Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

конспект урока День Конституции

Включает методическую разработку

Цель классного часа: формирование представлений о главном законе страны - Конституции Российской Федерации.

Задачи

Личностные:

Воспитание правовой культуры, способствование развитию умения участвовать в политической жизни страны.

Предметные: изучение прав и обязанностей гражданина РФ, символики государства.

Метапредметные:

Регулятивные: планирование и оценивание деятельности на уроке.

Познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы; осуществляют выводы, доказательства.

Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог.

Добрый день, ребята! Прежде, чем мы перейдем к сегодняшней теме урока, мы бы хотели, чтобы вы послушали стихотворение (читает ученик, которому дали стихотворение до урока).

Я узнал, что у меня есть огромная страна.

И тропинка, и лесок, в поле каждый колосок,

Речка, небо голубое - это всё моё родное!

Это Родина моя, всех люблю на свете я! -О Родине!

Спасибо! Это небольшое стихотворение будет вступлением к классному часу. Ребята, о чем говорилось в стихотворении?

Правильно, о Родине.

Как вы понимаете, слово Родина? Объясните его значение.

Родина – это место, где мы родились, где живут наши родители, дедушки и бабушки. Здесь нам всё знакомо – язык, быт, традиции. Уезжая из родных мест, мы скучаем.

С какими словами ассоциируется слово «Родина»? -Ребята, у себя на партах вы видите несколько пословиц про Родину. Вот только начало и конец всех пословиц перемешались. Давайте попробуем восстановить их! Вы готовы? Прочитайте свои варианты пословиц.

1.Одна у человека мать, одна у него и Родина.

  1. Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
  2. Всякому мила своя сторона.
  3. Где родился, там и пригодился.
  4. Кто Родине изменяет, того народ презирает.
  5. Кто за Родину горой – тот истинный герой.

Молодцы, ребята, вы совершенно точно справились с заданием!

Ребята, мы с вами живём в огромной и необъятной стране. Как называется наша страна? Правильно, Россия. Российская Федерация - это ее официальное название, и имя это записано в самом главном законе страны.

Назовите главный закон страны. Это – Конституция. Когда отмечается день конституции?12 декабря вся наша страна будет отмечать праздник. Да, правильно! День Конституции РФ – это официальный праздник и отмечается он 12 декабря. Именно в этот день 12 декабря 1993 года была принята Конституция РФ. В этом году Конституции 25 лет.

- Итак, ребята, сегодня на классном часе мы поговорим о нашей Родине, о символах России и о Конституции Российской Федерации.

-Что такое Конституция? Мы сказали главный закон страны. Посмотрите, какое определение дает в своем словаре Сергей Иванович Ожегов (Выведено на слайд, читает ребенок).

Все верно, конституция – это основной закон государства. В нём написаны правила, по которым живут все граждане России.

Конституция РФ принята народом России 12 декабря 1993 года, вступила в силу 25 декабря 1993 года. Конституция обладает высшей юридической силой.

Конституцию в 1993г. утвердил президент того времени - Борис Николаевич Ельцин. - Дети, посмотрите, в руках я держу Конституцию нашей страны. В ней 2 раздела, 9 глав, 137 статей. Как вы думаете, что может быть записано в Конституции?

Правильно, но не только это. В Конституции также записаны государственные символы страны. Давайте поговорим о них. Для начала скажите, какие символы России вы можете назвать? Верно, государственные символы России – это флаг, герб и гимн. - Что представляет собой государственный флаг?

Флаг – это отличительный знак государство, полотнище с гербом и эмблемой.

Какова его форма?

Сколько цветов имеет государственный флаг? Какие?

Ребята, а вы сможете сказать, в каком порядке идут цвета сверху вниз?

-Ну что же, давайте проверим ( На слайде появляется флаг). Вы все назвали верно? - Это очень хорошо, что вы знаете, как расположены цвета на флаге, ведь использовать флаг в обратном расположении полос абсолютно недопустимо. Как вы думаете, что символизирует каждая полоса?

1 полоса – белого цвета – символизирует чистоту, мир, правду, благородство.

2 полоса – синего цвета – символизирует небо, верность, веру.

3 полоса – красного цвета – символизирует смелость, доброту, честность, огонь.

-Да, все совершенно верно! Мы убедились, что вы хорошо знакомы с флагом нашей страны, поэтому можем смело переходить к следующему символу России.

Это… посмотрите на слайд и назовите символ.

Следующий символ – это герб. Что такое герб? Герб – это отличительный знак государства. Может быть, кто-то расскажет, как выглядит герб РФ?

-Государственный герб РФ представляет собой четырёхугольный с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла в красном щите – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающим серебряным копьём чёрного дракона.

Герб РФ представляет собой взаимосвязанную систему образов и цвета, которая несёт идею целостности государства и неразрывно связан с её историей, традициями и ментальностью (образом мышления). -Теперь, когда мы рассмотрели герб и флаг России, у нас остался еще один очень важный символ государства. Это гимн. Вы знаете, что такое гимн? Верно. Гимн – это торжественная песня страны. А кто знает, кто написал музыку и текст для современного гимна?Музыка к современному гимну написал Александр Александров, а текст Сергей Михалков. Ребята, какое существует правило для граждан, когда звучит гимн РФ? Правильно, ребята. А теперь прошу всех встать. Звучит гимн Российской Федерации (один куплет и припев). Видео, когда дети поют на олимпиаде. Дети, скажите, где мы можем услышать гимн? Ребята, завершите предложение. Символика РФ – это…

-Ребята, а вы, я вижу, вы засиделись. Давайте проведем физминутку!

Мы осанку исправляем Спинки дружно прогибаем Вправо, влево мы прогнулись

До носочков дотянулись. Плечи вверх, назад и вниз Улыбайся и садись!

Как мы уже сказали, символика страны определяется Конституцией. Глава 3 Статья 70 гласит, что 1. Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом (выведено на слайд).

А во втором пункте говорится о столице РФ. Кто может сказать название этой столицы?Подумайте, чем столица отличается от других городов страны? А кто у нас президент? Правильно, Владимир Владимирович Путин. Ребята, а вы знаете, со скольки лет человек может избираться на роль президента в РФ? - Оказывается, на роль президента страны человек может избираться только с 35 лет! Это правило также записано в конституции, как и все права и обязанности президента. А вот, собственно, второй пункт этой 70 статьи.

Статья 70 пункт 2. Столицей Российской Федерации является город Москва. Статус столицы устанавливается федеральным законом (на слайде). - Ребята, мы с вами рассмотрели одну статью из 3 главы из Конституции и вспомнили государственную атрибутику. Как вы считаете, какие еще статьи содержит в себе Конституция? О чем они? -Спасибо за ваши ответы. Вы сказали нам, что в конституции записаны права и обязанности и были абсолютно правы. И сейчас мы с вами поподробнее рассмотрим права детей. Ребята, до какого возраста вы считаетесь детьми? -Верно. До 18 лет вы считаетесь несовершеннолетними. Сейчас мы перечислим основные права детей, которые закреплены в Конституции РФ.

  1. Право на жизнь (п.1 ст. 20). Этим правом обладают все люди с самого рождения. Оно подразумевает под собой запрет на убийство человека, а также то, что государство обязано охранять и защищать человеческую жизнь.
  2. Право на свободу и личную неприкосновенность (п.1 ст. 29). Данное право – фундамент правового набора человека. Под свободой понимается возможность жить так, как он сам этого хочет, но при условии, что это не будет вредить другим. Можно сказать, что свобода является противопоставлением таким понятиям, как рабство и принуждение. Относительно детей здесь стоит сказать, что по Конституции РФ запрещена эксплуатация детей, а также их похищение и торговля.
  3. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (п.1 ст. 41). Для государства РФ охрана детского здоровья является главным фактором развития. Вне зависимости от социального положения ребенок имеет право получить медицинскую помощь в любом государственном медицинском учреждение. Также стоит отметить, что дети, которые еще не являются совершеннолетними, но им больше пятнадцати лет, имеют право сами решать, соглашаться или нет на медицинское вмешательство.
  4. Право на воспитание в семье (ст. 54, п. 2). Каждый ребенок имеет право на родительскую защиту и заботу. Государство, в свою очередь, принимает целый комплекс мер по поддержке семей (помощь многодетным семьям). Также по Конституции РФ никто не имеет права забрать ребенка у родителей без достаточных на то оснований. Но, так как иногда бывает, что ребенок – сирота, государство помогает устроить ребенка в другую семью через
  5. Право на образование (п.п. 1, 23 ст. 43). Обязательным является получение основного общего образования, которое по Конституции РФ является бесплатным. Также каждый имеет право поступить в высшее учебное заведение на конкурсной основе и тоже бесплатно. Для того чтобы ребенок получил образование, государство предусматривает разнообразие форм обучения (очная/заочная, дистанционная), различные виды стимулирования (стипендия, материальная помощь; для тех, кто получает образование не в родном городе – место в общежитии).

усыновление/удочерение.

  1. Право на жилище (Ст. 40 п. 1). Под местом жительства детей понимается место жительства их родителей или опекунов. Однако бывают случаи, когда лица не имеют жилья и не имеют возможности его приобрести. Тут государство осуществляет помощь через предоставление различный льгот или жилищных сертификатов.

-Дети, посмотрите, сколько у вас различных, но самых основных прав! Все ли они вам знакомы? Давайте посмотрим на то, как хорошо вы усвоили права. Сейчас мы с вами поиграем в игру «разрешается-запрещается». Мы читаем вам предложения, а в конце вы все вместе говорите «разрешается» или «запрещается». Но ребята, помните, что мы не балуемся, а думаем и говорим осознанно. Так же попрошу вас не выкрикивать громко. Вас сейчас много и будет и так прекрасно слышно.

  1. Слушать мнение ребёнка
  2. Мать с ребёнком разлучают. Это
  3. Вместе дружно в мире жить, с разными детьми дружить – это…
  4. Вот в углу стоит мальчонка,

Плачет, надрывается.

Бить, наказывать ребёнка

Строго…

5.Рисовать и петь, учиться,

Если заболел – лечиться.

Это…

6.Этот слабый горбит спину,

Пред сильным преклоняется.

Быть рабом у господина

Строго…

  1. С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить –

Это...

8.Этот трудится ребёнок,

Мало у него силёнок,

Ноги подгибаются.

В детстве тяжкая работа…

- Ребята, теперь мы прочитаем вам небольшие тексты и обсудим, какие права главных героев известных сказок нарушены.

Приглашается два ученика для инсценировки текста.

  1. Красная Шапочка

- Бабушка, почему у тебя такие большие уши?

- Чтобы слышать тебя, внученька.

- Бабушка, почему у тебя такие большие зубы?

- А это для того, чтобы съесть такую любопытную девчонку, как ты! – воскликнул волк и съел Красную Шапочку.( Здесь нарушено право на жизнь.)

  1. Буратино

Владельцем этого театра был Карабас-Барабас. Он заставлял бедных кукол играть в своём театре и бил их, если они не соглашались. А днём подвешивал их на крючок в стене, чтобы они не убежали.( Право на свободу и неприкосновенность.)

  1. Муха Цокотуха

А злодей-то не шутит,

Руки-ноги он Мухе верёвками крутит,

Зубы острые

В самое сердце вонзает

И кровь у нее выпивает.( Право на свободу и неприкосновенность.)

  1. Сказка о царе Салтане…

И привёз гонец хмельной

В тот же день приказ такой:

Царь велит своим боярам,

Времени не тратя даром,

И царицу и приплод

Тайно бросить в бездну вод…

И царицу в тот же час

В бочку с сыном посадили,

Засмолили, покатили

И пустили в Окиян…( Право на жизнь.)

-Дети, скажите, а что у вас еще есть кроме прав, что записано в Конституции? Правильно, обязанности. Для всех детей они одинаковы, но с увеличением возраста обязанностей становится все больше. Сейчас мы перечислим ваши основные обязанности.

  1. соблюдать Конституцию и законы РФ (п.2, ст.15);
  2. уважать права и свободы других лиц (п.3, ст. 17);
  3. получить основное общее образование (п.4, ст. 43);
  4. заботиться о памятниках исторической культуры (п.4, ст.43);
  5. охранять природу и окружающую среду (ст. 58). -Итак, ребята, вы должны всегда помнить, что у вас есть, не только права, но и обязанности, которые всегда и при любых условиях нужно соблюдать.

Назовите права и обязанности учеников в школе.

Прочитайте информацию со слайда последовательно друг за другом.

- Ребёнок имеет право на полноценную школьную программу.

- На уважение своей личности.

- Ребёнок имеет право на доброжелательную и спокойную атмосферу во время учёбы.

- Школьник имеет право на объективную оценку своих знаний: учитель не должен занижать или завышать баллы ребёнку.

- Ученик может высказать своё мнение, а педагог обязан выслушать мысли ученика и объяснить ему, прав он или нет.

- Ребёнок имеет право на собственную точку зрения и должен уметь доказывать правоту, если он уверен в своих мыслях и суждениях.

- На неприкосновенность своих личных вещей – педагог или сверстники не должны брать без разрешения ученика такие предметы, как телефон, планшет, учебник и др.

- На отдых – педагог не должен занимать часть перемены, продолжая свой урок.

- Ученик имеет право на консультацию с юристом или психологом.

- Каждый ребёнок имеет право на свободу.

Обязанности

- Каждый школьник должен уважать всех работников школы.

- Каждый ученик обязан здороваться со старшими.

- Ребёнок должен уважать труд взрослых. Это касается не только педагогов, но и сторожа, уборщицы и т. д.

- Ученик должен соблюдать школьный режим.

- Школьник обязан добросовестно учиться, осваивая знания и навыки.

- Если ребёнок отсутствовал в школе, он должен предъявить классному руководителю медицинскую справку или записку от родителей (опекунов).

- Каждый школьник обязан выполнять все требования директора, учителя или других взрослых, если это касается Устава школы.

- Ученик обязан придерживаться всех гигиенических норм: быть чистым, опрятным и одетым по правилам школы.

- Каждый ребёнок должен соблюдать правила техники безопасности.

- Если ученик обнаружил на территории школы подозрительную личность или брошенную сумку, он обязан сразу же оповестить об этом администрацию школы.

- Ребёнок должен поддерживать порядок, чистоту как в здании школы, так и на её территории.

- Если ученику срочно нужно уйти с уроков, он обязан заранее принести записку от родителей классному руководителю.

А сейчас мы разыграем ситуации и проверим, какие права и обязанности в этих сценках нарушены и как нужно правильно вести.

Кто поможет сыграть 1 ситуацию, приглашаются ученик и ученица, им раздаются печатные тексты. 1минута дается на ознакомление текста и начинается инсценировка.

1 ситуация

На перемене:

Саша: Даша, Даша дай телефон, хочу послушать музыку.

Даша: Я не дам телефон, ты его испортишь. Телефон новый. Мама не разрешает давать другим.

Саша: я обиделся. Схватил и сломал телефон.

2 ситуация.

Приглашается ученики для инсценировки.

Коля в классе: Ура, я нашел мяч. Ребята, смотрите, какой большой мяч. Буду играть прямо в классе.

Маша: Не делай этого. Нельзя играть в классе, нужно играть на уроке физкультуры.

Коля: Нет, буду здесь. Смотри, какой бросок.

Маша: Ты что сделал? Разбил окно.

3 ситуация

Друзья Женя и Миша поссорились.

Женя: Мишка, ты мне больше не друг, я тебя буду обзывать.

Миша: ты сам дурак, еще раз прицепишься, ударю. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе будет плохо».

4 ситуация.

Лена: Лиза, у тебя есть конфеты?

Лиза: Да, мне мама 10 штук положила.

Лена: Давай выйдем в коридор и всё съедим.

Лиза: Давай, а фантики куда бросать будем.

Лена: под ноги, зачем искать мусорку.

5 ситуация.

Леша: Дима, ты чего в шортах и в майке в школу пришел?

Дима: Я свою форму дома не нашел, вчера забросил куда-то, а утром так торопился, увидел майку и шорты и надел.

Леша: Разве тебе будет не стыдно.

Дима: Нет, мне хорошо.

6 ситуация.

Витя: Маша, ты чего здороваешься с каждым взрослым в школе, как попугай. Уже надоела. Здрасте, здрасте, здрасте.

Что помолчать не можешь.

Маша: Со взрослыми нужно здороваться. Это уважение к старшим.

Витя: Я их не знаю, зачем я буду здороваться.

Молодцы, вы справились с инсценированными заданиями.

-Ребята, наше занятие подходит к концу. Сегодня мы с вами узнали, что такое Конституция, обсудили то, что записано в ней. Кто вспомнит, что мы обсуждали из того, что записано в Конституции? Спасибо вам за урок, ребята. Всегда помните, что Конституция – это главный закон страны! Всегда умейте отстаивать свои права, но не забывайте и об обязанностях. И конечно будьте всегда преданы своему государству. До свидания!

Раздел: Конспекты уроков для начальной школы (4 класс)
Автор:
студентка ГПОУ "Сыктывкарского гуманитарно-педагогического колледжа им.И.А.Куратова"
Дата публикации: 24.02.2019
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Карнюшина А. Д. День Конституции // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/nachalnaya-shkola/4-klass/file/68119-den-konstitutsii (дата обращения: 27.04.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию