Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Машенкова Анна Андреевна

Студентка 4 курса, специальность «Преподавание в начальных классах», ГПОУ СО «НТПК №1» г. Нижний Тагил

Аннотация:

В данной статье описываются методы и приёмы технологии развития критического мышления на уроках математики в начальной школе. Представлена краткая характеристика данной технологии, краткая характеристика курса математики, описание некоторых приёмов и опыт учителя начальных классах.

Ключевые слова:

Технология развития критического мышления, приёмы, математика, приёмы развития критического мышления, урок.

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с помощью логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Этому процессу присуща открытость новым идеям.

Авторы технологии предлагают строить урок по привычной схеме: «введение – основная часть – заключение, для того чтобы дать детям возможность активно работать с получаемым знанием. Подобная же схема действует и при решении проблем: «введение в проблему – подходы к ее решению – рефлексия результата». Итак:

Первый этап – вызов – задачи которого:

  • пробудить к ней интерес;
  • актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;
  • структурировать последующий процесс изучения материала.
  • активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;

Второй этап – осмысление – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения. Функции этапа:

  • ее осмысление;
  • получение новой информации;
  • поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.
  • соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями для того, чтобы создать новое понимание;

Третий этап-размышление:(рефлексия)

  • целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;
  • выражение новых идей и информации собственными словами;
  • выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).
  • анализ всего процесса изучения материала;

Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.

Основными целями начального обучения математике являются:

  • математическое развитие младших школьников;
  • формирование системы начальных математических знаний;
  • воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.

Математика как учебный предмет может быть использована для применения ТРКМ для развития критического мышления у младших школьников.

Приёмы развития критического мышления

I.                    Стадия «Вызова»

Название приёмов

Описание приёмов

1

2

«Корзина идей»

В символическую «корзину» дети «кладут» все имеющиеся у них знания по изучаемой теме.

«Загадка»

Тема урока зашифрована в виде загадки или загадки-описания

«Отсроченная догадка»

Дети высказывают предположения по заявленной теме урока. Но все же вопрос остаётся открытым почти до конца урока. В конце урока на него дети должны самостоятельно дать ответ.

«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»

В левой части – простые («тонкие») вопросы, в правой – вопросы, требующие более сложного, развернутого ответа.

Таблица «ЗХУ» («Знаю – Хочу знать – Узнал»)

1 шаг: до знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».

2 шаг: по ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».

3 шаг: подведение итогов, сопоставление содержания граф.

«Да – нетка»

Учитель зачитает утверждения, связанные с темой урока, учащиеся записывают ответы в виде: «да» или «нет».

«Проблемный вопрос»

Урок начинается с вопроса, записанного на доске. Ответ на него учащиеся получают в ходе урока.

«Верные – неверные утверждения»

Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока.

II.                 Стадия осмысления

«Инсерт» или «Чтение с пометами»

Позволяет информацию разделить на известную, новую, интересную, непонятную. Во время чтения текста ученики делают на полях пометки. После чтения обсуждают маркировки текста. Данный прием напоминает прием «ЗУХ»

Маркировка:

" V "новое для меня

" + " знал ранее

" - " удивило меня

" ? " не очень понятно

«Дерево предсказаний»

Ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

«Круги по воде»

Опорное слово - это изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути, это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.

«Бортовой журнал»

Это способ визуализации материала. Учащиеся записывают ответы на следующие вопросы:

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал из текста?

«Логическая цепочка»

После чтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов.

III.              Стадия рефлексии.

«Верные – неверные утверждения»

На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были действительно верными. При обобщении и систематизации знаний этот прием можно использовать только на стадии рефлексии для получения обратной связи.

«Письмо к учителю»

Учитель предлагает учащимся написать «Письмо» к учителю (маме, инопланетянину, сказочному герою и т п).

Памятка написания письма.

1.         Я прочитал(а) рассказ.

2.         Больше всего запомнилось.

3.         Понравилось.

4.         Не понравилось.

5.         Мое эмоциональное состояние.

1.         Этот рассказ учит меня.

«Пятиминутное эссе»

Эссе – письменные размышления на заданную тему. «Пятиминутное эссе» помогает учащимся подытожить свои знания по изучаемой теме, учитель просит учащихся выполнить следующие задания:

-                   написать, что нового узнали по данной теме;

-                   задать вопрос, на который они не получили ответа.

Учитель собирает работы и использует их при планировании последующих уроков.

«Напишите письмо»

Разновидность эссе – прием, когда учащимся нужно написать кому-либо письмо от имени героя произведения.

1

2

Опыт работы учителя математики Мартыновой Мариной Викторовной.

На базе школы, в параллели 4 классов (52 человека), поступивших в 2016 году в первый класс, Мартынова провела исследование по методике Г.В. Репкиной, Е.В. Заика для выявления уровня сформированности учебной деятельности в начале работы с учащимися. Результаты отрицательные. В основном отмечается средний и низкий уровень сформированности учебной деятельности.

Исследование мыслительной деятельности осуществляла с помощью не менее 7–8 методик. Такое количество необходимо для получения наиболее объективной информации о мыслительной деятельности испытуемых.

Особую роль на уроках Мартынова Марина Викторовна отводила нестандартным задачам и способам нахождения их решения. Кроме того, дети сами искали различные нестандартные задачи, и они их разбирали в классе.

Формы работы тоже использовались различные. Это и групповая работа на уроке, индивидуальная.

После проведенной работы на уроках математики, способствующей формированию критического мышления у младших школьников, в конце 1 полугодия 2019 года Мартынова выявила уровень развития критического мышления у тех же учащихся. Видна положительная динамика роста критического мышления в каждом классе.

Современный этап научного знания характеризуется высоким интересом к проблеме критического мышления, обусловленным ее ролью в развитии личности, общества и государства. Сложившаяся ситуация в обществе такова, что человеку приходится быстро меняться, постоянно расти и развиваться, чтобы быть востребованным. Критичность мышления позволяет человеку находить верные пути решения проблем и не только в учебе. Она создает благоприятные предпосылки для развития личности в целом, способствует ее самораскрытию, самореализации, самодостаточности и толерантности. Развивает умение работать с информацией, учит разностороннему и объективному мышлению.

  1. Мартынова М.В. Развитие критического мышления на уроках математики в начальных классах – URL https://infourok.ru/razvitie-kriticheskogo-myshleniya-na-urokah-matematiki-v-nachalnyh-klassah-4235804.html
  2. Моро М.И. Математика. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы : учеб. пособие для общеобразовательной организаций / М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова— 5-е изд. — Москва : Просвещение, 2021. — 144 с.
  3. Непряхин Н. Что такое критическое мышление – URL https://trends.rbc.ru/trends/education/5e0608ea9a7947fa3c1bcf34 (14.12.2021).
  4. Петрова Е.П. Применение технологий «Формирование критического мышления младших школьников в учебном процессе» - URL https://урок.рф/library/formirovanie_kriticheskogo_mishleniya_164633.html
  5. Приемы технологии развития критического мышления в обучении младших школьников – URL https://kiro-karelia.ru/activity/journal/nomera/priemy-tehnologii-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya-v-obuchenii-mladshih-shkolnikov#:~:text=%
Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (24.21 kB)
Автор:
студентка 4 курса ГАПОУ СО "НТПК №1"
Соавтор:
Дата публикации: 22.11.2022
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Машенкова А. А. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/108672-ispolzovanie-tekhnologii-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya-na-urokakh-matematiki-v-nachalnoj-shkole (дата обращения: 01.05.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Скачать сертификат соавтора
  Заказать рецензию на публикацию