнамент с чередованием одних и тех же форм: полос, треугольников, квадратов, ромбов. Мастерицу не смущало, если изначально ткани было немного. Когда кончались лоскутки, готовая часть откладывалась в сторону в ожидании, когда появятся новые, чтобы дополнить и продолжить работу.

Сейчас лоскутное шитье по всему миру переживает новое рождение. Оно стало для многих женщин, а нередко и мужчин своеобразным хобби. Кто– то изобретает новые абстрактные узоры, а кто – то пользуется уже готовыми устойчивыми формами, накопленными веками. Этим занятием зарабатывают на жизнь, украшают свой дом, делают подарки…

(Показ выставочных работ)

 

Самостоятельная работа: Подготовить материал о “старых вещах”, которые хранятся в вашей семье (одежда, салфетки вязанные, полотенца).

Придумайте кроссворд, основываясь на приобретенные знания.

Наглядный пример:

 

Литература:

1) Азбука вязания, М.В.Максимова, Москва ПК «Алтай»,1992г.

2) Вкладыши – приложения к журналу «Работница» за 2005-06г.

3) Методические журналы «Школа и производство», №6 1999г, №3 2000г.

4) «Как ткани ткут и нити прядут», М.Константиновский, изд – во «Малыш»,

Москва, 1990г.

5) «Вяжем сами», О.С.Казакова, Саратов, Приволжское кн. изд – во, 1981г.

6) Интернет-ресурс: http://ext.spb.ru/site/2663-2013-04-07-12-23-43.pdf

Раздел: Конспекты уроков по ИЗО для 4 класса
© При использовании материала ссылки на автора и сайт обязательны! Получить выходные данные

 Подпишитесь на рассылку с акциями и новостями сайта. Подписка бесплатна, польза - бесценна!

Автор:
Преподаватель, МБУ ДО ХШ N1
Размер файлов: 2.87 MB
Дата публикации: 13.01.2018
 Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Жирнова А. Г. «Основные виды шитья» // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: http://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/izo/4-klass/file/52760-osnovnye-vidy-shitya (дата обращения: 21.01.2018)
  Скачать сертификат о публикации— как получить такой сертификат
  Заказать рецензию на публикацию
 
Другие материалы из этой категории