Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Современные подходы к обучению детей вокалу

Современная педагогика предлагает различные подходы к обучению, в зависимости от поставленных целей и задач. В педагогике под подходом понимается совокупность приемов и методов, применяемых в процессе обучения. Рассмотрим наиболее распространенные подходы: Личностно-ориентированный подход - один из наиболее значимых подходов в педагогике, в том числе и вокальной. Данный подход подразумевает обучение, содержание и цели которого заключаются в приобретении личного опыта и смысла для каждого ученика. Как правило, обучение вокалу проходит в форме индивидуальных занятий, на которых реализуется индивидуальный подход к обучению и все внимание педагога адресуется конкретному ученику. Так, М. Ю. Викат считает, что индивидуальный подход в процессе вокального обучения детей занимает особое место, так как именно певческая деятельность характеризуется ярким проявлением индивидуальных особенностей и качественным своеобразием музыкального развития детей. Помимо положительных качеств данный подход имеет и отрицательные черты, заключающиеся в отсутствии регулярных сценических выступлений на публике, возможного снижения интереса к обучению, препятствий в развитии коммуникативных навыков. Решением проблемы может послужить введение индивидуально-групповой формы занятий. В музыкально-образовательной практике достаточно часто используется дифференцированный подход, который позволяет учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка, создавая при этом условия для его полноценного певческого развития параллельно в трех интонационных группах, деление на которые происходит по результатам прослушивания (Ю. Б. Алиев и Н. А. Орлова). В первую группу следует распределять правильно поющих детей без какой-либо помощи, а также детей, поющих правильно с поддержкой инструментального сопровождения или голоса педагога. Группа может быть не однородной. Во вторую группу относятся дети, способные приблизительно воспроизвести мелодию. Ребята, относящиеся к этой группе, нуждаются в постоянной поддержке музыкального сопровождения, а также голоса педагога, так как в таких условиях они чувствуют себя уверенней, а пение становится точнее. Дети, по тем или иным причинам не умеющие петь верно совсем относятся к третьей группе. Как правило, дети, относящиеся к данной группе, не могут повторить мелодию песни даже примерно, вместо этого они сочиняют какую-то свою мелодию на заданный текст. Ритмический рисунок также обычно не выполняется. Эти ребята не всегда могут повторить отдельные звуки, за исключением тех нескольких звуков, которые им удобно петь. Именно эта группа вызывает наибольшие сложности для педагога, которому следует не выпускать этих детей из вида, добиваясь развития слуха и голоса. Развитие детей данной группы, как правило, происходит медленно.

Компетентностный подход в обучении детей вокалу. Компетенция представляет собой круг вопросов, в которых данное лицо обладает знаниями, опытом и авторитетностью. Компетентностный подход предполагает переход от теоретических знаний к практическим, путем усиления предметно-профессионального аспекта. Главной задачей компетентностного подхода является развитие у обучающихся ключевых компетенций, способствующих реализации полученных знаний и решению поставленных задач. В рамках вокальной педагогики компетентностный подход преследует целью - развитие компетенций в овладении определенными вокально-техническими способами, необходимыми для дальнейшей вокальной деятельности (Е. М. Барвинская). В результате обучения пению ученик должен овладеть такими компетенциями как:

  • Ценностно-смысловая, представляющая собой навык осознания художественной ценности того или иного произведения, музыкального образа, присутствующего в нем, а также духовно-эстетического смысла, исполняемого произведения;
  • Интеллектуальная, заключающаяся в художественно-творческом мышлении;
  • Творческая, включает в себя развитие у ученика способностей интерпретирования произведений;
  • Вокально-техническая, подразумевающая развитие, дальнейшее совершенствование и самосовершенствование мастерства обучающегося;
  • Информационную, заключающуюся в способности находить, анализировать, систематизировать, обобщать, а также творчески преобразовывать полученную информацию;
  • Практическую, формирующую навыки пения в коллективе, чтения с листа, сценического мастерства и опыт выступлений на сцене, транспонирования.

Стилевой подход обучения является средством развития личности ученика, расширяющий его исполнительскую культуру, музыкальный вкус, а также художественный кругозор.  Данный подход нацелен на формирование у обучающихся осознанного стилевого восприятия музыкальных произведений учащимися. Понимание ими стиля, музыкальных характеристик произведений и способов исполнения.

Важную роль в процессе обучения пения играет применение культурологического подхода, целью которого является овладение учащимися основами человеческой культуры.В силу того, что вокальное творчество является одним из сильнейших средств формирования духовного мира детей, необходимо уже с самого начала обучения воспитывать высокие нравственные качества, развивать способности восприятия и понимания прекрасного, а также формировать эстетические вкусы.

Наряду с культурологическим подходом нельзя не отметить антропологический, восходящий к теории К. Д. Ушинского. Подход ориентирован на индивидуальные способности ребенка при составлении учебного плана и формировании репертуара. К. Д. Ушинский писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Данный подход основан на гуманистических принципах, заключающихся в приобщении ребенка к общекультурным ценностям, формировании потребностей к самореализации и самосовершенствованию, а также развитие его творческих способностей.

В настоящее время все больше развивается интерактивный подход. Данный подход нацелен на выполнение обучающимися конкретных заданий с целью изучения нового материала. В вокальной педагогике интерактивный подход может быть реализован через:

  • Творческие задания, помогающие найти собственное «правильное» решение и мотивирующее учащегося.
  • Использование общественных ресурсов, заключающееся в посещении концертных площадок, театров, мастер-классов и семинаров с привлечением известных педагогов и известных деятелей культуры.
  • Социальные проекты, реализующиеся через участие в конкурсах, фестивалях.
  • Изучение нового материала с последующим его закреплением. На данном этапе возможна работа с наглядными материалами в виде таблиц и плакатов, использование аудио- и видеоматериалов. Наряду с этим возможно применение игрового подхода, так в роли учителя может выступить один из учеников.
  • Использование презентаций, иллюстрирующих рассказ учителя.

Интегративный подход обучения, под которым понимается тесная взаимосвязь учебных дисциплин. Понятие «педагогическая интеграция» было введено в 1994 году В. С. Безруковой, рассматривающей ее как разновидность научной интеграции. Так, музыка, в том числе и пение неразделимо связаны с такими дисциплинами, как: изобразительное искусство, литература, история, а также иностранные языки. В настоящее время иностранные языки необходимы и одним из методов их изучения является пение на иностранных языках, способствующее более легкому освоение изучаемого языка. Занимаясь вокалом нельзя забывать о гигиене и охране голоса, истории вокального искусства, психологии творчества, актерском мастерстве, а также о всевозможных музыкально-теоретических дисциплинах.

В 20–30-е годы распространение получила технология проблемного обучения, базирующаяся на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи. Большое значение на развитие проблемного подхода оказали работы таких ученых, как: Т. В. Кудрявцева, А. М. Матюшкина, М. И. Махмудова,

В. Оконя. В вокальной педагогике проблемный подход, способствует организации педагогом самостоятельной деятельности учащегося, в ходе которой усваиваются новые певческие знания, развиваются способности. В рамках данного подхода педагог ставит перед учеником проблемную задачу, справедливость выдвинутого решения которой необходимо доказать ученику.. Цель проблемного подхода заключается в том, чтобы научить ученика переносить и применять полученные знания на практике, развивать певческие умения, а также аналитическое мышление. Применение проблемного подхода возможно при возникновении таких проблем, как: певческое дыхание, использование резонаторов в процессе пения, эмоциональное исполнение произведений и многих других. Помимо всего прочего, проблемный подход позволяет учащимся использовать методы: наблюдения, анализа, сопоставления данных.

Эвристический подход, предполагающий формирование педагогом проблемы с постоянным обращением к учащемуся с просьбой сформулировать или оценить гипотезы, а также предложить варианты решений поставленных вокальных задач в процессе объяснения темы (Д. Б. Кабалевский). Так, технологические приемы исполнения меняются в зависимости от эмоционального наполнения. Особенность данного подхода заключается в том, что в традиционной модели образования ученик изначально получает знания, через освоение прошлого опыта, а лишь потом применяет их на практике. При эвристическом обучении певческие навыки приобретаются в процессе решения вокальных задач под руководством педагога в соответствии с индивидуальными способностями и психофизическими возможностями. Эвристический подход используется и в целях приближения обучающегося к самостоятельному решению познавательных проблем, раскрытию индивидуальных возможностей.   

Исследовательский подход предполагает, что осознав проблему, ученик способен самостоятельно сформулировать задачу и решить ее, самостоятельно и последовательно выдвигая и обсуждая гипотезы, после чего находя способы их проверки. Главной задачей педагога , помимо обогащения новыми знаниями и их закрепления, является развитие творческого мышления детей, формирование у них познавательной активности, развитие креативности.. В основе системного подхода лежит принцип системности, который основывается на том, что необходимые теоретические знания должны преподноситься ученику в виде системы в доступной форме и без отрыва от живого художественного и практического материала.

Деятельностный подход заключается в организации учебного процесса, главное место в котором отводится активной, разносторонней, а главное, самостоятельной познавательной деятельности учащегося. Он предполагает наличие познавательного мотива, проявляющегося в желании узнать, открыть что-то новое, научиться, а также конкретной учебной цели; выполнение учеником определенных действий с целью приобретения недостающих знаний и навыков; выявление и освоение действия, которое впоследствии позволит применять полученные знания и навыки; формирование самоконтроля у учащихся.

Важно, чтобы музыка и пение увлекали детей, и им это нравилось, тогда занятия дают хороший результат. Немаловажны и отношения между учеником и педагогом, атмосфера на уроке, которая также влияет на результат. Находясь на уроке, ученик должен чувствовать себя свободно и раскованно. Педагогу следует детально изучить психику ребенка. Смущающегося ребенка нужно подбодрить, так как с такими детьми работать намного сложнее, особенно на первом этапе. Хотя и излишняя эмоциональность ребенка часто мешает правильному пению и учебному процессу в целом. Еще И. И. Левидов в своей работе отмечал, что спокойная обстановка занятий, товарищеский контакт между учащимся и педагогом, полное доверие к последнему играют решающую роль, а правильно организованные занятия показывают плодотворное влияние на все поведение учащегося!

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (21.24 kB)
Автор:
педагог дополнительного образования МАУДО ЦДО
Дата публикации: 10.12.2022
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Кизименко И. П. Современные подходы к обучению детей вокалу // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/109372-sovremennye-podkhody-k-obucheniyu-detej-vokalu (дата обращения: 28.04.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию