Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Особенности традиционного и инновационного обучения и воспитания

ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННОГО И ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Папаха Н.В.  

Фролова И.С.  

 

Совершенствование и развитие являются  неотъемлемой  частью любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, совершенствуя способы и методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянно развивается. Этот процесс не обошёл стороной и образование, что обусловливает необходимость  его развития.

Актуализация данной проблемы возникла в связи с кризисом традиционной системы образования и необходимостью ее модернизации в русле формирующейся концепции личностно-ориентированного образования. Поэтому этот актуальный вопрос остается главным и важным в практической деятельности педагогов.

Основной целью традиционного образования являлось формирование системы знаний и  овладение основами наук.

Термин "традиционное образование" подразумевает, такую организацию образования, которая сложилась в XVII веке на принципах дидактики, сформулированных ещё Я. Коменским. К этим принципам относят:  научность (ложных знаний быть не может, могут быть только неполные); последовательность и систематичность (линейная логика процесса обучения, от частного к общему); доступность (от известного к неизвестному, от легкого - к трудному); прочность (повторение - мать учения); сознательность и активность (знай поставленную учителем задачу и будь активен в выполнении команд); принцип наглядности; принцип связи теории с практикой. [3]

Проблеме педагогического новаторства, повышения профессионализма и продуктивности деятельности учителя уделяли внимание выдающиеся педагоги прошлого: А.Ф. Дистервег, Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский и другие. Деятелями образования советского периода являются  П.П. Блонский,  Ф.Н. Гоноболин, В.А. Кан-Калик, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.  Современные педагоги-исследователи В.И. Загвязинский, А.И. Кочетов, Н.В. Кузьмина, М.М. Поташник, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков. [2]

Идеи, которые предлагают педагоги-новаторы, дают практическую пользу в процессе обучения.

Новаторство в педагогической интерпретации подразумевает нововведения в педагогической системе, улучшающие течение и результаты учебно-воспитательного процесса, повышающие эффективность образования в целом.

В XXI веке  происходят существенные изменения в сфере образования.

Согласно ФГОС образование должно  быть направлено на формирование и развитие личности, способной с максимальной эффективностью реализовывать свои индивидуальные способности, творческий потенциал, интеллектуальные и нравственные возможности. [4]

На смену отдельным традиционным формам и методам обучения и воспитания приходят целостные новаторские, инновационные  образовательные технологии, формы и методы.

Суть инновационного образования можно выразить фразой: «Не догонять прошлое, а создавать будущее».

Новаторством или инновацией  в  организации образовательного и воспитательного   процессов можно назвать такую форму, которая построена   на качественно иных принципах, средствах, методах и технологиях, позволяющих достигнуть образовательных и воспитательных  эффектов, которые характеризуются: усвоением максимального объема знаний; максимальной творческой активностью; широким спектром практических умений и навыков.

Целью работы педагогов-новаторов  становится не просто обеспечение учебно-воспитательного процесса, но и комплексное психологическое сопровождение ребенка на всем протяжении обучения, то есть система профессиональной деятельности, направленная на создание психолого-педагогических, социально-психологических условий для успешного обучения ребенка.

          Образовательные учреждения инновационного типа ориентированы не на формирование какого-то определенного типа личности, а на развитие природной индивидуальности каждого ребенка, его творческих способностей, общеобразовательной подготовки, профессионального самоопределения и социальной адаптированности к новым условиям жизни.

Что же можно считать новаторством или инновациями в обучении и воспитании? К инновациям можно отнести: инновационное оборудование; инновационные методы и приемы; инновационные технологии. Инновации в воспитании, в первую очередь, должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей.

XXI век дает заказ на выпускников, обладающих невероятным мышлением, т.е. способных ориентироваться в незнакомой ситуации, умеющих извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний и, самое важное, применять эти знания на практике, т.е. успешно социализироваться во взрослой жизни.  В век информатизации, когда один человек не в состоянии «переварить» весь поток информации, важно научить школьников  работать сплочено.  Интерактивные методы сполна отвечают данным требованиям.

 Вопросы активизации учения школьников относятся к числу наиболее значимых проблем современной педагогической науки и практики. И по-прежнему педагогов-новаторов волнует вопрос, как преподавать и обучать, как учить и учиться. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников. [1]

          Основными методическими инновациями можно считать  применение активных или, как их еще называют, интерактивных методов обучения и воспитания, которые:

  • способствуют росту интереса к предмету;
  • ускоряют процесс обучения;
  • улучшают качество усвоения материала;
  • обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию;
  • способствуют сотрудничеству учителя и ученика;
  • развивают коммуникативную компетенцию.

В заключении следует отметить, что новаторство в педагогике  всегда было одной из актуальных проблем российского образования. Проведенные исследования педагогической работы в этой области показывают, что современное образование в школе сегодня невозможно без инновационной составляющей и педагогов-новаторов.

Литература:

1.Абрамов А. М. Российское образование в XXI веке: новые рубежи/М.: Наука, 2001.- 106с.

2.Бухвалов В.А. Алгоритмы педагогического творчества/М.: Просвещение, 1993.-268с.

3.Каменский Я.А.Избранные педагогические сочинения/М.:Педагогика,2005. – 360с.

4.ФГОС

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (17.72 kB)
Автор:
учитель ГБОУ "Шебекинская гимназия-интернат"
Соавтор: Папаха Наталья Васильевна
воспитатель ГБОУ "Шебекинская гимназия-интернат"
Дата публикации: 31.08.2023
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Фролова И. С. Особенности традиционного и инновационного обучения и воспитания // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/115391-osobennosti-traditsionnogo-i-innovatsionnogo-obucheniya-i-vospitaniya (дата обращения: 27.04.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Скачать сертификат соавтора
  Заказать рецензию на публикацию