Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

конспект урока Условие семейного воспитания в семье

«Условие семейного воспитания в семье»

Доклад учителя начальных классов

СШ №2 г.Кандыагаш, Мугалжарског района, Актюбинской области

Ермагамбетовой Гульшат Курмангалиевны

Семья является мощным фактором воздействия на человека. Одна из причин влияния семьи на детей в устойчивости первых впечатлений ребёнка от окружающей жизни. Их ребёнок получает в семье в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных условиях и ситуациях. Человек живёт в семье. Здесь он проводит большую часть своего времени. Дома он отдыхает и трудится, учится, занимается любимым делом, заботится о своих близких и пользуется их заботой и вниманием. Сюда он придёт и в радость, и в горе. Всё это, многие годы и постепенно создаёт правила, которые, становятся традициями, происходит постоянно, составляют основу жизни человека.

Привычки, сложившиеся в семье так сильны, что, даже осознавая порой их отрицательное влияние, человек не может всю жизнь от них освободиться.

Главная особенность семейного воспитания в том, что оно эмоционально по своему содержанию и предлагает любовь родителей к детям и ответное чувство детей к родителям. Сила влияния родителей - в вере в них ребёнка, в его убеждении, что близкие, любимые им люди всегда равны, а решения и поступки справедливы. Дети хотят походить на родителей и бессознательно им подражают. Дети подражают родителям во всех своих действиях и движениях, в словах. Первые представления об идеале, о совершенстве заключаются для них в образе родителей. Они гордятся своим сходством с матерью и отцом, общность характеров, склонностей. Это стремление походить на родителей и внешне и внутренне делает их пример сильнейшей движущей силой семейного воспитания. Ничто не действует на детей так разительно, как сила примера, а между всеми другими примерами никакой другой не обладает такой силой, как пример родителей.

От того, на что и как направлено влияние семьи, во многом будет зависеть результат воспитания. Чтобы семья успешно справилась с воспитанием детей, родители должны знать основные педагогические требования и создавать необходимые условия для воспитания ребёнка в семье.

Что же это за условия? Прежде всего, та семейная атмосфера, когда каждый из родителей и членов семьи понимает свою ответственность за воспитание детей.

Воспитывает ребёнка весь повседневный уклад семьи, взаимоотношения между её членами, отношения к труду, отдыху, обстановка, окружающая ребёнка и т. д. «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему.

«Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь и печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете газету – всё это имеет для ребенка большое значение.... В воспитательной работе нет пустяков... Мелочи действуют регулярно, ежедневно, ежечасно...» - писал А. С. Макаренко.

Понимание этого, осознание ответственности за воспитание детей требует строгой внимательности родителей к себе, к своим словам, действиям, поведению, ко всему, в чём выражается внутренний мир. Учить добру, трудолюбию надо не только словом, но и самим делом, добрым руководящим примером жизни и поведения.

Источником благополучия ребёнка в семье, условием его правильного воспитания, счастливого детства является любовь к нему родителей. Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. Живя в семье, ребёнок, по словам Сухомлинского, должен быть, уверен, что его кто – то очень, очень любит и он тоже кого – то любит безгранично. Такая любовь создаёт чувство защищённости, душевного комфорта. При этом ребенок активнее постигает мир, легче овладевает знаниями. У него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей.

Между тем, в практике семейного воспитания, нередко можно наблюдать случаи, когда родители очень любят детей оберегают их от всяких трудностей, заботятся об их здоровье, питании, учёбе, а дети вырастают грубыми, жестокими, эгоистичными и в первую очередь это проявляется в отношениях с родителями. Как правило, в этих случаях виновата не любовь сама по себе, а безрассудство любви.

Родители сами ставили детей в такие условия, при которых из них ничего, кроме эгоистов не могло вырасти.

Любовь родителей предполагает участие ребёнка в жизни семьи. Ребёнок рано должен понять, что он такой же член семьи, как и все остальные, и он должен заботиться о других так же, как другие заботятся о нём. И родители, и дети должны иметь в семье свою долю труда и свою долю отдыха. Как ненормально, когда родители ради своих удовольствий забывают о детях, точно так же ненормально, когда в семье только дети отдыхают, развлекаются, а на долю родителей выпадает лишь труд.

Важным условием успешного воспитания в семье является авторитет родителей. Авторитет родителей – это семье влияние отца и матери на детей, основанное на уважение и любви к родителям, доверии к их жизненному опыту, словам и поступкам. Без авторитета – без несомненного достоинства отца, матери - нельзя воспитывать ребёнка, формировать в нём качества хорошего человека.

Важнейшим условием авторитета родителей – их гражданское лицо, направленность их деятельности на работе, в быту. Ребята всегда интересует, чем занимаются близкие им люди, где работают.

Очень значимым в становлении авторитета родителей является то, как относится к ним окружающие люди – уважают или осуждают их поведение. Дети гордятся, если их родители пользуются общественным признанием. Восторженно отзываясь о хороших поступках и делах родителей, дети не только гордятся ими, но как бы утверждают для себя их поведение образцом для подражания: «Я буду смелым, как папа». Главным здесь становится нравственный облик родителей. Дети всегда хотят видеть в них высокие моральные качества мужество и скромность, трудолюбие, честность, справедливость, чувство долга и доброжелательность к людям, богатство знаний и культуру поведения, моральную и физическую чистоплотность. Даже в малом дети стремятся копировать своих родителей, близких.

Свои симпатии и антипатии, нормы и правила поведения, отношения к событиям и явлениям окружающей жизни дети чаще всего заимствуют от родителей или членов семьи. Это налагает на родителей особую ответственность, обязывает их тщательнее анализировать своё поведение при детях.

Ребёнок испытывает на себе влияние всех членов семьи даже в тех случаях, когда кто–то как бы устраняется от прямого воспитательного воздействия на него. Так, отец, не принимающий участие в хозяйственных делах семьи, устраняющийся от всех так называемым «женских» дел, воспитывает у сына отрицательное отношение к труду, неуважение к матери, хозяйке.

Образ жизни родителей – основа их авторитета у детей. Требование к детям не должны расходится с собственным поведением. Родители должны помнить, что все их действия находятся под постоянным контролем детей. Отец ругает сына за неряшливость. Хотя сам бросает одежду на стул. Мать требует уважение к себе, но в присутствии детей грубит бабушке, неуважительно отзывается о пожилой соседке.

Уважение к личности ребёнка, понимание его интересов, стремление видеть в нём человека - необходимые условия для укрепления авторитета.

Подлинный авторитет родителей всегда сочетается с педагогическим тактом, внимательным отношением к событиям в жизни ребёнка, его стремлениям и привязанностям, настроению, состоянию здоровья. Очень важно уметь выслушать детей, правильно реагировать на их высказывания. Ребёнок, рассказывая матери о чём-то своём сокровенном, оказывает ей самое высокое доверие.

Но как часто родители в таких случаях остаются равнодушными или просто уклоняются от разговора: «Не мешай!», «Помолчи!». А бывает и так, что тут же выражают своё бурное возмущение поступком, о котором рассказал сам ребёнок, хотя надо было бы это сделать через некоторое время и непременно в тактичной форме. Отсутствие такта в общении с ребёнком, невниманием к нему может привести в будущем к отчуждению детей от родителей.

Некоторые родители объясняют причину недостаточного внимания к детям дефицитом времени, постоянной занятостью работой, хозяйственными заботами.

Живой интерес, внимание к занятиям сына или дочери, серьёзное и вдумчивое отношение к «мелочам» детской жизни авторитета в семье. Безразличие к детям, невнимание к ним нельзя извинить ни служебной занятостью, ни поглощённостью каким – либо другими интересами.

Обязательное условие авторитета родителей единство требований к детям всех членов семьи. Единые требования, предъявляемые детям в семье взрослыми, способствуют тому, что ребёнок привыкает поступать определённым образом. Постепенно у него вырабатывается навык не только поступать правильно, но и самостоятельно оценивать ситуацию и характер своих поступков. Но как часто родители забывают об этом необходимом условии воспитания.

Ошибки, допущенные в воспитании ребёнка в раннем детстве, накладывают нередко отпечаток на всю последующую жизнь. К сожалению, родители не всегда замечают отрицательные проявления в поведении дошкольника. А замечая дурные привычки, не придают им значения.

Чаще всего они считают, что ребёнок ещё мал, ничего не понимает. Подрастёт – научится и исправится. При таком отношении к воспитанию создаются условия, когда на первый взгляд «безобидные» недостатки ребёнка, повторяясь многократно, по мере его взросления перерастают в устойчивые привычки, проявляющиеся в виде различных отклонений в поведении ребёнка. Нередко причина трудности видится взрослыми в самом ребёнке, а не в условиях воспитания, в сущности, во взаимоотношении его с окружающим миром.

Там, где складываются неправильные взаимоотношения между родителями, выливающиеся в постоянные оскорбления друг, друга, где царит явно нездоровая нравственная атмосфера, наносится большой вред делу воспитания. Нередко в таких случаях родители вовлекают в личные отношения и детей, которые ввиду своего малого жизненного опыта не могут ещё разобраться в причинах семейных конфликтов, дать правильную оценку происходящему. Они занимают позицию отца или матери, часто злоупотребляют отношениями родителей. В результате сложившейся обстановки дети выходят из подчинения родителей, становятся лицемерными, лживыми, грубыми.

Особенно тяжелые последствия таит в себе аморальное поведение родителей, в частности пьянство. В таких случаях, как правило, создаются длительные конфликтные ситуации.

На воспитание детей в семье влияют и внешние условия: культура домашней обстановки, соблюдение гигиенических, общекультурных и эстетических требований.

В каждой семье необходимо создать ребёнку условия правильного развития: выделить уголок для игр и занятий, индивидуальную кровать, полотенце, посуду, место для хранения одежды и обуви.

Таким образом, воспитательное воздействие семьи на детей оказывается наиболее эффективным при знании и соблюдении определённых условий.

Раздел: Конспекты уроков для начальной школы (3 класс)
Автор:
Учитель начальных классов
Дата публикации: 07.02.2017
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Ермагамбетова Г. К. Условие семейного воспитания в семье // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/nachalnaya-shkola/3-klass/file/39778-uslovie-semejnogo-vospitaniya-v-seme (дата обращения: 29.03.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию