Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Формирование положительной мотивации учения у младших школьников

Включает методическую разработку

Шевырева Т.П.

учитель начальных классов

г.Смоленск

 

Формирование положительной мотивации учения

у младших школьников

Формирование мотивации к учению является одной из актуальных проблем в начальной школе. Именно в период обучения ребёнка в младших классах, когда учебная деятельность является ведущей, важно создать предпосылки формирования мотивации учения, и к концу обучения в начальной школе придать мотивации определённую форму,  т. е. сделать её устойчивым личностным образованием школьника. Поэтому обучение с первого класса должно быть направлено не только на формирование у учащихся базовых знаний и умений, но и положительных мотивов учения.

Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу умения, желания учиться. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учащихся в дальнейшем. Отсюда очень важно, чтобы ученик уже в начальных классах осознавал мотивы учения, так как от этого зависит проявление его интеллектуальной и волевой активности, формирование его отношения к учебному процессу в целом. Также важно сформировать у младших школьников такие качества личности, которые необходимы для жизни в новых условиях открытого общества: ответственность, инициативность, самостоятельность, что возможно только при высоком уровне школьной мотивации.

   Формировать мотивацию – значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развёртывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учётом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.

    Как показывает опыт, при стихийном формировании мотивационной сферы деятельности учащихся у многих из них не формируются необходимые для эффективного обучения мотивы. Следовательно, школа и учителя должны взять на себя управление процессом формирования мотивационной сферы деятельности учащихся.

   Рассмотрим пути и методы формирования у младших школьников положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности.

Для учеников начальных классов очень важно сознательное усвоение знаний. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.

  1. Подготовительный этап урока включает в себя:

1.Создание эмоционально – психологической атмосферы урока через организацию атмосферы доверия между учителем и учеником, а также благоприятных межличностных отношений в классе. Создаваемый на уроках благоприятный фон в большой степени способствует развитию учебной мотивации, что является необходимым условием не только для успешного протекания всей учебной деятельности, но и сохранения здоровья ребенка.

2.Не навязывание учебных целей «сверху». Важно последовательно отрабатывать с учащимися постановку разных целей – близких, перспективных, простых, сложных. Важно, чтобы цели были реально достижимы ( — Подумайте, ради чего вы хотите сегодня работать на уроке; — Ответьте себе, удалось ли вам решить свою учебную задачу; — Определите свои затруднения во время урока).

3.Выбор учителем демократического стиля воздействия на учащихся.

4.Психологическое поглаживание учеников: приветствие, проявление внимания взглядом, улыбкой, кивком головы.

II.Основной этап урока  предусматривает:

1.Постановку учителем вопросов, подчёркивающих противоречия, новизну, важность и другие отличительные качества объекта познания.    Здесь используется метод «Проблемные вопросы».

При знакомстве с новым материалом (и при опросе) нужно  задавать не те вопросы, которые требуют при ответе лишь некоторого напряжения памяти (например, «в каком году…», «кто изобрел…»), а вопросы, которые потребуют анализа, сравнения, сопоставления, объяснения разнородной информации и соответственно — более глубокого понимания материала и интереса к нему. Например,  что случится, если…? … На что похоже…? Что мы уже знаем о…? Каким образом… можно использовать для…? Когда такого рода вопросы ложатся в основу учебного процесса, к ребенку приходит понимание истинного назначения учения — научиться думать, применять знания на практике, ориентироваться в жизненных ситуациях. От постановки перед ребенком проблемных вопросов и совместного поиска ответов на них можно перейти к обучению самостоятельно ставить вопросы. Таким образом, мы также поддерживаем познавательную мотивацию детей.

2.Создание проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся. Главным источником учебной мотивации является ощущение себя активным субъектом учебного процесса, от которого в первую очередь зависит результат. Этому способствуют проблемное изложение материала, коллективный мозговой штурм и исследовательская деятельность детей. Они дают ребенку замечательную возможность принять активное участие в процессе «добывания» знаний, а не быть их пассивным потребителем.

Проблемное обучение способствует поддержанию глубокого интереса к самому содержанию учебного материала, к общим приёмам познавательных действий, формируя тем самым у детей положительную мотивацию.

3.Использование дидактических и развивающих игр и упражнений с опорой на чувственное восприятие, с применением ИКТ.

Одним из наиболее действенных приёмов формирования мотивации к обучению является дидактическая игра. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается.

Так, например, на уроке русского языка можно использовать игру «Иду в гости». В игре участвует весь класс. У детей фишки (они выбирают сами): красные — это «гости», жёлтые — это «хозяева». «Хозяева» приглашают в гости и предлагают «гостю» задание, написанное на карточке. «Хозяева» проверяют выполненное задание и ставят отметку. Затем приглашают нового «гостя». Материал для игры: карточки с заданием. Для развития аналитико-синтетических умений используются игры «Найди лишнее слово», «Найди лишний текст» и др.

Для создания интригующей ситуации, для организации отдыха на уроке можно использовать игру «Да-нет». Например, «Я задумала персонаж детской сказки, который, найдя клад, купил новый бытовой прибор. Кто это?» Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На вопросы учитель может отвечать только словами «да» и «нет».

Развивать и сохранять учебную мотивацию у младших школьников можно, используя для этой цели занимательные задания, загадки, и ребусы, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев.

4.Использование постоянных и целенаправленных упражнений и заданий по развитию качеств, лежащих в основе познавательных способностей: быстроты реакции, всех видов памяти, мышления, внимания и воображения. Поддержание постоянного интереса к предмету обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала. Например, «Найди лишнее число в каждом ряду», «Зачеркни его», «Оставшиеся числа, расставь в порядке возрастания», «Подставив вместо чисел соответствующие буквы, расшифруй слово», «Запиши его».

5.Соблюдение соответствия учебных заданий возрастным ограничениям и наличию в них уровня оптимальной сложности. Для этого содержание учебного материала должно быть доступно учащимся, исходить из имеющихся у них знаний и опираться на них и на жизненный опыт детей, но в то же время материал должен быть достаточно сложным и трудным. Информационно бедный материал не обладает мотивационным эффектом, он не вызывает и не формирует положительных устойчивых мотивов учебной деятельности.

    6. Использование разнообразных  форм обучения и воспитания. Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-встреч, интегрированных уроков, через интеллектуальные игры, самостоятельные работы с элементами творчества, проектную деятельность, экологические марафоны, игровые программы, выставки, детские научно-практические конференции.

7.Связь нового материала с усвоенными ранее знаниями для повышения заинтересованности в нём. Предоставление учащимся права выбора через разноуровневые задания, дозированность домашних заданий, совместное планирование деятельности на уроке.

8.Включение в середину урока физкультминутки и использование элементов психогимнастики: выражение эмоций через движение.

   III.На  этапе закрепления и проверки знаний  необходимо:

1.Выявление даже маленьких успехов учащихся. Важный источник желания учиться — ощущение себя компетентным. Ребенок хочет что-то делать, если верит, что он может это делать. Именно поэтому учителю надо дать почувствовать себя успешным каждому ребенку. Обучая детей планировать свою деятельность и отслеживая трудность решаемых ими задач, можно способствовать тому, чтобы они успешно справлялись с ними и ощущали себя по-настоящему компетентными.

2.Оценивание не только недостатков, но и успехов учеников. В формировании мотивов учения значительную роль играют словесные подкрепления, оценки, характеризующие учебную деятельность ученика. Например, оценка знаний во время опроса информирует школьника о состоянии его знаний, об успехе или неуспехе в данной ситуации. Каждая из этих сторон оценки на уроке в той или иной форме является побуждением к действию или к знанию и в этом смысле обладает своеобразной стимуляционной силой.

Акцентируется внимание при неудаче не на ошибке, а на недостатке приложенных усилий, при этом, давая ребёнку понять, что общий уровень развития его способностей достаточно высок, для того, чтобы справиться с этим заданием. Важно не сравнивать результаты учебной деятельности или отдельного ответа на поставленный вопрос конкретного ребёнка с результатами других учащихся, особенно успевающих детей. Оценивание должно быть конкретного ответа без перехода на личность учащегося.

3.Применение групповых форм работы для проверки знаний: работа в парах, взаимопроверка, рассказ задания друг другу. Различные формы коллективной деятельности учащихся играют значительную роль в становлении мотивации учения, поскольку дают возможность дифференцировать эту деятельность для различных категорий учащихся, дифференцировать задания так, чтобы сделать их посильными для каждого ученика.

4.Концентрация внимания учащихся на продвижении вперёд, на переживании успеха в деятельности. Полезно показать, что знал и умел учащийся вчера, что – сегодня. Это даёт возможность ребёнку увидеть своё продвижение, динамику в развитии. Необходимо построить учебный процесс так, чтобы учащийся с первого дня обучения видел свое продвижение вперед, нужно придать мотивам личностный смысл, чтобы школьник сумел установить связь между своим сегодняшним днем и своим будущим. Первостепенное значение в этом приобретает четкая постановка целей и осознание их учащимися.

5. Приучение школьников к анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений. Эффективным приемом повышения внутренней учебной мотивации является обучение ребенка приему рефлексии того, что он знает, чего не знает, что хочет узнать. Это также способствует пониманию, откуда и куда он движется в учебном процессе, учит целеполаганию и планированию. При объяснении новой темы можно предложить детям использовать следующую таблицу, делая пометки в зависимости от отношения к данной информации: Я это знал(а); Это для меня абсолютно новое;   Я хочу об этом узнать побольше.

Для развития способности детей сравнивать свой ответ с другими, давать оценку деятельности других, находить более верное решение учебной задачи используем такой прием: детям предлагаем выбрать сигнал ответа:

 - Красный круг – сомневаюсь, прошу помощи, могу ошибиться;

 - Синий квадрат – могу доказать.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1) мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности; оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности;

2) через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития;

3) через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов;

4) использование всех вышеназванных приемов и методов оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной, но и личностно-мотивационной сферы учащихся.

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (27.62 kB)
Автор:
учитель начальных классов МБОУ "Средняя школа № 31"
Дата публикации: 05.05.2022
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Шевырева Т. П. Формирование положительной мотивации учения у младших школьников // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/104360-formirovanie-polozhitelnoj-motivatsii-ucheniya-u-mladshikh-shkolnikov (дата обращения: 02.05.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию