Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

конспект урока Творческий портрет П.И.Чайковского. К 175-летию со дня рождения композитора

«Сочинять музыку – наслаждение»
П.И.Чайковский
В апреле 2015 года исполнилось 175 лет со дня рождения великого русского композитора П.И.Чайковского. Этот юбилей нашего прославленного соотечественника широко отмечался в России и за рубежом. Его музыка получила поистине всемирное признание. Наследие Чайковского обширно и разнообразно. Оно включает десять опер, три балета, шесть симфоний, девять программных симфонических произведений, концерты, квартеты, романсы и другие сочинения. Композитор писал в различных жанрах, и в каждом из них он сказал свое слово гениального художника. «Труд, познание, скромность», - таков был его девиз. Среди русских композиторов-классиков XIX века П.И.Чайковский является самым популярным. Всеобщее признание как композитора, дирижера, педагога и музыкального критика сопутствовало ему многие годы. Главным смыслом его жизни было творчество: «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору».
Еще при жизни И.И.Чайковский получил всемирную известность. Секрет популярности творчества композитора – в искренности, глубине и выразительности его музыки. «Искусство всегда найдет верный путь к сердцу и душе народа», - утверждал он. Всегда ценивший в музыке красоту, композитор был приверженцем классических форм с их стройностью и разумностью. В то же время в каждом из видов своего творчества Чайковского проявил себя подлинным новатором.
«Великолепной отраслью музыкального искусства» называл композитор симфоническую музыку. В этом жанре он продолжил традиции гениального Глинки. Среди западноевропейских симфонистов неизменное восхищение у Чайковского вызывали Моцарт (особенно его симфония «Юпитер») и Бетховен, которого он считал великим художником и в знак преклонения перед его талантом выступал в качестве дирижера «Героической» и Девятой симфониями на концертах Русского музыкального общества в Москве в 1889 году. Разнообразна симфоническая музыка композитора. В ней ярко воплощаются пейзажи, народный быт, душевный мир человека. Симфония № 1 соль минор «Зимние грёзы» (1866) – это первая симфония, созданная русским композитором, получившим у себя на родине, в России, профессиональное музыкальное образование. В ней автор поведал о своей любви к родной природе и выступил как «музыкальный живописец». Вторая симфония до минор (1872) писалась П.И.Чайковским в основном на Украине, в селе Каменка, где он гостил в семье сестры А.И.Давыдовой. Друг композитора Н.Д. Кашкин назвал эту симфонию «Малороссийской», потому что она пронизана народно песенными мелодиями. Так, в I части автор использовал украинский вариант песни «Вниз по матушке по Волге», во II - «Пряди, моя пряха», в III - «Продай, милый», а в финале – известную украинскую народную песню «Журавель». В Третьей симфонии ре мажор (1875) взаимодействуют различные жанры: похоронный марш, полонез, вальс, гимн. Четвертая симфония фа минор (1878) – новый этап творчества композитора. Она посвящена «лучшему другу» Н.Ф. фон Мекк. В этом сочинении - своей первой инструментальной драме - Чайковский ярко воплотил мысль о единении художника с народом. Так, в финале симфонии автор использовал мелодию популярной песни «Во поле береза стояла» для передачи картины всеобщего праздничного веселья. Свой интерес к фольклору композитор объяснил тем, что «русская народная песня есть драгоценнейший образец народного творчества». Программная симфония «Манфред» (1885) по Байрону вошла в историю музыки как одно из замечательных произведений русского симфонизма. «Манфред», Пятая ми минор и Шестая си минор симфонии – пример создания нового жанра русской музыки – трагедийной симфонии. Это симфонии-трагедии, отражающие конфликт и яростную борьбу жизни и смерти. Шестая симфония (1893) – шедевр мировой классической музыки. По совету брата Модеста Ильича Чайковский назвал её «Патетической» и посвятил В.Л. Давыдову. «Душевные страдания выражены в ней с потрясающей силой. Шестая симфония – высшее создание композитора», - отмечал критик В.В.Стасов. В симфоническом творчестве П.И.Чайковского большое значение имеют также и его одночастные программные произведения, среди которых особенно выделяются «Ромео и Джульетта», «Франческа да Римини» и «Итальянское каприччио», о котором автор писал: «Хочу сочинить что-нибудь вроде испанских фантазий Глинки». Не раз обращался композитор и к жанру оркестровой сюиты, уверяя, «что это идеальная форма». Например, мысль о создании Четвертой сюиты соль мажор «Моцартианы» появилась у Чайковского в 1884 году, в период его работы над переводом оперы «Свадьба Фигаро». Автор сюиты использовал несколько «превосходных мелких сочинений Моцарта», желая дать новый повод к более частому исполнению «этих жемчужин музыки, простых по форме, но преисполненных недосягаемых красот». Композитор способствовал также дальнейшему развитию концертного жанра как важной части своего симфонического творчества, создав популярные концерты и Вариации на тему рококо, часто и с большим успехом исполнявшиеся в России, Европе и Америке. Критик Н.Д. Кашкин писал: «Симфонизм Чайковского многогранен: лирика, юмор, народность, драматизм, трагизм. Его симфонические произведения составляют главную основу русской музыкальной литературы и стоят в одном ряду с лучшими сочинениями этого жанра всей Европы XIX века».
Важное место в творческом наследии композитора занимает опера. Он постоянно работал в этом жанре, сочиняя музыку, обдумывая замыслы и сюжеты. Его оперное творчество обширно и разнообразно. Изучив богатое западноевропейское и русское музыкально-театральное искусство, Чайковский рассматривал этот жанр как спектакль и средство общения: «Опера, и именно только опера, сближает вас с людьми, роднит вашу музыку с настоящей публикой». Стремясь к органичному сочетанию вокального и инструментального начал, Чайковский – новатор показал сложный внутренний мир героев в сценах сквозного развития, в чем проявил себя как мастер музыкально-психологического портрета. «Мне нужны люди, а не куклы», - писал он во время работы над «Евгением Онегиным», считая оперу прежде всего музыкально-драматическим произведением, воплощающем художественные замыслы автора. Как оперный композитор П.И. Чайковский занимает в русской музыке одно из первых мест по художественному значению своих произведений и является создателем нового жанра – лирико-психологической драмы. Среди его десяти опер особенно выделяются «Евгений Онегин», «Мазепа», «Черевички», «Пиковая дама», «Иоланта».
Продолжив традиции Глинки, создавшего яркие танцевальные сцены в операх «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила», Чайковский явился основоположником русского классического балета. Давно устоявшиеся формы музыкально-хореографического искусства у композитора приобрели новый смысл и значение, всецело подчинившись задаче раскрытия основного музыкального содержания. «Ведь балет – та же симфония!», - говорил П.И.Чайковский и сочинением своих трех сказочных балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик», опиравшихся на принципы сквозного музыкально-тематического развития, убедительно доказал это. Композитор-реформатор создал новый жанр в русской музыке – симфонизированный балет, оказавший также влияние на западноевропейское музыкально-хореографическое искусство.
Значительной частью творческого наследия Чайковского являются его камерные инструментальные произведения: квартеты, секстет, трио, сонаты, фортепианные циклы «Детский альбом» и «Времена года». Среди его многочисленных пьес уместно упомянуть как «опыты стилизации» миниатюры «Немного Шопена» и «Немного Шумана» (ор.72). В своем фортепианном творчестве композитор опирался на традиции отечественной музыки, особенно М.Глинки и А.Рубинштейна, создав сочинения, по словам Н.Кашкина, «занимающие одно из первых мест между современными авторами» и подготовившие расцвет этого жанра в начале XX века в сочинениях С.Рахманова, А.Скрябина и С.Прокофьева.
В музыке П.И. Чайковского значительное место занимают вокальные сочинения. Композитор писал романсы с юности и до конца жизни. Кроме известных ста четырех песен и романсов сохранилось несколько эскизов других произведений. Преемственно развивая богатую русскую певческую культуру, он использовал в мелодиях сочетание песенности, ариозности и речитатива, что рождало особую выразительность музыки и поэтического слова. Сочинения этого жанра являются в отечественной культуре образцами «первоклассной вокальной музыки», как и его церковные произведения «Литургия», «Всенощная», хоры и кантаты.
«Выразителем своей эпохи» П.И.Чайковский был не только в музыкальном творчестве, но и в других видах своей многогранной деятельности. Так, двенадцать лет он являлся профессором Московской консерватории, исполняя свои обязанности с безукоризненной добросовестностью, и воспитал много талантливых молодых музыкантов. Вдохновенный труженик и подвижник, Чайковский говорил: «Нужен, прежде всего труд, труд и труд. И чем больше человеку дано, тем больше он должен трудиться». Большую роль в музыкальном образовании сыграло его «Руководство по практическому изучению гармонии» - первый русский учебник гармонии, отразивший педагогические взгляды автора. Также Чайковский осуществил переводы с французского и немецкого языков нескольких музыкально-теоретических трудов: «Руководство к инструментовке» А.Ф.Говарда (1865), «Музыкальный катехизис» И.Лобе (1869), «Жизненные правила для молодых музыкантов» Р.Шумана (1869).
Обладающий широкой эрудицией, искренне преданный идее пропаганды русской и западноевропейской классики, в 1868-1876 годах П.И.Чайковский писал музыкально-критические статьи в газетах «Современная летопись» и «Русские ведомости». В публикациях он обращался к важным вопросам отечественного и зарубежного искусства, высказывал своё отношение к музыке И.С. Баха, Генделя, венских классиков, романтиков, М.Глинки, А.Даргомыжского, участников «Могучей кучки» и многих других композиторов. Резко критикуя московскую театральную дирекцию за её чрезмерное внимание к итальянской опере, композитор настойчиво защищал интересы русского национального музыкального театра: «Я верю, что для родного искусства наступят лучшие дни». До сих пор большой интерес вызывают многие высказывания Чайковского-критика. В статьях и рецензиях он предстает глубоким мыслителем, продолжателем глинкинских взглядов на музыкальное искусство.
«Я артист, который может и должен принести честь своей родине», - писал П.И.Чайковский и считал своим патриотическим долгом, вслед за М.Глинкой и А.Рубинштейном, пропаганду русской музыки в России и далеко за её пределами, постепенно расширяя географию своих выступлений. Так, в 1870-1880 годы он в качестве дирижера осуществил многочисленные поездки в Германию, Чехию, Польшу, Италию, Францию, Англию, Америку, которые имели огромный успех и принесли композитору мировую известность. После концертов зарубежная публика устраивала русскому дирижеру «большие рукоплескания и восторженные овации». «Было видно, что я полюбился американцам», - делился своими впечатлениями Чайковский после выступления в Нью-Йорке. В его честь проводились торжественные обеды, банкеты и вечера с участием европейских композиторов: Г.Малера, Р.Вагнера, Ф.Листа, К.Сен-Санса, с которыми укреплялись творческие и дружеские связи. В ходе этих поездок Чайковский общался с известными музыкантами и посвятил им свои сочинения: несколько романсов французской певице Д. Орто, Концерт для фортепиано с оркестром немецкому пианисту и дирижеру Г. фон Бюлову, Увертюру-фантазию для оркестра «Гамлет» норвежскому композитору Э.Григу, Струнный квартет № 3 чешскому скрипачу Ф. Лаубу.
Несмотря на интенсивность концертных выступлений, композитор с большим интересом посещал картинные галереи, соборы, театры, много читал, приобретал нотную литературу. Так, он писал из Женевы своему брату Модесту Ильичу: «Ежедневно по вечерам проигрываю по одному квартету Моцарта или Бетховена. Ты не поверишь, какое это наслаждение». Следует отметить, что П.И.Чайковский был разносторонне образованным человеком. Его привлекали различные области искусства, литература, история, философия. Он сделал переводы на русский язык «Итальянских арий» Глинки, оперы «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Персидских песен» и романсов А.Рубинштейна, осуществил переложения нескольких сочинений Бетховена, Вебера. Шумана, а также использовал поэзию и литературные сюжеты не только русских, но и зарубежных авторов: Пушкина, Гоголя, А.Островского, А.Толстого, Байрона, Данте, Шекспира, Шиллера. Огромен был авторитет композитора в России и за рубежом. Он являлся почетным членом нескольких музыкальных обществ Европы и был удостоен звания доктора музыки Кембриджского университета в Англии.
«Гордостью и светлой надеждой русской музыки» называли Чайковского его современники. В лучших сочинениях композитора проявляются высокий профессионализм и художественное мастерство, которые Чайковский упорно совершенствовал всю свою жизнь. Результатом сочетания гениальности и большой трудоспособности явилось создание композитором богатого творческого наследия. Его мелодически яркая, эмоциональная и искренняя музыка, по выражению Б.В.Асафьева, «идет прямо от сердца к сердцу», являясь «жизненной необходимостью» для людей. Наверное, в этом удивительном даре – выражать чувства и мысли многих людей – и заключена великая сила музыки Чайковского, незадолго до смерти сказавшего: «Моя вера в справедливый суд будущего непоколебима. Я заранее, при жизни вкушаю наслаждение той долей славы, которую уделит мне история русского искусства». Его произведения постоянно исполняются на концертных эстрадах и в театрах разных стран. Музыка великого русского композитора получила мировое признание и стала достоянием всего человечества. Одним из свидетельств популярности его творчества явился проходивший летом 2015 года в Москве и Санкт-Петербурге XV Международный конкурс имени П.И.Чайковского, в котором приняли участие молодые талантливые пианисты, скрипачи, виолончелисты и вокалисты со всех континентов нашей планеты. «Этот конкурс известен во всем мире. Он способствует установлению культурных связей между народами», - отмечалось в одной из зарубежных публикаций.

Список используемых источников
1. О. Гусева «Творческие портреты композиторов». Популярный справочник. М.1990.
2. В.Б.Григорович. З.М. Андреева «Слово о музыке». Хрестоматия. М., 1977.
3. К.Ю. Давыдова «Музыкальное наследие Чайковского», М., 1958.
4. Г.С. Домбаев «П.И. Чайковский и мировая культура», М., 1958.
5. Г.А. Прибегина «П.И. Чайковский». Альбом, М.1984.
6. П.И.Чайковский «Музыкально-критические статьи». Л.»Музыка», 1986.
Интернет-ресурсы
http://www.rulex.ru/rpg/portraits/29/29022.htm

Раздел: Конспекты уроков по музыке для 7 класса
Автор:
учитель ГБОУ СО «Школа-интернат АОП г. Маркса»
Дата публикации: 07.02.2017
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Трифонова Н. С. Творческий портрет П.И.Чайковского. К 175-летию со дня рождения композитора // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/muzyka/7-klass/file/39774-tvorcheskij-portret-p-i-chajkovskogo-k-175-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-kompozitora (дата обращения: 20.04.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию