Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Портрет выпускника начальной школы

Главная цель начального образования – сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, его физического и психического развития, формирование умения учиться.
 Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна прежде всего личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения.
       «Портрет» выпускника начальной школы:
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Выпускник начальной школы - это школьник, который уже понимает свое место в коллективе, понимает себя, умеет ставить перед собой вопросы "Что я?" и "Зачем я?" Для этого формируется умение ставить перед собой цель и планировать ее достижение, в основном уже самостоятельно. Если эти качества формируются в процессе обучения, это помогает ему стать организованным, коммуникативным, толерантным, умеющим самостоятельно овладевать знаниями.
Ведущими характеристиками выпускника начальной школы в перспективе должны стать: способность самостоятельно мыслить, анализировать любой вопрос; умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения; наличие представлений о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу.

Ключевые компетенции выпускника начальной школы:
1. Учебно-познавательные. (Ученик добывает знания непосредственно из окружающей действительности, владеет приёмами решения учебно-познавательных проблем, действий в различных/ нестандартных ситуациях. Например, на уроках используется следующий прием:
Играют несколько команд. У каждой команды на столе лежит таблица с темами. После выбора темы и номера вопроса, дети вычёркивают его из таблицы. В каждой теме 3-5 вопросов. Вопросы даются по степени сложности. Игроки имеют право выбора темы и вопроса. Если команда не успела дать досрочный ответ, то игроки каждой команды свои ответы записывают на листочке. За правильный ответ каждая команда получает одинаковое количество удвоенных баллов, в зависимости от того, на сколько оценен этот вопрос. Каждая команда имеет право дать досрочный ответ, если это их ход. Если команда даёт досрочный ответ, то получает количество баллов, соответствующее вопросу. На это отводится 5 секунд. Остальных игроков не спрашивают. Команда, давшая неправильный ответ, будет оштрафована на то же количество баллов. За выкрикивание, подсказку команды будут оштрафованы 5 баллами.
Прием «Разведчик». Участвует несколько команд. Каждой из них дается задание (задание является общим для всех). Нужно продумать несколько вариантов решения. Затем за столом остается человек, который сможет описать это решение. А все остальные отправляются в "разведку", узнают, какие пути решения этой ситуации придумали другие команды. По возвращению и обсуждению выбираются наиболее интересные предложения решения этих ситуаций
2. Ценностно- смысловые компетенции. (Связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение.)
Прием «Радуга». Данный приём применим на этапе проверки домашнего задания или на уроке вида "Урок наоборот". На предыдущем уроке учащиеся объединяются в группы по разделам/темам изучаемого материала. К уроку, на котором изучаемый представляется, они становятся "специалистами" по своей теме. В первой части урока каждая группа выполняет пересказ своей темы. Во второй части урока группы формируются так, чтобы в каждой группе присутствовали "специалисты" по разным темам. Таким образом во второй части урока в каждой группе прозвучит всё содержание изучаемой темы. Далее учитель может провести тест/письменный опрос учащихся по теме или предложить выборочно какой-либо из групп отчитаться о проделанной работе/пересказать. Приём "радуга" эффективно показал себя на уроках литературного чтения, окружающего мира.
3. Коммуникативные компетенции. (Навыки работы в группе, коллективе с различными социальными ролями. Ученики должны уметь распределять роли, ставить перед собой задачи, планировать собственную деятельность по достижению цели, анализировать и корректировать работу группы, вести дискуссию)
Прием «Пятиминутка». Роли: "учитель" и 3 "ученика". Проводится в начале или конце урока с предварительной подготовкой. Дети, которые хотят взять на себя роль учителя и учеников, заранее вносят эту информацию в лист самозаписи. Ребенок-учитель обозначает тему, по которой будет проходить 5-минутка. Дети, которые выступают в роли учеников, отмечают, как они будут выполнять эту работу, как контрольную (с обязательной оценкой) или как тренировочную (проверочную, в этом случае ставятся только "4" и "5" по желанию ученика). Остальные ученики класса работают на накопительный балл (три набранных балла в течение недели за безошибочно выполненные задания дают ребенку "5"). Если ребенок-учитель записался, но не подготовил задания, то он записывается на другой день и уже не оценивается (учим ответственности). После проведения 5-минутки дети (учитель и ученики) проверяют выполнение задания и проводят самооценивание с анализом допущенных ошибок. После урока в любое время в течение дня дети-ученики сдают в любой форме (можно устно) ребенку-учителю, правильно выполненное задание, в котором допустили ошибку. 4. Информационные компетенции
Учащиеся на некоторых уроках проектной деятельности обучаются работе на компьютере, овладевают программами Word и Power Point; учатся составлять текст выступления, презентацию, подбирают иллюстративный материал в Интернете по теме. На уроках учащиеся выполняют учебные проекты с применением компьютера.
5. Здоровьесберегающие компетенции.
Знание и соблюдение норм здорового образа жизни; знание и соблюдение личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность в выборе образа жизни.
На уроках используются кинезиологические упражнения - это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие. В комплексы упражнений включены: растяжки, дыхательные, телесные, глазодвигательные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж.
Таким образом, формирование основных компетенций закладывает основы для формирования субъектности выпускника начальной школы: способность занимать в обучении активную позицию; сформированность собственного (позитивного) отношения к учебной деятельности; выработанность индивидуального стиля ее осуществления; способность мобилизовать интеллектуальные и волевые усилия для достижения учебных целей; способность проектировать, планировать и прогнозировать учебную деятельность; способность инициировать свою познавательную активность на основе внутренней положительной мотивации.
Таким образом, планирование субъектной позиции школьника - необходимое условие формирования компетенций личности. Способность проектировать и прогнозировать свои поступки и поведение, самостоятельно искать новые способы решения школьных учебных задач, быть активным в принятии решений, готовность брать ответственность на себя, соблюдать баланс общих и личных интересов, сформированные в учебной деятельности и ставшие его личностной характеристикой, обучающийся переносит и при решении жизненных вопросов. И тогда наши выпускники, вступая во взрослый мир, не будут беспомощны, пассивны и инертны в решении жизненных проблем, смогут быстро включаться в социальную жизнь гимназии и страны.

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (16.95 kB)
Автор:
учитель начальных классов, АНО "Павловская гимназия"
Дата публикации: 10.05.2023
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Барулина О. А. Портрет выпускника начальной школы // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/113346-portret-vypusknika-nachalnoj-shkoly (дата обращения: 03.05.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию