Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Формирование здорового образа жизни у младших школьников

«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

(В.А. Сухомлинский)

Здоровье – главная ценность любого человека. Это слово является одним из самых частых, которое использует человек. Даже приветствие при встречах мы связываем с этим словом: “здравствуйте”, “будьте здоровы”, тем самым желаем близким и дорогим людям доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Поэтому для того, чтобы обладать хорошим здоровьем, нужно вести здоровый образ жизни.

Проблема здорового образа жизни в наше время является одной из самых трудных и актуальных. Ведь главное достояние любого государства, основное богатство – это его граждане. Для того, чтобы государство могло нормально существовать и стабильно развиваться, ему необходимо здоровое, активное население.

«В здоровом теле – здоровый дух». Все мы много раз слышали это изречение. В этой простой фразе заложен глубочайший смысл. Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека (телесной и духовной). Соответственно, здоровый образ жизни человека направлен на физическое и духовное самосовершенствование, на его положительный вклад в общественную жизнь.

Первоначальное воспитание, понятие о том, что хорошо, а что плохо, человек получает в семье. Именно семья во многом определяет, кем станет ребёнок в будущем, в том числе, какой образ жизни он изберёт. Получается, что проблема здорового образа жизни тесно связана с проблемой семьи. Никто не будет спорить, что в здоровой (физически и морально) семье и дети будут здоровыми.

Образ жизни закладывается с детства, отражает обычаи и традиции семьи, этноса и социума, к которым ребенок принадлежит. Для этого с раннего детства нужно учить правильному отношению к своему здоровью. Педагогам и особенно родителям нужно следить, чтобы формирование здорового образа жизни у школьников протекало правильно.

Сохранение здоровья учащихся и формирование потребности в здоровом образе жизни — важнейшая задача начальной школы.

Воспитательная работа в классе строится по 7 категориям формирующих отношений, одним из которых является направление – «Я и мое здоровье», предусматривающее формирование у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, расширение знаний детей о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила.….

Для того, чтобы сформировать у школьника здоровый образ жизни, необходим комплексный подход по отношению к детям. Совместная работа родителей, учителей, психологов и медицинских работников дает реальный положительный результат.

Творческое взаимодействие классного руководителя и родителей в процессе воспитания младших школьников - одна из главных составляющих успеха и личностного роста детей.

Основной целью организации такого взаимодействия является вовлечение семьи в единое образовательно-воспитательное пространство, ведущим субъектом которого должны стать родители. Семья вместе со школой создаёт тот важнейший комплекс факторов и условий воспитывающей среды, который определяет эффективность всего образовательного процесса.

Настоящие, заботливые, вдумчивые родители - главные воспитатели ребенка. Классный руководитель организует взаимодействие семьи и школы, ведет педагогическое просвещение родителей, по мере возможности усиливает их положительное влияние на детей.

Родители поддерживают предложение об основной цели воспитательной системы — создание условий для разностороннего развития личности на основе осознания учащимися ценности здоровья в широком понимании смысла этого слова. Они принимают участие в определении перечня мероприятий, а также в создании модели идеального выпускника начальной школы: здоровый физически и эмоционально, доброжелательный, ответственный, умеющий общаться, с правильной самооценкой, увлеченный какой-либо творческой или спортивной деятельностью, с потребностью в здоровом образе жизни.

Организация сотрудничества родителей и классного руководителя в деле воспитания здорового образа жизни на основе единой педагогической позиции происходит через:

  • Совместные детско-родительские проекты – «Моя семья», «Моя родословная», «Семейные традиции», «Моя малая Родина», и др. С большим интересом ребята совместно с родителями защищают свои творческие проекты с использованием информационных технологий, знакомят родителей с портфолио учеников. Совместная полноценная деятельность сближает родителей, детей и учителя, помогает формировать дружный единый коллектив.
  • Проведение совместных творческих занятий – конкурсы поделок, конкурсы рисунков, сочинений, стихотворений (творческие мастерские) по ЗОЖ.
  • Проведение совместных праздников, конкурсов, родительских собраний – «Папа, мама, я – спортивная семья!», «Папа, мама, я – читающая семья!», «Мы за чаем не скучаем!», «Поймем друг друга», «Минута славы». Родительские собрания, как основную форму коллективной деятельности, стараюсь проводить в нетрадиционных формах: семинарского занятия, деловой игры, диспута.
  • Совместные экскурсии – на природу, прогулки на свежем воздухе, знакомство с историческими памятники, в зоопарк, в этнодеревню, в бассейн «Прима-Зодиак», экскурсия на теплоходе.
  • Беседы, проводимые родителями (врачи, пожарные, педагоги) на тему: “Расскажу я вам, ребята...”.
  • Классные часы, викторины, КВНы по ЗОЖ: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!», «Пейте, дети, молоко, будете здоровы!», «Спортсмены - олимпийцы нашего города», «Сон в нашей жизни», «Правильное питание», «Советы Неболейки» и другие.
  • Традиционные Дни Здоровья (с выездом на природу) – «Мама, папа, я – спортивная семья!», «Веселые старты», «Проводы Масленицы», зимняя игра «Зарница», и др.
  • Консультации для родителей по вопросам ЗОЖ. Они помогают родителям выбрать правильный подход к детям. Главным условием успешности таких консультаций считаю доверительные отношения между мной и родителями.
  • Оформление «Уголка здоровья» и сменных буклетов о ЗОЖ.

Только совместными усилиями, дополняя и поддерживая друг друга, семья и школа могут достигнуть желаемых результатов. И у родителей, и у педагогов цель одна – благо детей, их полноценное и гармоничное развитие.

Благодаря данным мероприятиям, мы сохраняем и укрепляем физическое, психическое и эмоциональное здоровье детей.

Не зря говорят: «Здоровый ребенок – успешный ребенок». Совместная деятельность семьи и школы помогает ребятам самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации, поддерживать культуру здорового и безопасного образа жизни, становиться успешными.

Цивилизованное общество строится здоровыми людьми. Мы говорим: “Будущее наших детей – в наших руках”. Значит, от нас зависит, каким будет здоровье наших детей через год или десяток лет.

 

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (17.31 kB)
Автор:
тренер-преподаватель
Дата публикации: 13.05.2023
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Шваб Г. И. Формирование здорового образа жизни у младших школьников // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/113474-formirovanie-zdorovogo-obraza-zhizni-u-mladshikh-shkolnikov (дата обращения: 27.04.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию