Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

конспект урока “В уме своём я создал мир иной и образов иных существованье…” Урок-игра по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Включает методическую разработку

“В уме своём я создал мир иной и образов иных существованье...” Урок-игра по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
28.11.2010, 18:40:37
За несколько дней до начала игры класс делится на 4 команды. Каждая из команд получает творческое задание, над которым работает в течение недели. Игра состоит из нескольких туров.
I. «У азиатов, знаете, обычай...»
Командам предлагается разгадать кроссворд, в котором все слова объединены темой «Быт и нравы Кавказа».

Слова вписываются в клетки, следующие за клеткой с числом.
Задания
1. Длинный (или до колен) плащ из тонкого войлока с козьей шерстью. (Бурка.)
2. Выкуп, вносимый женихом родителям невесты (у некоторых народностей Востока). (Калым.)
3. Стёганый полукафтан (у татар, кавказских народов). (Бешмет.)
4. Колющее обоюдоострое оружие с коротким клинком. (Кинжал.)
5. У кавказских горцев — друг, приятель. (Кунак.)
6. Человек иной веры (у магометан). (Гяур.)
7. Крестьянский дом на Кавказе. (Сакля.)
8. Брачный обряд. (Свадьба.)
9. Обитатели гор. (Горцы.)
10. Гостевая комната. (Кунацкая.)
11. Селение на Кавказе и в Средней Азии. (Аул.)
12. Разнообразные сложные упражнения на скачущей лошади. (Джигитовка.)
13. Длинная верёвка с петлёй на конце для ловли животных. (Аркан.)
14. Горец, участвовавший в борьбе против русских войск в период присоединения Кавказа к России. (Абрек.)
15. Лёгкий хмельной напиток из проса, гречихи, ячменя. (Буза.)
16. Рубящее ручное холодное оружие со слегка изогнутым клинком. (Шашка.)
17. Искусный наездник. (Джигит.)
18. Мусульманский священник. (Мулла.)
19. У мусульман женское лёгкое покрывало во весь рост, закрывающее голову, имеющее густую сетку для лица и спускающееся по плечам вниз. (Чадра.)
(За каждый правильный ответ команды получают по одному баллу.)
II. «Вот романтическое название!»
Командам предлагаются отрывки из романа с пропусками географических названий. Задача учащихся: используя слова для справок, правильно заполнить пробелы.
1. "Как только будет можно, отправлюсь — только не в (1), избави Боже! — поеду в (2), (3), (4) — авось где-нибудь умру на дороге!”
2. "Эта долина (Чёртова) была завалена снеговыми сугробами, напоминавшими довольно живо (5), (6) и прочие милые места нашего отечества”.
3. "Перед нами лежала Койшаурская долина, пересекаемая (7) и другой речкой”.
4. "Слава Богу, поутру явилась возможность ехать, и я оставил (8)”.
5. "Вчера я приехал в (9), нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы (10)”.
Слова для справок:
Машук (10), Тамань (8), Америка (2), Индия (4), Арагва (7), Аравия (3), Пятигорск (9), Саратов (5), Европа (1), Тамбов (6).
(За каждый правильный ответ команды получают по одному баллу.)
III. Конкурс инсценировок. (Задания команды получили заранее.)
1-я команда инсценирует отрывок из повести «Бэла», 2-я — из повести «Тамань», 3-я — из повести «Княжна Мери», 4-я — из повести «Максим Максимыч».
(Максимальное количество баллов за этот конкурс — 10.)
IV. "Он уж рассказал о себе всё...”
По трём отрывкам из романа нужно отгадать персонажа, о котором идёт речь. Если команда угадывает с первой попытки, получает 3 балла, если со второй — 2, если с третьей — 1 балл.
Задания 1-й команде
1. "И она у нас так похорошела, что чудо; с лица и с рук сошёл загар, румянец разыгрался на щеках...Уж какая, бывало, весёлая, и всё надо мной, проказница, подшучивала...”
2. "Как она пляшет! как поёт! а вышивает золотом — чудо! Не было такой жены и у турецкого падишаха...”
3. "...высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу”.
(Бэла.)
1. "...он закидывал вас словами, как скоро разговор выходил из круга обыкновенных понятий; спорить с ним я никогда не мог. Он не отвечает на ваши возражения, он вас не слушает”.
2. "Он довольно остёр: эпиграммы его часто забавны, но никогда не бывают метки и злы: он никого не убьёт одним словом; он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою. Его цель — сделаться героем романа”.
3. "Он только год в службе, носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель. У него георгиевский солдатский крестик. Он хорошо сложён, смугл и черноволос; ему на вид можно дать двадцать пять лет, хотя ему едва ли двадцать один год. Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правою опирается на костыль”.
(Грушницкий.)
Задания 2-й команде
1. "...смуглая рожа, оборванный, грязный как всегда”.
2. "В два прыжка он был уж у нас на дворе; у ворот крепости часовой загородил ему путь ружьём; он перескочил через ружьё и кинулся бежать по дороге...”
3. "...маленький, сухой, широкоплечий... А уж ловок-то, ловок-то был, как бес! Бешмет всегда изо¬рванный, в заплатках, а оружие в серебре. А лошадь его славилась во всей Кабарде...”
(Казбич.)
1. "...был мал ростом, и худ, и слаб, как ребёнок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребёнку...”
2. "Его наружность была из тех, которые с первого взгляда поражают неприятно, но которые нравятся впоследствии...”
3. "В его одежде заметны были вкус и опрятность; его худощавые, жилистые и маленькие руки красовались в светло-жёлтых перчатках. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно чёрного цвета. Молодёжь прозвала его Мефистофелем...”
(Вернер.)
Задания 3-й команде
1. "...я во всё время не заметил ни одной слезы на ресницах его: в самом ли деле он не мог плакать или владел собою — не знаю...”
2. "Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побеждённое ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными...”
3. "В его улыбке было что-то детское. Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором, только по долгом наблюдении, можно было заметить следы морщин, пересекавших одна другую и, вероятно, обозначавшихся гораздо явственнее в минуты гнева или душевного беспокойства”.
(Печорин.)
1. "Когда она прошла мимо нас, от неё повеяло тем неизъяснимым ароматом, которым дышит иногда записка милой женщины”.
2. "Её свежее дыхание касалось моего лица; иногда локон, отделившийся в вихре вальса от своих товарищей, скользил по горящей щеке моей...”
3. "...личико её расцвело; она шутила очень мило; её разговор был остёр, без притязания на остроту, жив и свободен; её замечания иногда глубоки...”
(Мери.)
Задания 4-й команде
1. "...имел глубокие сведения в поварском искусстве: он удивительно хорошо зажарил фазана, удачно полил его огуречным рассолом...”
2. "Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твёрдой походке и бодрому виду”.
3. "Через несколько минут он был уже возле нас; он едва мог дышать; пот градом катился с лица его; мокрые клочки седых волос, вырвавшись из-под шапки, приклеились ко лбу его; колена его дрожали...”
(Максим Максимыч.)
1. "...на её болезненном лице изображалась глубокая грусть; она сидела в тени у окна, погружась в широкие кресла...”
2. "Её сердце сильно билось, руки были холодны как лёд. Начались упрёки, ревности, жалобы...”
3. "...в прохладной тени его (грота) свода, на каменной скамье сидит женщина, в соломенной шляпке, окутанная чёрной шалью, опустив голову на грудь; шляпка закрывала её лицо”.
(Вера.)
V. «Сколько у него было разных дорогих вещиц!..»
Задание. Каждому предмету, приведённому в списке, нужно найти хозяина. (За каждый правильный ответ команда получает по одному баллу.)
1. Костыль. (Грушницкий.)
2. Маленькая кабардинская трубочка. (Максим Максимыч.)
3. Мешок. (Контрабандист Янко.)
4. Чугунный чайник. (Рассказчик из повести «Бэла».)
5. Бубен. (Бэла.)
6. Шкатулка с серебряной оправой, дагестанский кинжал. (Печорин.)
7. Светло-жёлтые перчатки. (Вернер.)
8. Соломенная шляпка. (Вера.)
9. Лёгкая шёлковая косынка. (Княжна Мери.)
10. Пистолет. (Вулич.)
VI. «Что за край!»
Нужно назвать главу, из которой взят пейзаж. (За каждый правильный ответ 3 балла.)
Задания 1-й команде
1. "Уж солнце начинало прятаться за снеговой хребет, когда я въехал в Койшаурскую долину... Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зелёным плющом и увенчанные купами чинар, жёлтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безымённой речкой, шумно вырывающейся из чёрного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуёю”. («Бэла».)
2. "На запад пятиглавый Бешту синеет, как «последняя туча рассеянной бури»; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона; на восток смотреть веселее: внизу передо мною пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы всё синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльборусом...” («Княжна Мери».)
Задания 2-й команде
1. "Берег обрывом спускался к морю почти у самых стен её (лачужки), и внизу с беспрерывным ропотом плескались тёмно-синие волны. Луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей стихию...” («Тамань».)
2. "Солнце выказалось из-за зелёных вершин, и слияние первой теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление; в ущелье не проникал ещё радостный луч молодого дня; он золотил только верхи утёсов, висящих с обеих сторон над нами; густолист¬венные кусты, растущие в их глубоких трещинах, при малейшем дыхании ветра осыпали нас серебряным дождём”. («Княжна Мери».)
Задания 3-й команде
1. "Кругом, теряясь в золотом тумане утра, теснились вершины гор, как бесчисленное стадо, и Эльборус на юге вставал белою громадой, замыкая цепь льдистых вершин, между которых уж бродили волокнистые облака, набежавшие с востока. Я подошёл к краю площадки и посмотрел вниз, голова чуть-чуть у меня не закружилась; там внизу казалось темно и холодно, как в гробе; мшистые зубцы скал, сброшенных грозою и временем, ожидали своей добычи”. («Княжна Мери».)
2. "...под нами лежала Койшаурская долина, пересекаемая Арагвой и другой речкой, как двумя серебряными нитями; голубоватый туман скользил по ней, убегая в соседние теснины от тёплых лучей утра; направо и налево гребни гор, один выше другого, пересекались, тянулись, покрытые снегами, кустарником...” («Бэла».)
Задания 4-й команде
1. "...здесь всё дышит уединением; здесь всё таинственно — и густые сени липовых аллей, склоняющихся над потоком, который с шумом и пеною, падая с плиты на плиту, прорезывает себе путь между зеленеющими горами, и ущелья, полные мглою и молчанием, которых ветви разбегаются отсюда во все стороны, и свежесть ароматического воздуха, отягощённого испарениями высоких южных трав и белой акации...” («Княжна Мери».)
2. "...месяц бледнел на западе и готов уж был погрузиться в чёрные свои тучи, висящие на дальних вершинах, как клочки разодранного занавеса; мы вышли из сакли. Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась и обещала нам тихое утро; хороводы звёзд чудными узорами сплетались на далёком небосклоне и одна за другою гасли по мере того, как бледноватый отблеск востока разливался по тёмно-лиловому своду, озаряя постепенно крутые отлогости гор...” («Бэла».)
VII. Блиц
Каждой команде задаются 10 вопросов. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.
Вопросы 1-й команде
1. Воинское звание Печорина. (Прапорщик.)
2. Какую книгу читал Печорин накануне дуэли? («Шотландские пуритане» В.Скотта.)
3. Как звали коня Казбича? (Карагёз.)
4. Какова длина Койшаурской горы? (Около двух вёрст.)
5. Назовите место службы Максима Максимыча. (Третий линейный батальон.)
6. Какого цвета волосы были у Печорина? (Белокурые.)
7. Что стало для Печорина "дурным знаком” при осмотре лачуги (глава «Тамань»)? (Отсутствие икон.)
8. В каких городах происходят действия, описанные в главе «Княжна Мери»? (Пятигорск, Кисловодск.)
9. Как объяснил Печорин причину своих слёз после неудавшейся погони за Верой? ("...расстроенные нервы, ночь, проведённая без сна, две минуты против дула пистолета и пустой желудок”.)
10. Что стало поводом для дуэли между Печориным и Грушницким? (Оговор.)
Вопросы 2-й команде
1. Сколько быков нанял Печорин для того, чтобы втащить тележку на гору? (Шесть.)
2. Сколько времени Максим Максимыч провёл в Чечне? ("...лет 10 стоял там в крепости с ротою”.)
3. Какого цвета глаза были у Бэлы? (Чёрные.)
4. Назовите звание Грушницкого в начале повести «Княжна Мери». (Юнкер.)
5. Кто был секундантом Печорина во время дуэли? (Вернер.)
6. Как звали лошадь Печорина? (Черкес.)
7. Назовите "заболевание” Мери. ("...расслабление нервов”.)
8. Назовите карточную игру, в которую играл Печорин в главе «Фаталист». (Бостон.)
9. Какой головной убор прострелил Вулич? (Фуражку.)
10. Как обращается княжна Мери к Максиму Максимычу? (Это герои разных повестей, они ни разу не встречаются.)
Вопросы 3-й команде
1. При каком генерале служил Максим Максимыч? (При Алексее Петровиче Ермолове.)
2. Назовите имя, отчество Печорина. (Григорий Александрович.)
3. Какой недостаток был у Азамата с точки зрения Максима Максимыча? ("Ужасно падок был на деньги”.)
4. Какова особенность глаз Печорина? (Они не смеялись, когда он смеялся.)
5. Что сделал Грушницкий, чтобы привлечь к себе внимание Мери? (Уронил стакан.)
6. Где впервые после разлуки встретились Печорин и Вера? (В Кисловодске, в гроте.)
7. Какой подлый поступок совершают противники Печорина накануне дуэли? (Не заряжают его пистолет.)
8. С чьим сном сравнивает Печорин свой сон после погони за Верой? (Со сном Наполеона после Ватерлоо.)
9. Кто был секундантом Грушницкого во время дуэли? (Драгунский капитан.)
10. Какую вещь Печорин приобрёл у княжны? (Ковёр.)
Вопросы 4-й команде
1. О чём пел Казбич? (О молодецкой воле, о коне, который не имеет цены.)
2. Назовите фамилию княжны Мери. (Лиговская.)
3. Куда направился Печорин после встречи с Максимом Максимычем (глава «Максим Максимыч»)? (В Персию.)
4. Что было украдено у Печорина слепым мальчиком? (Шкатулка, кинжал, шашка.)
5. Какой танец танцевал Печорин с Мери? (Мазурка.)
6. Где состоялась дуэль между Печориным и Грушницким? (Узенькая площадка на вершине отвесной скалы.)
7. С каким животным сравнивает Карагёза Печорин? (С серной.)
8. Назовите звание Максима Маскимыча. (Штабс-капитан.)
9. Какой предмет используют представители водяного общества, чтобы получше рассмотреть друг друга? (Лорнет.)
10. Кто предсказал Вуличу смерть через несколько часов? (Печорин.)
VIII. Творческие задания (были предложены заранее). Максимальное количество баллов — 10.
Задание 1-й команде. Написать в современную газету статью о Печорине.
Задание 2-й команде. Взять интервью у Печорина.
Задание 3-й команде. Подготовить обвинительную речь (выступить в качестве прокурора, предъявить обвинение Печорину).
Задание 4-й команде. Подготовить речь в защиту Печорина (выступить в роли его адвоката).
(В конце урока подводятся итоги игры.)

Раздел: Конспекты уроков по литературе для 9 класса
Автор:
учитель русского языка и литературы, средняя школа-лицей №23
Дата публикации: 28.11.2015
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Самиева А. А. “В уме своём я создал мир иной и образов иных существованье…” Урок-игра по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/liter/9-klass/file/17857-v-ume-svojom-ya-sozdal-mir-inoj-i-obrazov-inykh-sushchestvovane-urok-igra-po-romanu-m-yu-lermontova-geroj-nashego-vremeni (дата обращения: 19.04.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию