Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Стопа в танце: постановка и воспитание

          СТОПА: ПОСТАНОВКА И ВОСПИТАНИЕ

Врач – ортопед И. А. Баднин писал: “У артистов балета основным рабочим инструментом являются стопы".

 Стопа – это сложный в анатомическом и функциональном плане аппарат. Она состоит из семи костей предплюсны (таранная, пяточная, три клиновидные, ладьевидная и кубовидная); пяти плюсневых костей и четырнадцати фаланг пальцев стопы. Сложность строения стопы зависит не столько от количества костей, сколько от количества связок, обеспечивающих в сочетании с мышцами устойчивость стопы и выносливость к нагрузкам. Обычно выделяют следующие функции стопы: балансировочная, рессорная (смягчение ударов во время разнообразных передвижений), опорная.

Анатомически стопа схожа с кистью. И в танце стопы, подобно рукам, важны не только функционально, но и эстетически. Красивая, грамотно сформированная, воспитанная стопа, с высоким подъемом - украшение  ноги танцора, завершающий штрих, формирующий красивую певучую линию. По многочисленным воспоминаниям учеников, Марина Семенова считала важным то, что ногу в балете нужно не просто тянуть, но еще и “строить”.

При поступлении в хореографические училища оцениваются, в том числе и стопы детей. Ярко выраженные нарушения сводов стопы являются противопоказанием к поступлению.

 Отобрать абсолютно здоровых детей в настоящее время проблематично, так как по данным разных авторов от 10 до 50 % населения имеют тот или иной вид плоскостопия.

 Своды стопы формируются еще до рождения ребенка. Стопа новорожденного выглядит плоской, так как на ней хорошо развит слой подкожной жировой клетчатки. Период активного формирования сводов приходится на возраст от 3 до 7 лет. На этом этапе наиболее часто возникает плоскостопие. В период второго детства (8-12 лет) скелет стопы фактически заканчивает формирование. Окончательно рессорные свойства стопы, обусловленные степенью выраженности ее сводов, устанавливаются к 16-20 годам.

 В связи с большим значением стоп в танце в классической хореографии сложился термин “балетная стопа”, подразумевающий определенные качества, которые развиваются в результате систематических занятий классическим танцем и обусловлены профессиональной необходимостью. Для успешной профессиональной карьеры стопы артиста балета должны обладать гибкостью, эластичностью и силовой выносливостью.

 Гибкость стопы означает максимальную амплитуду движений в голеностопном суставе и суставах стопы. В танцах это, прежде всего, способность стопы принимать положение крайнего подошвенного сгибания и тыльного разгибания (вытягивание и сокращение подъема) .

 Эластичность стопы – это способность мышц и связок упруго сопротивляться нагрузке, возвращаясь к своей форме после непродолжительного по времени растягивания, что важно для выполнения стопой рессорной функции.

 Сила стопы позволяет легко подняться на полупальцы и пальцы, высоко оттолкнуться на прыжок и мягко приземлиться после. За возможность в течение длительного времени выполнять эти движения отвечает силовая выносливость стопы. Выносливость - способность длительно выполнять специализированную работу аэробного характера без снижения ее эффективности, способность противостоять утомлению.

  Насыщенность процесса обучения, предполагающая большую нагрузку на стопы уже на первом году (прыжки, в том числе с приземлением на одну ногу, начальные упражнения на пальцах), требует правильно сформированного мышечно-связочного аппарата учащихся.

 Учитывая физиологические сроки формирования сводов стопы постановкой и воспитанием стопы, позволяющими избежать мышечно-связочных нарушений, необходимо заниматься как можно раньше.

 Упражнения, чаще всего рекомендуемые для формирования сводов стопы условно можно разделить на несколько групп:

- массажные (катание мячика или цилиндра, хождение по палке, поглаживающее движения одной ноги по голени другой и т. д.);

- упражнения для укрепления мышц подошвы (вытягивание носочков, “проползание” по полу за счет сгибания пальцев и т. п.);

- упражнения, использующие движения пронации и супинации, отведения и привидения (бег на внешней и внутренней стороне стопы, круговые движения стоп и т. д.);

- упражнения на сгибание и разгибание голеностопного сустава (бег на пятках, движение вверх - вниз носками ног и т. п.) .

 Занятия с детьми 4-5 лет целесообразно проводить в игровой форме, используя понятные малышам ассоциации. Движение носками ног вверх-вниз, например можно назвать “ушки зайчика”, сгибание пальцев – “летучие мыши”, дополнив рассказом о том, что летучие мыши спят вверх ногами, им нужны крепкие пальчики-коготки, которые нужно наточить.

Нельзя допускать скашивания стопы вовнутрь (“косолапие”). Уже на этом этапе стопа выставляется в правильное “балетное” положение, что позволит в дальнейшем грамотно выстроить стопу и избежать травмирования голеностопного сустава.

  Упражнения для малышек нужно подбирать аккуратно, учитывая слабость, мягкость, податливость мышц и связок дошкольников. К примеру, бег на внешней и внутренней стороне стопы лучше заменить разведением натянутых носочков, зафиксировав голеностоп рукой (упражнение выполняется сидя на коврике). Постепенно можно добавлять упражнения, предполагающие уже некоторое владение более сложной мышечной координацией, например “волны” (сначала поднимаются наверх пальцы, затем сокращается в голеностопе стопа, далее пальцы сгибаются и стопа вытягивается) и увеличивать количество повторов.

  На первом году обучения формированию балетной стопы следует уделить особое внимание в рамках учебной дисциплины “Гимнастика”. Комплекс упражнений для стоп необходимо составить таким образом, чтобы подготовить стопы к дальнейшей нагрузке, т. е. упражнения должны развивать силу, эластичность и гибкость стоп. Целесообразно использование упражнения из комплекса партерной гимнастики способствующие формированию балетной линии ноги (лежа на животе, ноги в I позиции вытягивать и сокращать стопы одновременно и попеременно и др.).  

 На уроках классического танца стопа выставляется особенно тщательно в положении ноги battement tendu pointe вперед, когда пальцы направляются вертикально относительно пола, а пятка подается наверх. При этом нельзя допустить сокращенного “скрюченного” положения. Стопа должна быть сильно натянута. Также, очень важно правильно выстроить положение ноги в battement tendu pointe в сторону. Мышечное напряжение распределяется таким образом, чтобы подать (“подкрутить”) пятку вперед. Визуально пятка должна оказаться чуть впереди большого пальца.  

 Особенно полезно как на начальном этапе обучения в учебном заведении, так и в последующем использовать releve на высокие полупальцы по I позиции с последующим demi plie. Пятка при этом поднимается максимально высоко и сильно подается вперед. Подъем выгибается предельно. Это упражнение используется и в экзерсисе на пальцах.

  Необходимо отметить, что балетная стопа формируется и воспитывается не только на протяжении цикла обучения, но и в процессе дальнейшей, уже профессиональной, деятельности.

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (17.28 kB)
Автор:
Педагог дополнительного образования МБУДО Дорогобужский ДДТ г.Дорогобуж
Дата публикации: 16.04.2022
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Шорохова Н. С. Стопа в танце: постановка и воспитание // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/103913-stopa-v-tantse-postanovka-i-vospitanie (дата обращения: 27.04.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию