Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Спорт как система формирования морально-нравственных ценностей

Аннотация

         В статье автор рассматривает  роль спорта как одного из средств, способного целенаправленно влиять на формирование представлений о моральных нормах, духовных ценностях и нравственном поведении человека.

Annotation

        In the article, the author considers the role of sport as one of the means capable of purposefully influencing the formation of ideas about moral norms, spiritual values and moral behavior of a person.

         Ключевые слова: спорт, морально-нравственные ценности, физическая культура, этика.

        Keywords: sports, moral values, physical culture, ethics.

      «В здоровом теле – здоровый дух» - это не просто стандартное и уже распространенное выражение, это – констатация факта, говорящая о том, что человек занимающийся физической культурой и спортом приобретает высокие моральные и нравственные качества, поэтому влияние физического воспитания на подрастающее поколение не может быть переоценено. На сегодня физическое воспитание занимает  особенное место в жизни социума, которому еще не было аналогии на протяжении  истории. Проблемам физического воспитания уделяют внимание медики, психологи, педагоги, философы и социологи, физическая культура уже даже стала неотъемлемой частью политики. На фоне важно, чтобы физическая культура преследовала исключительно гуманистические идеалы и учувствовала в формирование жизненно важных ценностей общества. Физическая культура заняла одно из ведущих мест в деле по воспитанию, формированию нравственных и духовных ценностей у подрастающего поколения. Здесь необходимо обратить внимание на личность спортсмена – каково его развитие и ценность как человека и как члена общества, в связи с этим спортсмен должен быть для подрастающего поколения не просто идолом, либо эталоном развития физических параметров человека, а идеалом, в первую очередь, человека и гражданина, овладевшего всеми ценностями культурного наследия человечества, и, конечно, овладевшего богатствами физического воспитания и спорта[1]. В настоящее время проблема нравственного воспитания является одной из наиболее актуальных, так как ни для кого не секрет, что с раннего детства нужно воспитывать в детях патриотизм, гуманизм, сострадание.

        Что же такое спорт? И почему занимающиеся спортом люди обладают высокими морально-нравственными качествами? В общепринятом смысле этот термин включает в себя все формы физической деятельности (от поездки на велосипеде с друзьями до финальной игры чемпионата мира по футболу). Но столь широкое определение мало применимо. Более строгая характеристика подводит нас к пониманию спорта как институциональной, состязательной физической активности, исторически и структурно связанной с индустриальным обществом. Будучи особо распространенным в обществах, основанных на конкуренции, спорт – это одновременно состязание, регулируемое определенными правилами, позволяющими осуществлять градацию людей по их физическим способностям. Следовательно, состязательный спорт, характеризующийся постоянным стремлением к результативности, – явление относительно новое. Известный нам сегодня спорт существовал не всегда. В таком случае возникает вопрос: какие ценности действительно несет в себе современный спорт? И не существует ли пропасти между ценностями, которые он провозглашает, и теми, которые он реализует на практике? Кант говорил, что постулатом нравственности является существование Бога. Основатель современных Олимпийских игр Пьер де Кубертен также выводит нравственные понятия из религиозной идеи. В своем «Обращении к спортивной молодежи всех наций» (1927 г.) он провозглашает: «Возрождая институт двадцатипятивековой давности, мы хотим, чтобы вы стали приверженцами религии спорта, такой, какой ее представляли себе наши великие предки. В современном мире, располагающем огромными возможностями, но стоящем на пороге упадка, олимпийское движение может стать школой высоких нравственных принципов, а также выносливости и физической энергии». Кубертен был уверен, что спорт, подобно религии, «тесно связан с нравственностью». Подобно религии, он внушает уверенность и дает утешение. Повсеместная спортивная практика послужила бы базисом для разностороннего социального и этического обновления, способного сформировать новую цивилизацию. Спорт, по его мнению, призван освободить мир от всех зол (алкоголизма, безнравственности, насилия, праздности) и воссоздать атмосферу согласия, покончив раз и навсегда с классовой борьбой.

         Философско-религиозная доктрина Кубертена воодушевила огромное число мыслителей, журналистов и писателей прошлого и настоящего, которые слепо верят в целительные свойства спорта и его способность «совершенствовать душу путем совершенствования тела». Морис Бакэ, теоретик Французской коммунистической партии, в разгар войны в 1942 г. писал, что физическая активность ведет нас «к созданию античного идеала: гармоничной личности, прекрасного, доброжелательного и смелого человека как в спорте, так и в жизни». Основное правило в спорте – честная игра. Честность гарантирует подлинность ценностей, установленных на поле. Она наполняет спортивный мир гуманизмом… Будучи фактором самоутверждения личности и необходимым элементом социальной организации, спорт способствует прогрессу человечества»[2].

         Для сторонников спорта он выступает в качестве средства проявления высоких человеческих достоинств, таких как: мир, дружба, взаимопонимание и культурное взаимообогащение народов, всестороннее и гармоничное развитие личности и ее культуры [3]. Обращение к принципам этики как науки о морали и нравственности, и спортивной этики, позволяет обрести гармонизацию в формировании личности юных спортсменов. Этика, в том числе и спортивная, является отражением человеческого и общественного идеала. Для формирования личности спортсмена важно то, что подлинная этика в спорте связана с такими ценностными понятиями, как патриотизм, долг и ответственность, дружба и коллективизм, честь и достоинство, справедливость и бескорыстие. Именно поэтому спортивная этика изучает, среди прочих, и проблемы нравственного воспитания спортсменов.  Нормы спортивной этики заключаются в том, что каждый спортсмен должен: 1) считать преданность делу спорта, честность, принципиальность, беспристрастность, справедливость, прямоту и благородство главными моральными принципами и следовать им в своей деятельности; 2) любой ценой защищать здоровье спортсменов и содействовать их благополучию; 3) не идти ни на какие компромиссы, вступающие в противоречие со справедливостью и порядочностью; 4) публично, невзирая на лица, разоблачать любую коррупцию и нечестность; 5) противостоять расовой, национальной и религиозной дискриминации, решительно пресекать ее и не иметь дела с теми, кто ее проповедует; 6) не использовать средства массовой информации для дискредитации и оскорбления спортивного сообщества; 7) воздерживаться от неэтичного поведения, которое могло бы бросить тень на

людей, связанных со спортом; 8) не добиваться материальной выгоды за счет ущемления интересов коллег и спортсменов; 9) соблюдать равенство людей, уважать их права, 10) не заниматься какой-либо деятельностью, которая может привести к конфликтной ситуации или несправедливым решениям во время соревнований.

      По сути, значение этики для формирования личности спортсмена заключается в особой моральной ответственности спортсмена перед обществом, в формировании нравственных отношений в спорте. При этом формирование личности спортсмена зависит от конкретной системы нравственного воспитания, выбранной тренером в качестве ориентира, от сознательной активности личности спортсмена, реализующего и транслирующего моральное сознание, нравственные отношения и нравственную деятельность в тренировочной и соревновательной деятельности по отношению к болельщикам, другим спортсменам, тренерскому и вспомогательному составу, судьям. Спортсмен становится носителем особой общественной миссии.

       Можно с уверенностью сказать, что спорт имеет нравственно-эстетические и социальные механизмы влияния на гармоничное формирование личности. Физическая культура и спорт в наше время приобрели большую социальную силу и значимость. Физическая культура и спорт являются не только одним из лучших способов физического развития человека, укрепления его здоровья, а так же сферой общения людей, прекрасной формой проведения досуга, влияет так же на другие стороны человеческой жизни: авторитет в обществе, трудовую деятельность, эстетические идеалы и ценностные ориентиры. Спорт предоставляет человеку большие возможности для развития, утверждения и выражения своих качеств, для укрепления чувства патриотизма и сплочения людей. Физическая культура и спорт рассматриваются как важнейшее средство воспитания человека, гармоничной, духовно богатой и физически развитой личности. Спорт является механизмом нравственно-этического воспитание человека. Отличительная особенность спорта — принцип соревновательности, который влияет на морально –этическое формирование личности, поскольку вырабатывает у человека жизненные качества, помогающие достичь целей, успеха. В любом виде спорта соревнования проводятся по жестоким правилам. Действующий регламент регулирует не только сам ход соревнований, но и подготовку к ним. Так у спортсмена формируется моральный настрой на победу. Они требуют от спортсменов в каждом виде спорта конкретных проявлений физических качеств, волевых усилий, определённых свойств мышления, допустимого уровня эмоционального возбуждения. Необходимость проявлять требуемые качеств приводит к их развитию. Правила соревнований построены на основе «жесткого соперничества». Целеустремленность спортсменов на завоёвывание первых мест в соревнованиях побуждает спортсменов и тренеров идти к намеченной цели разными средствами, не выходящими за рамки дозволенного. Так построен российский спорт, в котором соблюдаются все установленные правила, то есть наш спорт честен, что нельзя сказать о спортсменах некоторых других государств. Поэтому, спорт должен иметь своим призванием нравственно-этическое влияние на людей и потребность в честных результатах. Одним из важнейших качеств спортсмена является целеустремлённость. Целеустремлённого человека отличает умение направлять свою деятельность в соответствии с главным мотивом. В этом и заключается сложность в проявлении волевых качеств и усилий, направленных на долгожданный результат, а не на работу «по верхушкам». То есть воля спортсмена демонстрирует и позволяет назвать спорт большим, профессиональным, высоким.

        Физкультурно-спортивное движение и спорт являются значимым фактором нравственного воспитания человека. Ничто так не объединяет жителей планеты, как Олимпийские игры, которые привлекают внимание миллионов людей. Олимпийские законы честности и благородства в спорте нравятся детям, потому что они хотят следовать чему-то и соблюдать какие-то правила. Процесс физического воспитания, события спортивной жизни оказывают большое влияние на взгляды и мировоззрение, на настроение и поведение, как участников, так и болельщиков. В физическом воспитании заложены благоприятные возможности для осуществления нравственного воспитания юных спортсменов. Они заключаются в следующем: волевой характер, физическая подготовка, неподверженность депрессиям. Человек, занимаясь физкультурно-спортивной деятельностью, общаясь с людьми, имеющими с ним общие интересы, являясь членом определенной группы, носителем определенной субкультуры, не может избежать влияния принятых в этой группе норм поведения. Время, развитие, диалог в культуре, в том числе физической культуре и спорте и во всех других областях жизни, востребовали учащуюся молодежь, способную к сотрудничеству, толерантную в отношениях к окружающему миру, по-настоящему нравственную в своей деятельности. За любым спортсменом стоят люди, которые помогали ему, которые способствовали его продвижению по спортивной линии. Для успешного воспитания спортсмена как нравственной личности от современного тренера-преподавателя требуется знание не только основ специализации, владение методиками обучения, знания анатомии, возрастной педагогики и психологии, но и высокая культура и эрудиция, терпение, талант педагога и положительные человеческие качества. Нравственное и физическое воспитание не должны быть никак разделены, потому что они представляют единое целое, и в спорте и в жизни общества тоже.

       Спорт формирует самокритичность и здравость критики. Мы все живем в обществе, социуме. Общество в целом устанавливает определенные рамки и уровни. В спорте так же. Наивысший результат одного спортсмена становится общепринятой планкой, и остальные участники спорта ориентируются этой планки, которая с каждой игрой растет. Такую планку в спорте, так же, как и в общей психологии, можно назвать степенью притязаний человека. Степень притязаний в спорте — то, к чему стремится спортсмен, чего хочет достичь. Степень притязаний спортсмена является необходимым условием спортивной деятельности. Именно постоянно возрастающая планка в мире спорта заставляет спортсмена не останавливаться на достигнутом, а продолжать усовершенствовать свои результаты, «не складывать руки» на достигнутом. Это является отличительной особенностью Советского и Российского спорта, примером можно привести художественную гимнастику, фигурное катание, синхронное плавание («российским русалкам нет равных»), хоккей, легкую и тяжелую атлетику, единоборства (российские борцы отличаются особой силой, выносливостью, порядочностью в игре и целеустремленностью, примером можно привести многих, в том числе и Федора Емельяненко, Дмитрия Лебедева и др.), горнолыжный спорт, плавание. Спорт не только развивает мускулы, но и закаляет силу духа. Спорт оказывает на формирование личности колоссальное влияние и заполняет внутренний мир человека так, что в нем не остается места на вредные привычки, на саморазрушительные мысли и мотивы. Воля совершенствуется под воздействием спортивных нагрузок, преодоления препятствий и режимного тренинга. Спортивные тренировки и соревнования связаны с возникновением разнообразных преград и трудностей. Дискуссии о теории и практике волевой подготовки спортсменов привлекают большое внимание и носят актуальность у педагогов –тренеров, специалистов по подготовке спортсменов, у мастеров, работающих с олимпийскими чемпионами. Так, профессор А. Ц. Пуни в своей работе писал следующее: «Целеустремлённость — проявление воли, характеризующееся ясностью целей и задач, планомерностью деятельности и конкретных действий, сосредоточенностью действий, мыслей и чувств на непреклонном движении к поставленной цели. Настойчивость и упорство — проявление воли, характеризующееся длительным сохранением энергии и активности в борьбе за достижение цели и преодоление многих, в том числе неожиданно возникающих препятствий. Решительность и смелость — проявление воли, характеризующееся своевременностью и обдуманностью их реализации в практических действиях, отсутствием боязни принять ответственность за решение и его исполнение даже в условиях риска и опасности. Инициативность и самостоятельность — проявление воли, характеризующееся новаторством, творчеством и быстротой мышления в действиях, направленных на достижение цели, отсутствием ориентировки на помощь извне, устойчивостью по отношению к внушающим влиянием других людей и их действий. Выдержка и самообладание — проявление воли, характеризующееся сохранением ясности ума, возможностью управлять мыслями, чувствами и действиями в условиях эмоционального возбуждения или подавленности, интенсивных напряжений, утомления, возникновения неожиданных препятствий, неудач и влияния других неблагоприятных факторов» [4]. В качестве примера можно привести достижения наших параолимпийцев. Это пример наивысшего проявления воли, работы над собой, преодоления себя, обретения нового смысла жизни, второе рождение. Таким образом, видно, что спорт влияет на формирование не только отдельной личности, но и определенной группы людей, всего государства в целом, общенациональной самооценки [5].

      Таким образом, мир нравственных явлений спорта необычайно богат, и его непременно должен познать каждый гражданин нашей великой страны. Этот мир, в особенности наша страна, создает огромные возможности для нравственного развития личности. Наблюдение за спортивным зрелищем, обладающим волевыми, духовными качествами, занятия спортом и связанные с этим не только созерцание его эстетических и нравственных ценностях, но и активное, творческое участие в разнообразных формах деятельности по их созданию - эти части развития общества приобщают человека к проявлению его скрытых способностей, о которых он не знал, для развития у него волевых способностей во всем многообразии их проявлений: от способности чувствовать и переживать все, наслаждаться полученной победой и правильно оценивать, что ты извлек из этого события для своего нравственного и морального воспитания. Учитывая важную нравственную значимость спорта нельзя рассматривать его как элемент лишь физической культуры и к этому сводить все его культурное содержание. Такой подход к оценке культурного значения спорта настолько широко распространен, что приобрел характер постулата. В той мере, в какой со спортом связаны нравственные ценности, он проявляет себя как феномен не только физической, но также духовно-моральной и волевой культуры.

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (30.60 kB)
Автор:
Курсант, Уральский институт ГПС МЧС Росии
Соавтор: Петухова Татьяна Николаевна
Доцент кафедры философии и гуманитарных наук
Дата публикации: 30.11.2022
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Юзеев И. С. Спорт как система формирования морально-нравственных ценностей // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/108954-sport-kak-sistema-formirovaniya-moralno-nravstvennykh-tsennostej (дата обращения: 02.05.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Скачать сертификат соавтора
  Заказать рецензию на публикацию