Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА ДОУ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС

С 01 января 2014г. вступил в силу приказ Минобрнауки №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее – ФГОС ДО) .

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию: к структуре программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения программы.

В данном документе определены также и требования к педагогам. Вот некоторые из них:

  • Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста;
  • Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения [1]

Во ФГОСах главное - не результат, а условия. Условия - это социальная ситуация развития ребенка. А так как мы живем в веке новых технологий, когда компьютер прочно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей, вопрос об использовании информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе в рамках введения ФГОС является очень актуальным.

ИКТ – это процессы, использующие совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи информации для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления [6].

Опираясь на исследования ученых (работы Л.Н.Горбунова, М.А.Горюновой, А.А.Елизарова, М.Б.Лебедевой, А.М.Семибратова, О.Н.Шиловой и пр.), можно сделать вывод о том, что наряду с находящимися на поверхности возможностями, которыми обладают ИКТ, есть ряд скрытых преимуществ: 

- трансформирование (преобразование) педагогической деятельности - пересмотр традиционных установок обучения, поиск и выбор педагогических технологий, адекватных ИКТ, переход к личностно-ориентированному обучению, культивирование педагогической рефлексии; 

- формирование сетевых педагогических сообществ на основе новых сервисов Интернет (обмен педагогическим опытом, сетевое взаимодействие на основе обмена знаниями, консультирование, создание коллективных гипертекстовых продуктов); 

- формирование нового типа мышления (самоорганизующий, общественный, экологический тип мышления) [1] 

Результатом реализации развивающего потенциала ИКТ является формирование и развитие ИКТ-компетентности педагога, которую современные исследователи предлагают рассматривать как компонент его общей педагогической культуры, показатель его профессионального мастерства [2].

Одним из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ является наличие специалистов, знающих технические возможности компьютера, имеющих навыки работы с ним, а также четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров. Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, что позволяет увеличить поток информации, касающейся как содержания образования, так и методических вопросов.
Базовой основой системы непрерывного образования является дошкольное образование. Именно на этапе дошкольного детства «закладывается» фундамент знаний о мире, познавательного к нему отношения. Вместе с тем, дошкольное детство – это и период становления личности с ее потребностями, мотивами, способностями, и, конечно же, - возможностями [3].

Реализовать эти задачи в полной мере и объеме, то есть, - «заложить этот фундамент», объективно обусловливающий эффективную дальнейшую  социализацию личности, сможет лишь грамотный, компетентный во всех отношениях педагог, соответствующий требованиям современных трансформаций, происходящим в образовательном процессе.
Учитывая выше сказанное, мы пришли к выводу о необходимости активного внедрения компьютерных технологий в образовательный процесс нашего дошкольного учреждению.

Главной целью внедрения информационных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебно-воспитательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители.

ДОУ «Сказка» оснащен следующими средствами информационно-коммуникативных технологий: компьютер, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, принтеры, сканер, телевизор, музыкальные центры, фотоаппарат, видеокамера.

В нашем детском саду разработана система консультативной методической поддержки педагогов в области повышения ИКТ — компетентности. Перечислим некоторые из них:

- информационный стенд «Научи и помоги». На этом стенде размещена самая актуальная информация, ответы на вопросы педагогов по освоению новых технологий, в т. ч. сети Интернет;

- круглые столы, на собраниях этого типа обсуждаются возможности новых ИКТ, а также демонстрация одним-двумя педагогами работы на компьютере с пошаговым разбором, затем дополнительная информация размещается на информационном стенде «Научи и помоги»;

- краткосрочный проект «Шаг в новый век», суть которого заключается в ознакомлении педагогов, набравших наиболее низкий балл по результатам тестирования, с возможностями современных технических средств, возможностью элементарных операций с ними.

Анализируя деятельность нашего ДОУ, хочется отметить, что использование педагогами ИКТ происходит по следующим направлениям:

- «ИКТ в работе с детьми»

- «ИКТ в работе с родителями»

- «ИКТ в работе ДОУ»

Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению. Позволяет воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке. Что способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

Сегодня ИКТ позволяет:

Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника - игре.

В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста.

Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими.

Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.

Поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.

Использование ИКТ в дошкольном образовании дает возможность расширить творческие способности самого педагога.

Использование компьютерных технологий применяется в нашем ДОУ для оформлении перспективных и календарных планов работы, в проведении НОД, праздников, педсоветов, семинаров, родительских собраний, в отслеживании результатов педагогической диагностики, в оформлении информационных стендов, родительских уголков, аттестационных материалов, обобщения опыта и т.д.

Если сравнить диаграмму за три последних года, то можно проследить повышение уровня владения ИКТ педагогами на 28%. 80% педагогического коллектива имеют персональный компьютер и подключены к Интернету. Благодаря посещению и участию на различных сайтах педагоги нашего ДОУ обмениваются опытом, знакомятся с наработками педагогов России, отслеживают анонсы событий, участвуют в конкурсах, публикуют свои методические разработки, за что награждены сертификатами и дипломами.

Перспективы, которые стоят перед нами, это:

Оснащение оргтехникой рабочих мест педагогов

Активное использование информационно-коммуникативных технологий в развитии дошкольников

Создание картотеки презентаций к тематическим неделям (методическому кабинету)

Разработка алгоритма составления НОД с использованием компьютерных технологий.

Делая вывод, можно с уверенностью констатировать, что использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса: педагоги получили возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет, повышается их социальный статус. Использование ЭОР (электронных образовательных ресурсов) в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений. Родители, отмечая интерес детей к ДОУ, стали уважительнее относиться к воспитателям, прислушиваются к их советам, активнее участвуют в групповых проектах.

В ходе методической работы по совершенствованию профессиональной компетентности педагогов мы выявили прямую зависимость качества образования и воспитания в дошкольном учреждении от уровня профессиональной, технологической компетентности педагогических кадров. Чем выше уровень профессиональной компетентности педагогов, тем выше уровень качества образования в ДОУ.

Список литературы:

Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008

Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., № 5 

Горвиц Ю. М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. / Ю. М. Горвиц, А. А. Чайнова, Н. Н. Поддъяков. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. — 328 с.

Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008

Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000г., № 11 

Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997

Словарь педагогического обихода / Под ред. проф. Л. М. Лузиной. — Псков: ПГПИ, 2003. — 71 с

Нормативные документы:

Приказ Минобрнауки №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (18.43 kB)
Автор:
старший воспитатель, МБДОУ №34
Дата публикации: 18.07.2023
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Власова О. П. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА ДОУ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/114959-informatsionno-kommunikatsionnye-tekhnologii-kak-odno-iz-uslovij-formirovaniya-kompetentnosti-sovremennogo-pedagoga-dou-v-usloviyakh-vvedeniya-fgos (дата обращения: 30.04.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию