Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Речка Лала. Работа с избранными стихотворениями Н.И.Перминовой

Включает методическую разработку

Вводная часть

Наши практические занятия посвящены жизни и творчеству писателей/исторических личностей, которые так или иначе связаны с Вятским краем. Сегодняшний мастер – класс не стал исключением. При выборе тем я также опиралась на программу по родной русской литературе 9 класса.

Обычно ученики о Надежде Ильиничне Перминовой не знают практически ничего.

Надежда Ильинична Перминова — советская и российская писательница, поэт, прозаик, очеркист, редактор. Пишет для взрослых и детей, член Союза писателей СССР. Муж - Сергей Владимирович Мараков, известный зоолог, охотовед, писатель. Надежда Перминова родилась в далекой Манчжурии, куда ее предки уехали в годы Октябрьской революции. Учась еще в школе в Казахстане, она начала писать стихи, занималась в школьном драмкружке, играла в народном театре. В 1965 году переехала в Киров и осталась здесь навсегда. Город стал для нее родным домом, а вятские народные промыслы словно приворожили ее. В 1965 году окончила Кировский педагогический институт, работала на телевидении в Кирове (1966—74г.г.), в Горьковском бюро пропаганды художественной литературы (1974—80г.г.), руководителем литературного клуба при Кировском обкоме ВЛКСМ (1980—93г.г.. В 1985 окончила Высшие литературные курсы, работала референтом Кировской организации СП России (1993—98г.г.).

 Её книги «Дымковская расписная» (1979г., 1998г.) и «Каповая шкатулка» (1984г.) посвящены знаменитым вятским промыслам. Несколько лет писательница работала над созданием Энциклопедии Земли Вятской, где в 10-м томе «Ремёсла» были ею собраны материалы о вятских народных промыслах, как бытовавших на территории края, так и сохранившихся до настоящего времени. В него включены материалы земских деятелей 19 века, исследователей 20 века – краеведов, искусствоведов, научных сотрудников, архивные свидетельства, истории артелей, фабрик, художников и мастеров. Среди них 14 статей написаны по художественной керамике, соломке, художественной обработке дерева и об истории детской игрушки.
            Перед тем, как отправиться в путешествие, обсудим такой прием работы с текстом как интерактивное путешествие.

Основная часть

Использование современных мультимедиа и интерактивныхтехнологий в преподавании школьных предметов позволяет повыситьнаглядность и эргономику восприятия учебного материала, чтоположительно отражается на учебной мотивации и эффективности обучения.Образовательные информационные технологии открывают принципиальноновые методические подходы в системе общего образования, имеющиеся программные продукты, в том числе готовые электронныеучебники и книги, а также собственные разработки, позволяют учителюповысить эффективность обучения. Незаменимым помощником учителя впоиске и получении информации, а также средством общения с коллегамистановится Интернет.Сегодня в самом общем виде определен обязательный минимум содержания обществоведческого образования выпускников школы. Учителям стал известен перечень основных дидактических единиц. Постепенно складываются представления о том, что делать на уроках обществознания, чему обучать. Однако по-прежнему учителей и методистов волнует вопрос, как преподавать и обучать, как учить и учиться.

Основные методические инновации связаны с применением активных или, как их еще называют, интерактивных методов обучения. Хотелось бы уточнить само понятие. Слово "интерактив" пришло к нам из английского от слова interact (inter - взаимный, act - действовать). Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие. Этот подход оказался для меня наиболее реальным путем обеспечения положительной мотивации учащихся к изучению математики, формирования устойчивого познавательного интереса учащихся к предмету, повышения качества знаний, создания педагогических условий для развития способностей учащихся.

Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение. При этом "погруженное" не означает "замещенное". Интерактивное обучение сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса. Оно видоизменяет формы с транслирующих на диалоговые, т.е. включающие в себя обмен информацией, основанной на взаимопонимании и взаимодействии.

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другими. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации, творческие работы, рисунки и пр.

Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:

- развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;

- решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;

- развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач;

- обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.

Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т. д.

Что представляют собой формы интерактивного обучения?

Технологии интерактивного обучения.

1)Работа в парах.

2)Ротационные (сменные) тройки.

3)Карусель.

4)Работа в малых группах.

5)Аквариум.

6)Незаконченное предложение.

7)Мозговой штурм.

8)Броуновское движение.

9)Дерево решений.

10)Суд от своего имени.

11)Гражданские слушания.

12)Ролевая (деловая) игра.

13)Метод пресс.

14)Займи позицию.

15)Дискуссия.

16)Дебаты.

Наше интерактивное путешествие становится возможным благодаря использованию мобильного приложения CapCut, которое позволяет в короткие сроки создавать видеоролики, презентации, мультипликации на заданную тематику. В рамках этого занятия ученики выступают в роли редакторов, ведущих, художников шоу Путешествие по "Речке Лала".

Техническое задание для каждой группы (их будет 3) будет следующим:

  1. Внимательно прочитать стихотворение Н.Перминовой.
  2. Определить тему и идею стихотворения, выразительные/художественные средства (вынести отдельным кадром).

Может быть предложен вариант – выделить отличительные особенности поэтессы.

  1. Подготовить 5 – 7 иллюстраций для видеосюжета по стихотворению.
  2. Расположить их в хронологическом порядке, подобрать музыкальное сопровождение.
  3. Представить свой ролик.

Время выполнения задания – 30 минут.

Стихотворения, предложенные для работы в группах:

Вятская земля

В глухой земле, среди болот,

в преддверье ига векового,

родил догадливый народ

Шаляпина и Васнецова.

Когда кичились,

власть деля,

план комискусства выполняли,

в нас молча «Три богатыря»

духовность нашу охраняли.

Что русский голос всё же жив,

что суть свою

он не прошляпил,

на вятский матушкин мотив

пел на весь мир

мужик Шаляпин.

И не глухой – тогда внимал.

И не слепой – смотрел и видел,

как подменяли идеал,

как создавался новый идол:

Кому – служить,

кому – не жить,

кому – расти под барабаны…

…Устали вороны кружить

над этой битвой окаянной.

Так помоги нам, грешным, Бог,

поставить крест

российской смуте:

вновь у развилки трёх дорог

наш вечный витязь

на распутье.

Нещадно ветер время рвёт

на стыке двух тысячелетий.

…Но кто-то любящий поёт

в деревне дальней на рассвете:

Баю-баюшки-баю,

баю Родину мою…

Речка Лала

Речка Лала, ах, речка Лала!

Не с Кавказа ли ты сбежала?

И плутаешь горянкой по лесу,

извиваешься синим поясом.

Уж не лес ли тебя завлёк,

нашептав свои сказки ветру?

Средь таёжных глухих дорог

твои синие километры.

Речка Лала, ах, речка Лала!

Я, как ты, всё к нему бежала,

всё бежала к нему, спешила,

у цыганок не ворожила.

Речка Лала, гордячка Лала,

может, просто была ты Ладой,

северянка, дочка Двины,

перешейки из бузины!?

Только странно мне слышать – Лала!

словно эхо в далёких скалах.

Живу на Вятке.

      На водоразделе.

Здесь нет жары. Зато снегов – запас.

Но хорошо у нас на самом деле.

И колосится рожь. И выспевает квас.

Край вечной ссылки,

                  боли и смиренья.

Хранилище прозрения эпох.

Здесь крестный ход

      века несёт моленья

И верит, что в России вечен Бог.

На перекрёстке Севера и Юга,

И Запада с Востоком, и судьбы.

Не заметут нас никакие вьюги.

Спасут в беду картошка да грибы.

Глубокая провинция России,

Как часто трудно выживалось ей.

Но здесь копились истинные силы,

Чтоб васнецовских дать богатырей,

Чтоб в деревушке малой под берёзой

Мальчонка звёздный бегал босиком,

Беспечный смех и трудовые слёзы

Впитавший с материнским молоком.

Россия, полотно твоих провинций

Спаяли древнерусские слова.

Простой народ. А не вожди и принцы

И даже не державная Москва.

Мы и сейчас живём, увы, не сладко.

И верим лишь в себя, не в чудеса,

Пока течёт, века сшивая, Вятка,

Пока шумят безбрежные леса.

- В течение выступления представителей каждой группы ученики заполняют путеводную карту впечатлений, отмечая отличительные черты творчества поэтессы, свои эмоции и мысли.

Заключительная часть

Сейчас Надежда Ильинична живет и работает в Кирове, с радостью посещает библиотеки и выставки, учебные заведения. После того, как мы познакомились с ее творчеством, теперь мы можем представить результат своей работы самой поэтессе и задать ей интересующие нас вопросы. А пока что поделимся впечатлениями из своей путеводной карты.

Вопросы для обсуждения после мастер – класса:

  1. Творчество каких еще вятских поэтов вы бы обязательно порекомендовали для изучения?
  2. Какие трудности возникали у вас в ходе изучения поэтических произведений?
  3. Почему важно использовать возможность личной встречи с писателями/поэтами Вятки?
Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (53.50 kB)
Автор:
учитель русского языка и литературы, МОАУ "Гимназия имени А.Грина"
Дата публикации: 07.12.2023
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Перехрист Е. С. Речка Лала. Работа с избранными стихотворениями Н.И.Перминовой // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/117812-puteshestvie-po-rechke-lala-rabota-s-izbrannymi-stikhotvoreniyami-n-i-perminovoj (дата обращения: 27.04.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию