Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Развитие творческих способностей для детей с ОВЗ

Развитие творческих способностей, для детей с ОВЗ имеют важное значение. Так как способствуют раскрытию личного потенциала, реализации себя, участие в творчестве и созидании, приобретение опыта успешности в какой либо области за счет своих способностей и трудолюбия. Ребёнок с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной социализации. Развивая творческие способности у детей с ОВЗ, мы, педагоги, создаем условия для успешной адаптации в социум
Формирование творческой личности - одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. В настоящее время принципиально меняется содержание образовательного процесса, в котором возможно выявление и раскрытие потенциала каждого ребенка, развитие его индивидуальности, создание оптимальных условий для обогащения жизненного опыта и личностного роста.
Творческая деятельность, оказывает большое значение в жизни человека, тем более она оказывает большое значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности у ребенка с потребностями усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а также знание и отношение ребенку легче выразить с помощью зрительных образов, чем вербально, следует отметить, что некоторые дети ограничены или вообще лишены возможности говорить или слышать, тогда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения. Необходимо учитывать также тот факт, что средства творчества предоставляют ребенку возможность для выражения чувств, в свойственной ему манере, понижая их активность. Если ребенок робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезно творчество. Творческая деятельность, позволяет ребенку выйти из состояния зажатости. Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Невозможность выразить свои переживания, например, в игре, как это происходит у обычных детей, приводит к возрастанию эмоционального напряжения, как следствие, к возникновению проблем в поведении. Это становиться серьезным препятствием в развитии ребенка. Также нужно отметить, что познавательная активность ребенка зависит от уровня активности, а у ребенка с особенностями развития собственная активность снижена.
Многие дети не имеют возможности проявлять и реализовывать свои творческие способности. Это зависит в первую очередь от того, что ребенок не включается в активную деятельность, плохо контактирует с окружающими.
Работа по развитию творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья  трудна, но богата развивающими идеями. И это важно не только для обучающихся, но и для педагога. Нужно постоянно помнить, что каждый ребенок должен иметь возможность получить такое образование, которое позволит ему достичь максимально возможного для него уровня развития. Все дети рождаются со своими природными задатками, талантами и возможностями. Перед нами, педагогами, стоит задача - раскрыть природные способности ребенка, помочь ребенку познать мир своим путем. Положительные результаты, достигнутые в ходе работы с детьми, убеждают в том, что начатая деятельность востребована, необходима и значима для интеллектуального и творческого развития личности, и требует своего продолжения на следующих ступенях образования. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения таких детей.
  Перемены, связанные с научно техническим прогрессом вызвали быструю смену технологий. Возникает необходимость в быстром освоении этих технологий и встраивания в любую возникающую ситуацию. Возникает необходимость в человеке, который сможет передавать свои замыслы  другим людям, свободно делать выбор среди предоставленных возможностей.  Современная  образовательная политика России в сфере образования направлена на создание условий и развитие активной личности, которая понимает проблемы человечества и готовой посильно участвовать в их решении. Творческая деятельность имеет серьезное значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности у ребенка с ограниченными возможностями здоровья усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков очень ограничены.
Мы, педагоги, не имеем возможность помочь детям с ОВЗ решить проблемы со здоровьем, но в наших силах помочь им решить вторую проблему – расширить круг их общения, научить их реализовать себя, не дать им замкнуться в себе, показать детям широту внешнего мира.
Занимаясь декоративно – прикладным искусством, дети знакомятся с различными материалами, с их свойствами и выразительными возможностями, учатся работать с различными инструментами, они овладевают многими практическими навыками, которые пригодятся им в дальнейшей жизни. У детей с ОВЗ развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы. От бытовых (самообслуживание) до развития личностных качеств: самостоятельности, аккуратности, трудолюбия, и качеств, связанных с основами безопасности жизнедеятельности.
На каждом занятии стараюсь увеличивать социальную активность детей, развивать доверие к педагогу, создаю ситуации успеха, или даю учащимся такие задания, решение которых требует от ребёнка проявления самостоятельности. Через такое познание окружающего мира и взаимодействие со взрослыми и происходит получение ребёнком первого положительного опыта социализации.
Поскольку работа требует большой концентрации внимания и усидчивости, во время занятий необходимо все время поддерживать интерес детей. С этой целью, во-первых, предоставляю детям возможность выбора, во-вторых, работу разделяю на несколько этапов, которые энергично будут сменять друг друга с проведением физминуток и пальчиковой гимнастики. Для релаксации и создания ребенком выразительного художественного образа использую музыкальное сопровождение, которое сопутствует созданию атмосферы творчества, взаимного сопереживания. Обязательно использую различные способы восхищения любыми успехами детей.
Для более эффективного развития творческих способностей структура занятия применяю следующие этапы:
1.Подготовительный этап (в зависимости от темы занятия подбираются задания и упражнения).
Цель этого этапа: поддержка и стимулирование ребенка к работе
Задачи:
- определить реальный уровень знаний, умений детей.
- построить учебное занятие с учетом роста информационного пространства.
- стимулировать познавательный интерес детей с ОВЗ как условия дальнейшего развития творческих способностей.
- ориентировать детей на формирование собственного стиля художественно-творческой деятельности.
2. Основной этап (начинается и протекает параллельно с предыдущим этапом)
Цель этого этапа: обеспечение личностного включения каждого ребенка в процесс творчества и организации выполнения творческой работы занятия.
Задачи:
- развивать способность самостоятельно мыслить, принимать творческие решения
- привлекать детей к совместной работе, к сотрудничеству
3.Творческий этап – закрепление.
Цель: подведение итогов занятия.
Задачи:
- получить положительную самооценку детей
-осознать и поверить в возможности ребёнка
Этап является подведением итогов работы. Включает в себя оформление выставки с разбором каждой работы по названию номинаций (самая аккуратная, самая творческая, самая интересная, самая самостоятельная работа и т.д.) и обязательно даю возможность защитить свою работу.
Специфика построения занятий у таких детей определяется их особенностями: быстротой наступления утомления, притупление реакции на указание взрослого. Поэтому, в коррекционных целях, я использую выполнение работы частями, чередуя объяснение с выполнением работы. Переключение видов деятельности повышает работоспособность, нормализует темп работы. Чередование объяснения с выполнением работы решает и коррекционно-воспитательные цели: воспитание выдержки, включение в деятельность, её темп. Обязательно включаю пальчиковую гимнастику. Пальчиковая гимнастика, применяемая на занятиях, способствует наиболее продуктивной деятельности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и очень нравится детям. Игры с пальчиками очень увлекательны. Они развивают речь, творческую деятельность. Дети с удовольствием повторяют мои движения и этим самым развивают мелкую моторику. Так вырабатывается умение управлять своими движениями, координировать внимание.
В целом можно сказать, что обучаясь в моём объединении «Основы художественного конструирования из различных материалов» по программе для детей с ОВЗ каждый ребёнок получает свой первый положительный опыт социализации. И это даёт им возможность войти в современное общество в качестве полноценных его членов, обеспечивать успешную самореализацию ребёнка, помогает ему стать активной, гармонично развитой личностью. Развивая творческие способности у детей с ОВЗ при реализации этой программы, создаются хорошие условия для успешной адаптации в социуме.
Творчество является уделом всех, оно является нормальным и постоянным спутником детского развития (В. В. Давыдов). Творчество — это умственная гимнастика. Творчество — это ключ для развития мышления. Творчество — это свобода деятельности и мысли. Творчество — это непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее проявить себя в разнообразных жизненных ситуациях в современном мире. И в творческую деятельность необходимо вовлекать воспитанников, чем раньше, тем лучше. Творчество отражает внутренний мир человека, его желания, стремления, переживания. Оно даёт человеку понятие о своей целостности. В момент творчества человек наиболее полно осознает свою индивидуальность, как личность. Способности к творчеству у всех детей разные. Они зависят от наследственности, темперамента, среды, которая окружает ребенка, от особенностей нервной системы. Также большое значение, а во многом и определяющее, в развитии способностей к творческой деятельности имеют особенности обучения и воспитания. Творчество играет огромную роль в жизни человека, тем более оно играет большую роль в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. Так же, творческая деятельность помогает справиться детям с негативными переживаниями и внутренними трудностями, которые кажутся для ребенка непреодолимыми и становиться серьезным препятствием в развитии ребенка.
Для развития творческих способностей у детей с ОВЗ огромный потенциал заключен в изобразительной и декоративной деятельности. В своей работе использую нетрадиционные техники (процарапывание на гуаши, различные коллажи, рисование пластилином, свечой, нитяная изонить, изонить на гвоздях, папье-маше, комбинированная аппликация, смешанные техники и т.д.). Все эти перечисленные техники привлекают своей художественной выразительностью, активизируют индивидуальные способности детей. Знакомлю детей с необычными материалами (фоамиран, поролон, пенопласт, фетр и др.). Работая с новыми материалами, у ребёнка формируется необходимые для творчества качества: уверенность в себе, самоуважение, самоутверждение, снимает страх неудачи. Без самоутверждения, самоуважения, уверенности в себе нет места творчеству, нет возможности выдать что-то свое необычное.
Можно сделать вывод, что просто необходимо развивать творческие способности у детей с ограниченными возможностями здоровья и создавать условия для успешной адаптации в социум при равных возможностях для всех. Основными показателями, подтверждающими полезность и значимость моего опыта, являются хорошие результаты всероссийских, региональных, городских конкурсов и выставок с детьми с ограниченными возможностями здоровья.  

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (15.15 kB)
Автор:
Тьютор МБОУ СОШ 6 Старооскольского городского округа
Дата публикации: 26.12.2023
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Цымбалюк С. В. Развитие творческих способностей для детей с ОВЗ // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/118662-razvitie-tvorcheskikh-sposobnostej-dlya-detej-s-ovz (дата обращения: 27.04.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию