Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

конспект урока Молитва

Модуль: «Основы  православной культуры»

Тема урока «Православная молитва»

Цель: формирование понятий «православие», «мольба», «молитва».

Планируемый результат: начальные представления о моральных нормах носителей  разных убеждений, культур, ориентация в нравственном содержании православия.

Ход урока:

Организация класса. Сообщение темы урока.

Учитель: Сегодня мы с вами продолжим духовно обогащаться и узнаем много нового и интересного. Изучение нового материала требует повторения и осмысления уже изученного.

Актуализация опорных знаний.

Учитель: На прошлом уроке я попросила вас дома с родителями подумать  и объяснить такое выражение:  «Православные люди Бога называют Творцом?»

-Как вы думаете, почему люди сравнивают  любовь Бога к человеку с любовью отца к своим детям?

-Можно ли Ваню назвать православным человеком?

-Как его убеждения проявились в его поступке?

Запись в тетрадь темы урока. Словарная работа.

(Обсуждение  названия темы урока с учащимися: «Как вы понимаете тему урока?»)

Учитель: Для выполнения следующего задания, я предлагаю вам объединиться в группы. Каждой группе  за 3 минуты  необходимо будет найти и  объяснить лексическое значение слов: храм, молитва. Для получения информации можно пользоваться  толковыми словарями, электронным  пособием к нашему уроку.

Учитель: Подробнее  с новым материалом мы сможем познакомиться  в  учебнике.

Знакомство со статьей учебника.

Чтение статьи, осмысление прочитанного.

Учитель: Итак, мы пополнили свои знания, а теперь давайте попробуем применить  полученные знания на практике. Я предлагаю вам игру «Дополни рассуждением».

ü Православие – это умение...ü Молитва – это обращение ...ü Люди молятся – люди ... у Богаü Молитву могут произносить ....

Знакомство с  видами молитв.

Учитель: Православные люди используют три вида молитв.

Самая распространенная молитва – это просьба «Подай,  Господи!» Молитва – благодарение. Используют эту молитву редко,   потому  что  люди часто просят, чем благодарят. Молитва – славословие. Люди в этой молитве переживают радость от своей встречи с Богом, ликуют.

Учитель: Вы можете сами убедиться в  точности моих высказываний, если поработаете  в электронном приложении к нашему уроку  «Интерактивные модели».

Учитель:   В процессе работы с «Интерактивными моделями» вы   закрепили  информацию о видах молитв. Также вы прочитали, о чем  может говориться в молитве к Богу. Давайте порассуждаем  и сделаем вывод: что нельзя в молитвах  просить у Бога.

(Рассуждения детей.)

Вывод: нельзя  просить у Бога зла и боли другим людям.

Формирование понятия «святые люди».

Учитель: Если человек молится искренне и правильно, то он, как говорит опыт православной культуры, прикасается с сердцем к Богу и внутренне меняется. Действие Бога, которое меняет человека, делает его добрым, чутким, внимательным по отношению к другим людям, называется благодать (добрый дар). Люди, которые под действием благодати изменились так, что из их сердца струится вера, надежда, любовь, называются святые. Я хочу рассказать вам о жизни преподобного Сергия Радонежского. Мы с вами на уроках окружающего мира говорили о нем, когда изучали нашествие на Русь монголо – татар.

(Во время рассказа учителя дети просматривают иллюстративный материал  в электронном приложении к уроку «Святые имена».)

Это интересно: Преподобный Сергий родился в Ростовской области, в знатной благочестивой семье боярина Кирилла и супруги его Марии. Имя ему дали Варфоломей. В семь лет отрока отдали учиться грамоте, но сначала он отставал от своих братьев и очень печалился. Однажды Варфоломей встретил инока-старца, и тот благословил его: «Отныне Бог даст тебе, дитя моё, уразуметь грамоту...» Позже родители отрока переселились в город Радонеж, поэтому впоследствии прп. Сергия стали называть Радонежским.

В глухом месте, недалеко от Москвы, называвшемся тогда Маковец, юный инок стал строить монашескую обитель. Именно на этом месте стоит сегодня самая знаменитая в нашей стране Лавра (монастырь) во имя преподобного Сергия, Радонежского чудотворца, или, как её называют, Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Пустынножительство инока ознаменовалось многими испытаниями, тяжёлым трудом и воздержанием от пищи, но юноша неустанно молился Богу и духовно возрастал. Простые люди и князья стали почитать его и просить молитвенной помощи в болезнях и всяких житейских нуждах, и он никому не отказывал.

Преподобный Сергий жил в тяжёлые времена монголо-татарского ига, но настало время, и русские князья, объединившись, выступили в поход. Великий князь Дмитрий Иоаннович Донской, возглавивший православное воинство, просил Сергия благословить его. Преподобный благословил его словами: «Иди, господин, безбоязненно, Господь поможет тебе против безбожных: победишь врагов своих». В 1380 г., в день великого православного праздника — Рождества Пресвятой Богородицы, произошла знаменитая Куликовская битва, принёсшая славу нашему Отечеству. В Москве, недалеко от станции метро «Цветной бульвар», построен Рождественский монастырь в честь победы на Куликовом поле. Много совершил преподобный Сергий праведных дел. Почувствовав же приближение кончины, призвал братию своей обители для последнего наставления и поучения. Прославление его как святого состоялось в 1422 г., спустя тридцать лет после его кончины.

Осмысление  рассказанного учителем:

- Кто или что помогло маленькому Варфоломею «уразуметь грамоту»?

- Как жил отшельник – юноша?

- Что значит «Варфоломей духовно возрастал»?

- О чем просил Дмитрий Иоаннович Донской Сергия Радонежского?

- Что вложил святой в слова молитвы?

Закрепление знаний. Групповая работа.

Учитель: Сегодня на уроке все дети работали очень плодотворно. Особенно я хочу отметить  работу в группах, которую вновь хочу предложить вам.  Каждой группе (4 группы) необходимо  ответить на вопрос  (согласно порядкового номера группы) электронного материала «Православная молитва».

Итог.

Учитель: Как православные объясняют, почему человек меняется во время молитвы?  Какие люди в православии считаются святыми?

Д\задание: попросите ваших родителей поработать с вами с таблицей  и сделать вывод: в чём отличие человека православной культуры от любого другого культурного человека.

Условие работы с таблицей:

Уважаемые родители. Помогите своему ребенку и вместе с ним:

1) отметьте  свойство человека православной культуры (закрасьте  нужный квадрат (один). 2) Зачеркните  тот квадрат (он один), в котором описано свойство, не могущее быть в человеке православной культуры

Много читает, ходит в театры и музеи, может  рассказать о своих впечатлениях, дать оценку

Не толкается в общественных местах, при входе в общественный транспорт;

не хохочет во всё горло в общественных местах, не говорит громко, привлекая к себе внимание

Не ведёт пустых разговоров, не сплетничает, не разговаривает часами по телефону

Красиво ест, не объедается, не жадничает за столом, умеет пользоваться столовыми приборами, не выносит из-за стола куски

Внимателен к своему собеседнику, хорошо и заинтересованно слушает, не перебивает

Не спорит, уважительно относится к чужой точке зрения, умеет аргументировать свою точку зрения

Аккуратно, без вызова, но современно и, может быть, даже модно одет

Уважает чужой труд, бережно относится к его результатам, ему не придёт в голову портить вещи или памятники ни тем, чтобы у них что-нибудь отломить, ни тем, чтобы нарисовать графити

Выключает мобильный телефон на собраниях, лекциях, в театрах, тем более в церкви,  не показывает, что он исключительно важный и занятой человек

Умеет сдержаться, не ответить хамством или просто грубостью на обидную выходку

Грамотно, красиво говорит и пишет, умеет высказать свои мысли на письме и устно

Умывается, чистит зубы, моет руки перед едой; следит за чистотой белья,  одежды и обуви

Не показывает виду, но втайне гордится собой, что много потрудился, чтобы быть человеком культурным

Умеет признать свою вину, неправоту, не стыдится повиниться в этом, попросить прощения

Хранит память о предках, чтит их могилы, помнит о главных событиях отечественной и общечеловеческой истории, уважает жизнь, подвиги и добрые дела ушедших поколений

За лучшие качества, что находит в себе, за свои победы над собственными недостатками благодарит Бога

Соблюдает субординацию, знает своё место в общественной иерархии, но при этом не унижает себя, не лебезит, не заискивает перед вышестоящими и не унижает людей, уважает человеческое достоинство нижестоящих

 

Раздел: Конспекты по основам религиозных культур и светской этики в 5 классе
Автор:
учитель православной культуры
Дата публикации: 21.04.2017
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Лукашина М. Г. Молитва // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/orkse/5-klass/file/43743-molitva (дата обращения: 23.04.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию