Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Этико-деонтологическое воспитание студентов БМУ

«Этико-деонтологическое воспитание студентов БМУ»

Преподаватель: Кривенко Л.А

Перед медицинскими образовательными учреждениями здравоохранения стоит задача подготовить медицинских специалистов  среднего звена, которые будут не только владеть глубокими  профессиональными знаниями, но и выполнять требования профессиональной медицинской этики и деонтологии, широко использовать их в своей работе на благо человека.

Профессиональная этика – одно из фундаментальных теоретических основ в любой профессиональной деятельности, представляющая собой науку о профессиональной морали как свод этических принципов и норм поведения, совокупность профессиональных ценностей и категорий, отражающих сущность профессии и обеспечивающих взаимоотношения между людьми, складывающиеся в процессе труда и вытекающие из содержания их профессиональной деятельности. Профессиональная этика систематизирует нако­пленный в процессе исторической практики опыт, характерный для данного вида деятельности, обобщает его и совершенствует по мере развития данного вида деятельности. Поэтому профессиональная этика может рассматриваться как разновидность общей морали, не­сущая в себе специфические черты, обусловленные видом и типом деятельности, — т. е. является прикладной научной дисциплиной, изучающей профессиональную мораль.

 В практике повседневной деятельности профессиональная этика представляет собой совокупность норм поведения специалистов. Нормы профессиональной этики подвержены изменениям под воздействием как внешних, так и внутренних по отношению к профес­сии факторов. Они непосредственно, в каждый момент времени, влияют на поведение специалистов, побуждая их действовать опре­деленным образом. Основными задачами профессиональной этики являются воздействие на сознание специалиста с целью совершен­ствования его как личности и как профессионала и содействие наи­более полному и эффективному решению профессиональных задач.

Практически каждая современная профессия формирует соб­ственные представления о должном, одновременно сопоставляя его с сущим. На основании представлений о должном складываются требования к поведению и действиям, которые в отношении специ­алиста выступают как его профессиональный долг и обязанности. В понятие профессионального долга всегда входят не только функцио­нальные обязанности представителей той или иной профессии, но и ответственность этих людей перед коллегами, перед профессией как таковой, перед обществом.

Нет профессий важных и неважных, нужных и ненужных, вред­ных для общества или полезных. Сам факт их существования гово­рит о том, что они востребованы обществом, следовательно, нужны, важны и полезны. Все существующие профессии прямо или опосре­дованно, в конечном счете, служат интересам человека и человече­ства.

Понятие «деонтология» отличается от понятия «профессиональная этика». Если этика раскрывает сущность профессионального долга, то деонтология выявляет специфику его реализации в конкретных видах взаимоотношений. Поэтому именно в деонтологии так ярко выражена сопряженность моральных и профессиональных компонентов в поведении и действиях специалиста. Медицинская этика - часть общей и  одни из видов профессио­нальной этики. Это наука о профессиональных этических началах в деятельности медицинских работников.

В своем профессиональном воспитании средний медицинский работник проходит несколько периодов: это годы учебы в школе, ког­да происходит выбор будущей профессии медицинского работника; период учебы в медицинском училище, когда идет приоб­ретение профессиональных знаний и навыков, этических принципов будущего специалиста; и, наконец, все последующие годы работы в учреждениях здравоохранения.

Приобщаясь к этой профессии, медицинский работник вскоре замечает, как его личностные, приобретенные в медицинском училище и профессиональные ценности взаимодействуют между собой, постепенно объединяясь.        

Анализируя учебно - воспитательный процесс  по  формированию  профессиональной этико- деонтологической культуры студентов  в нашем учебном заведении  можно выделить три основных этапа формирования этико-деонтологического уровня  среднего медицинского работника.

Этот процесс   длительный, многоплановый (см.схема).

  1. Подготовительный этап

 Подготовительный этап включает профессиональную ориентацию учащихся 9-11 классов средних школ и профессиональный отбор кандидатов для поступления в ме­дицинское училище. Основной целью  профориентации является привлечение  наиболее способных и подготовленных школьников для поступления в наше училище. Для этого   у нас проводятся разнообразные формы профориентации школьников – «День открытых

дверей»,  посещение выставочной экспозиции, знакомство с историей  и достижениями училища, участие в «ярмарках рабочих мест», чтение лекций преподавателями для учащихся средних школ, работа  в мбк, реклама в СМИ, раздача печатной продукции, заключение договоров с ЛПУ.

На этом этапе происходит знакомство учащихся школ с целями и задачами подготовки и особенностями труда медицинских сестер, фельдшеров, лабораторных техников. Однако необходимо шире освещать вопросы медицинской этики  и деонтологии, непременно отмечая трудности и проблемы профессии. Оши­бочным следует считать преуменьшение трудностей, связанных с ра­ботой медиков, формирование взгляда на профессию «через розовые очки». Такая сверхоптимистичная позиция создает предпосылки для последующего разочарования в выбранной специальности.

Основные этапы формирования этико-деонтологического уровня среднего медицинского работника

Подготовительный этап

Профессиональная ориентация

 

Профессиональный

отбор

Этап обучения

           
           
 

 

Повышение этического, нравственного, культурного уровня студентов

 

Обязательные формы обучения студентов

 

Факультативные формы обучения студентов

 

 

Аудиторные

 

Внеаудиторные

 

 

Сформированный профессионально-этический уровень выпускников среднего медицинского учебного заведения

 

 

Этап совершенствования

 

           
           

 

 

 

Воспитательная работа в лечебных учреждениях, лабораториях

 

Повседневная практическая деятельность по специальности

 

Повышение квалификации специалистов со средним медицинским образованием

Высокий сформированный уровень профессиональной этики медицинской сестры, фельдшера, медицинского лабораторного техника

Вторым направлением подготовительного этапа работы по по­вышению профессионального этико-деонтологического уровня бу­дущих медицинских работников является профессиональный отбор в средние медицинские образовательные учреждения.

В настоящее время нет  критериев приема в средние медицинские образовательные учреждения с учетом устойчивости интереса и всесторонней при­годности абитуриентов к избираемой профессии. Устойчивость ин­тереса к медицинской профессии определяется по тому, является ли для человека желание заниматься медициной неосознанным, сиюми­нутным или это желание, превратившееся в твердое стремление по­святить жизнь избранной профессии.

В медицинской специальности, как нигде, должен выполняться принцип совпадения интересов личности с общечеловеческими интересами. В этой связи нельзя считать устойчивым, прочным инте­рес к профессии медицинского работника, основанный на стремлении к «чистой» работе, желании оградить себя от трудностей сферы матери­ального производства, кажущейся легкости поступления и обучения в училище. Такие мотивы не имеют ничего общего с практикой рабо­ты будущих медицинских специалистов  и рано или поздно приведут к противоречию между идеализированными представлениями и действительностью. (Анализируя причины поступления наших студентов, больше отмечено, что боязнь сдачи ЕГЭ, не куда идти, рядом с домом, финансовые трудности, есть и достойные ответы – мечта детства, быть как мама, нравиться профессия..)

 

2 . Этап обучения

Деонтологическая подготовка студентов медицинских училищ должна находиться в тесной связи с этическим, нравственным, культурным воспитанием. Вопросы медицинской этики и деонтологии должны усваиваться на всех без исключе­ния циклах при обучении каждой медицинской специальности с первого курса и до полного формирования в сознании будущих специалистов деонтологических нравственных стереотипов.

Анализируя рабочие программы мы видим приобщение будущих специалистов к профессиональной этико-деонтологической культуре залаживается  при овладении профессиональными  и общими компетенциями только по  ПМ 04, 07 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям должностям служащих. Младшая медицинская сестра» это

  • ПК.7.2. и 4.2. Соблюдать принципы профессиональной этики.

Одна общая для всех  специальностей ОК отвечает за этико-деонтологическое воспитание -

  • ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

 Среди учебных  дисциплин  закладываются требования  к результатам освоения учебной дисциплины по   этико-деонтологическому воспитанию:

  • Психология общения – знать этические принципы общения
  • Правовое обеспечение профессиональной деятельности – знать нормативно-правовую документацию
  • Этика. Эстетика (УД за счет вариативной части) – знать понятий, этические и правовые нормы, основные тенденции развития этики
  • Основы латинского языка с мед.терминологией – СРС разбор пословиц, поговорок, афоризмов
  • Основы философии - знать этические проблемы современной науки.

Форма характеристики по производственной практике  нацеливает студентов соблюдать этико- деонтологические аспекты  через оцениваемые качества студента:

  • по специальности «Лабораторная диагностика» - пункт 8. Индивидуальные особенности: морально волевые качества, честность, инициатива, уравновешенность, выдержка, отношение к пациентам.
  • по специальности «Лечебное дело» и «Сестринское дело» - пункт7- Соблюдает этико-деонтологические аспекты при работе с пациентами, с пациентами пожилого возраста, инвалидами, инкурабельными больными.пункт 13 Личные качества – трудолюбие, независимость, способность быть лидером, способность к профессиональному росту, стессоустойчивость, эмпатия, коммуникабельность, инициативность, соблюдение субординации.

Однако в образовательном процессе прослеживается изучение элементов медицинской этики и деонтологии с использованием обязательных и факультативных форм. Обязатель­ные формы, в свою очередь, подразделяются на аудиторные и внеау­диторные.

Обязательные формы обучения. Среди аудиторных форм обучения основное место занимают лекции, семинары, практические занятия, на которых должны освещаться  основные проблемы медицинской этики и деонтологии, приводятся примеры  из практического здравоохранения, решаются ситуационные задачи, моделируются ролевые игры. Основными  знаниями по мед.этике и деонтологии студенты овладевают при изучении профессиональных  модулей в учебных аудиториях и непосредственно в палатах у пастели пациентов. Воспитательное значение имеет оперативный разбор малейших деонтологических ошибок в поведении студентов (обращаются, на «ты» бабушка, дедушка…) Своевременное деликатное замечание преподавателя  препятствует  закрепле­нию «вредных привычек» у студентов при непосредственном общении с пациентом.

В нашем училище широко используются различные вне­аудиторные формы обучения. Большие возможности для пополнения этико-деонтологических знаний и совершенствования навыков открываются перед студентами во время учебной и производственной практи­ки. В этот период студенты наиболее близко и длительно общаются с больными. Будущие специалисты на практике обучаются правилам ухода за больными, технике выполнения процедур, приобретают опыт работы с разными по характеру пациентами, ведут санитарно-просветительную работу среди больных (беседы в палатах, выпуск санитарных бюллетеней, буклетов),   проверяют степень собственной «про­фессиональной адаптации». Перестелить пациенту постель, подать подкладное судно, придать тяжелобольному более удобное положе­ние, забрать анализ на исследования  — все это имеет большое значение в формировании професси­ональной этики.

В процессе формирования деонтологического поведения студентов неоценима роль библиотек. По этому направлению в нашей библиотеке организована тематическая выставка литературы «Медицинская этика и деонтология», имеется  библиографический указатель литературы по
этике и деонтологии.

Факультативные формы работы планируются во внеучебное вре­мя при содействии и активном участии администрации, классных ру­ководителей, кружков и организаций ЛПУ.

Среди факультативных форм работы  у нас проводятся:

  • предметные недели, олимпиады, введение в специальность;
  • научно-практические конференции;
  • проведение встреч с бывшими выпускниками нашего меди­цинского училища;
  • проведение конкурсов «Лучший по профессии»;
  • смотры-конкурсы, встречи с медиками — ветеранами Великой Отечествен­ной войны и труда;
  • организация тематических классных часов, обсуждение журнальных и газетных статей, посвященных буд­ням медицинских работников;
  • коллективное посещение кинотеатров, музеев, выставок, библиотек.
  • организация концертов для пациентов домов престарелых, социальных центров, пациентов детского отделения и др.

           Сравнительный анализ показал, что в нашем училище идет должное формирование профессионально-этического уровня студентов. 

Но проведенный нами опрос выпускников выяснил несколько аспектов проблемы воспитания в процессе профессиональной подготовки в училище. Перспективными представляются вопросы разработки целостной системы приобщения к этико-деонтологической культуре в рамках всех учебных дисциплин и ПМ с учётом преемственности. Поэтому говорить о результатах сформированности сложно, так как преподавание медицинской  этики и деонтологии  к настоящему времени еще не окончательно оформилось организационно.

3.Этап совершенствования этических и деонтологических знаний и навыков.

Рассматривая формы и методы совершенствования знаний и закрепления навыков в области медицинской этики и деонтологии, невозможно ограничиться перечнем рекомендуемых мероприятий. Этот процесс осуществляется в ходе повседневной многоплановой работы каждого лечебного учреждения. Тем не менее, можно выде­лить основные формы работы, позволяющие широко использовать методы обучения этике и деонтологии. В зависимости от назначения и профиля лечебного учреждения

отдельным формам должно быть отдано предпочтение.

К формам работы в лечебных учреждениях можно отнести утрен­ние врачебные и сестринские конференции, административные об­ходы палат, конкурсы «Лучший по профессии», «Лучший сестрин­ский пост», научно-практические сестринские конференции, на­ставничество и т. д..

Повседневная практическая деятельность характеризуется этико-деонтологической тактикой медицинского работника.

Успешное практическое применение этико-деонтологических принципов и положений возможно только, прежде всего, при усло­вии высокого профессионального уровня медицинского персонала учреждения. Иными словами, хороший медицинский работник делает гораздо меньше ошибок не только потому, что он подготовлен значительно лучше медика посредственного, а и потому, что его никогда не покидает чувство профессиональной ответственности и требовательности к себе.

Воспитывать в себе эти качества необходимо постоянно, на протяжении всей своей творческой жизни, начиная со студенческой скамьи. Дело чести медицинских работников, своим личным примером стать олицетворением этого процесса.

Упущения в работе, связанные с недостаточным знанием специальности, не могут быть в полной мере компенсированы хорошими знаниями и четким выполнением эти­ко-деонтологических правил.

Следует учитывать постоянно возрастающий культурный уровень населения, повышение у пациентов медицинских знаний.

Повышение квалификации средних медицинских работников — ве­дущая в лечебных учреждениях форма повышения квалификации, совершенствования профессионального мастерства. Рассмотрение вопросов медицинской этики и деонтологии должно проводиться с более углубленным изучени­ем, чем на базовом уровне преподавания в медицинских  училищах. Медицинских работников, имеющих большой стаж практиче­ской работы, целесообразно  шире привлекать  к обсуждению особенностей деонтологии, тесно увязывая во­просы теории с практикой лечебно-профилактической деятельности отделения, кабинета, лаборатории. Согласно Приказа № 549 МЗ Заб.края на рабочих местах проводится аттестация,  в которую включены  ряд вопросов по этико-деонтологическим знаниям – ответы на некоторые из них вызывают затруднения у многих специалистов.

Вопросы для подготовки к аттестации

Раздел III

«Медицинская этика и правовые положения по ФЗ РФ от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»

  1. Назовите одну из древнейших теоретических дисциплин, объектом изучения которой является мораль.
  2. Возможно ли обсуждение медицинским работником с пациентом личной жизни и лечения других пациентов.
  3. Что включает в себя первичная медико-санитарная помощь? (Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», статья 33).
  4. В каких случаях предусматривается выписка пациентов досрочно, не достигнув их полного выздоровления.
  5. Дать определение понятия «мораль».
  6. Назовите 3 основных направления межличностных отношений в медицинской этике.
  7. Дать определение понятия «биоэтика».
  8. Может ли медицинский работник в присутствии пациента давать оценку действиям коллеги.
  9. Допустима ли фамильярность при обращении медицинского работника к пациенту.
  10. Дать определение понятия «деонтология».
  11. Кем заложены принципы врачевания и основы врачебной этики.
  12. Понятие профессиональной этики.
  13. Медицинская этика изучает и определяет решение различных проблем межличностных взаимоотношений по трём основным направлениям. Назовите эти направления?
  14. Из каких двух элементов состоит принцип информированного согласия?
  15. Какие 2 основные модели взаимодействия врача и пациентов существуют в медицинской деонтологии?
  16. Какую древнюю этическую заповедь  медицины  медицинский  работник  не  вправе  нарушать  (Статья 6  Этического  кодекса  Медицинской  сестры).
  17. Совокупность нравственных норм  профессионального  поведения  медицинских  работников  -  это….
  18. Какая информация о  пациенте  составляет  врачебную  тайну?  Федеральный  закон  Российской  Федерации  от  21   ноября  2011 г.  № 323-ФЗ «Об  основах  охраны  здоровья  граждан  в  Российской  Федерации».
  19. В каких случаях  допускается  разглашение  сведений,  составляющих  врачебную  тайну  другим  гражданам,  в  том  числе  должностным  лицам,  в  целях  медицинского  обследования  и  лечения  пациента,  проведения  научных  исследований,  их  опубликования  в научных  изданиях, использования  в учебном  процессе  и  в  иных  целях  (статья  13 Федеральный законРоссийской  Федерации от  21  ноября  2011  г.  №323-ФЗ «Об  основах  охраны  здоровья  граждан  в  Российской  Федерации»).
  20. Что включает в  себя  4  универсальных  этических  принципа.
  21. Назовите формы оказания медицинской помощи (статья 32, пункт 4 из Федерального Закона РФ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»).
  22. Определение понятия «паллиативная медицинская помощь».
  23. Обязанности медицинских работников изложенные в статье 73 ФЗ РФ № 323 –ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
  24. В каких случаях не проводят реанимационные мероприятия? (статья 66 «Определение момента смерти человека и прекращения реанимационных мероприятий» ФЗ № 323 –ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
  25. Возможно, ли применение принудительного лечения, если да, то в каких случаях.
  26. В каких случаях реанимационные мероприятия прекращаются и признаются абсолютно бесперспективными? (статья 66 «Определение момента смерти человека и прекращения реанимационных мероприятий» ФЗ  № 323 –ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
  27. Какие виды медицинских экспертиз проводятся в Российской Федерации? (Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
  28. Какую информацию необходимо предоставить пациенту или его законному представителю для получения добровольного информированного согласия на медицинское вмешательство? (Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
  29. В какой форме оформляется информированное, добровольное согласие пациента на медицинское вмешательство или отказ от него (часть 7 статья 20 Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
  30. Дать определение понятия «здоровье» (ст. 2 Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
  31. Классическое понятие «ятрогения».
  32. Перечислить виды медицинских осмотров (ст. 46 Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
  33. Дать определение понятия «пациент» (ст. 2 Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
  34. Понятие медицинской услуги. (Статья 2Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
  35. Кто предоставляет информацию пациенту о состоянии здоровья (статья 22 Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
  36. Какую ответственность несут лица, незаконно занимающиеся медицинской и фармацевтической деятельностью? (Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011г.№ 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
  37. Дать определение понятия «дисциплинарная ответственность». (Согласно ст. 192 Трудового Кодекса РФ).
  38. Кто оказывает первичную доврачебную медико-санитарную помощь больным и пострадавшим (статья 33 Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
  39. Дать определение понятия «профилактика» (статья 2 Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
  40. Имеет ли право медицинский работник сообщать больному достоверную информацию о его заболевании с неблагоприятным исходом.
  41. Кому предоставляется информация при неблагоприятном прогнозе развития заболевания. (Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
  42. Кто дает информированное согласие в отношении лиц, не достигших совершеннолетия или лиц, признанных недееспособными?(Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
  43. Разрешена ли эвтаназия в Российской Федерации.
  44. Перечислить виды медицинской помощи (понятия из Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
  45. Дать определение понятия «эвтаназия».
  46. В каких случаях допускается предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя (статья 13 ФЗ).
  47. Какие существуют условия оказания медицинской помощи. (Федеральный Закон РФ от 21 ноября 2011г. № 323 –ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
  48. Права пациента при  оказании  медицинской  помощи  согласно  ст. 19  Федерального  закона  российской  Федерации  от  21  ноября  2011г.  № 323-ФЗ «Об основах охраны  здоровья  граждан  в   Российской  Федерации»).
  49. Дать определение понятия  «медицинская  помощь»  (Федеральный закон  Российской  Федерации  от  21  ноября  2011 г.  № 323-ФЗ «Об  основах  охраны  здоровья  граждан  в   Российской  Федерации»).

Знания этики и деонтологии, приобретенные в училище, должны стать тем фундаментом, на котором в процессе повседневной практики будет возводиться здание должной деонтологической тактики медицин­ского работника. В настоящее время востребованность медицинского работника, обладающего высокой этико-деонтологической культурой в системе здравоохранения, безусловно, велика, поэтому  сегодня важно владеть этими знаниями .

 

Предложения:

  1. Вопросы медицинской этики и деонто­логии должны преподаваться в медицинском училище не от случая к случаю, а с комплексным подходом охватывающим, как уже подчеркивалось, все изучаемые дисциплины. Различные аспекты медицинской этики и деонтологии должны преподаваться в течение всего периода обучения.
  2. Внести в учебно-воспитательный процесс  элементы контроля по освоению  студентами  этических ценностей и деонтологических норм способствующих развитию эмпатии, формированию гуманистической направленности ценностных ориентации студента и деонтологически значимых качеств личности будущего специалиста.
  3. Этико-деонтологическое воспитание должно опираться на активные методы обучения, среди которых диалогические методы, как наиболее актуальные и эффективные.
  4. Мотивировать студентов на деятельность, связанную со своей будущей профессией, путём включения в факультативные формы работы.

 

Литература:

1. Кропачева, М. Л. Приобщение студентов медицинского вуза к этико-деонтологической культуре/ М. Л. Кропачева // Вестник Ижевского государственного технического университета. - 2011. — №2 (50).-С. 219-221.

2. Кропачева, М. Л. Роль гуманитарных дисциплин в процессе формирования этико-деонтологической культуры студентов медицинского вуза/ М. Л. Кропачева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2012. - №7. - С. 86-94.

Публикации в других изданиях и сборниках материалов конференций:

3. Бакштановский, В. И. Профессиональная этика: социологические ракурсы / В. И. Бакштановский, Ю. В. Согомонов // Социологические исследования. 2012. - № 8. - С. 3-13.

4.Борытко, Н. М. Профессиональное воспитание студентов вуза : учеб.-метод. пособие / Н. М. Борытко ; науч. ред. Н. К. Сергеев. Волгоград : Изд-во ВГИПК РО, 2011. - 120 с.

5. Грандо, А. А. Врачебная этика и медицинская деонтология/ А. А. Грандо. 2-е изд., перераб. и доп. - Киев : Выща шк., Головное изд-во, 2009.- 192 с.

6.Деонтология в медицине. В 2 т. Т. 1. Общая деонтология/ О. С. Белорусов, Н. П. Бочков, А. А. Бунятян ; под ред. Б. В. Петровского ; АМН СССР. М. : Медицина, 2009. - 352 с.

7.Деонтология в медицине. В 2 т. Т. 2. Частная деонтология/ Е. М. Вихляева, В. П. Гамов, С. 3. Горшков ; под ред. Б. В. Петровского ; АМН СССР. -М. : Медицина, 2009.-416 с.

8. Подборка нормативно-правовых документов.

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (39.97 kB)
Автор:
ГПОУ "Борзинское медицинское училище(техникум)", преподаватель
Дата публикации: 09.02.2022
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Кривенко Л. А. Этико-деонтологическое воспитание студентов БМУ // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/101970-etiko-deontologicheskoe-vospitanie-studentov-bmu (дата обращения: 03.05.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию