Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Расширение связей семьи и школы

Включает методическую разработку

«Наши дети – это наша старость.
Правильное воспитание – это наша счастливая старость,
плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы,
наша вина перед другими людьми.
Воспитание в семье – это основа основ.
Всё остальное – детский сад, школа, институт,
окружение – дополнительная шлифовка, не более.
Это как в ювелирном деле: сколько булыжник не грани,
бриллианта не будет,
не та заготовка...”
А.С. Макаренко
Важнейшей проблемой нашего времени является духовно- нравственное воспитание детей. Особую тревогу сегодня вызывает психическое и духовное здоровье подрастающего поколения. Размытые и искаженные этические ориентиры в обществе, пропаганда насилия, жестокости в СМИ, тяжелые социальные условия, разрушение семейного уклада нелегким бременем легло на неокрепшее детское сознание. Поэтому, процесс образования и воспитания в школе должен основываться на организацию взаимодействия с родителями. Семья, школа, детский коллектив – посредники, которые передают новым поколениям нравственные ценности, накопленные прежними поколениями. Семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Никто не сомневается, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Однако в то же время семья не всегда может обеспечить в полном объеме воспитание активной, творческой личности.
Известный школьный афоризм гласит: “Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями”.
Именно от взаимоотношений между классным руководителем и родителями учащихся зависит успешное обучение и воспитание ребёнка.
Велика роль учителя начальных классов в организации этой работы. Очень важно с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса. Эта работа требует разносторонней подготовки, прежде всего знания психологии и педагогики.
Для организации совместной деятельности классного руководителя и родителей считаются необходимым использовать активные формы взаимодействия с семьями учеников, поддерживать инициативу родителей в делах класса и школы. При этом добиваться того, чтобы дети с родителями понимали значение тех требований, которые школа предъявляет к семье.
К сожалению, в наше время существует достаточно много проблем в организации эффективного взаимодействия семьи и школы. Наиболее распространенными проблемами являются:
• занятость родителей, ведущая к сокращению времени на воспитание детей;
• наличие своих собственных убеждений и взглядов на постановку воспитания, отличающихся от принятых в обществе;
• неудовлетворительная оценка школьного воспитания;
• невысокий уровень образования и культуры родителей.
В силу обозначенных проблем работа педагога с родителями очень важна и нужна современной школе.
Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда обнаружится, что решающую роль в его социализации на том или ином возрастном этапе играет семья. Итак, главными компонентами семейного воспитания являются:
1. уклад семейного воспитания (традиции, уют, отношения);
2. режим семейной жизни;
3. содержание деятельности (отца, матери, дедушки, бабушки, детей).
“Все мы родом из детства”, “Все – и хорошее, и плохое – человек получает в семье”. Эти педагогические мудрости известны всем. Именно семья была, есть и, наверное, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за репродуктивные функции, но и за воссоздание определенного образа жизни. Работа с родителями - это экзамен, который должны выдержать обе стороны: и учитель, и родители.
И, конечно, эффективность работы с родителями, а в итоге и качество обучения, результаты воспитания младших школьников во многом зависит от личных качеств учителя, его авторитета в глазах детей и родителей.

Задачи работы с родителями:
• Создание благоприятных условий для обучения и развития детей.
• Повышение педагогической культуры родителей.
• Содействие сплочению родительского коллектива, вовлечение пап и мам в жизнедеятельность класса.
• Выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей.
• Пропаганда успешного опыта семейного воспитания.

Наиболее распространенные коллективные формы: родительские собрания (классные и общешкольные); дни открытых дверей; “круглые столы”; конференции по обмену опытом воспитания; родительский лекторий; вечер вопросов и ответов; диспут; встречи с администрацией, учителями класса.
Групповые формы: взаимодействие с родительским комитетом; групповые консультации; практические занятия с родителями; тренинги.
Индивидуальные формы: беседа; разговор; консультация; выполнение индивидуальных поручений; совместный поиск решения проблемы; переписка.
Родительское собрание как одна из форм работы с родителями ставит перед собой целью не только повышение педагогической культуры родителей, но и сплочение коллектива родителей, и различные организационные вопросы. Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в четверть. Родительское собрание-это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов.
Уже несколько лет мы практикуем предварительное собрание родителей будущих первоклассников, которое проводится в мае предыдущего года. Практика показывает, что такой заблаговременный разговор с родителями, делает более действенными советы учителя, более эффективной подготовку детей к школе. Советы учителя на этом этапе помогают родителям постепенно перестроить, если в этом обнаруживается необходимость, быт семьи, режим, что-то устранить, а что-то добавить в свое воспитательное воздействие на ребенка.
Проводить встречи с родителями необходимо так, чтобы уходя с собрания, они всегда имели искорку надежды, что вместе мы можем одолеть многое. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.
Например, в этом учебном году тематика собраний была следующая:
«Возрастные особенности учащихся 4 класса»
«Результаты успеваемости»
«Воспитание коллективизма у школьников начальной школы»
«Когда в ответе родители, или роль семьи в воспитании детей»
«Конституционный долг родителей в воспитании детей»
«Наказание и поощрения в семье»
«Роль семьи в воспитании здорового поколения»
«Как мы выполняем законы школьной жизни»
«Тепло семейного очага»
«От чего зависит успешность обучения» и другие.
Анкетирование родителей проводится с целью выявления необходимой информации по тем или иным вопросам. Итоги анкетирования активно используются при составлении плана воспитательной работы.
Посещение ученика на дому возможно после получения разрешения родителей. Педагог должен предупредить о предполагаемом визите с указанием дня и цели посещения.

Говоря о работе с родителями, нельзя не отметить роль родительского комитета. Родительский комитет – представительный орган родительской общественности. Это особая, оперативная группа родителей класса, которая является связующим звеном между семьей, школой, учащимися класса. В классе работает «телефонная цепочка оповещения». Обязанности между членами комитета распределяем в зависимости от их склонностей и желания. Члены родительского комитета принимают активное участие в подготовке и проведении праздников, экскурсий и других мероприятий, являясь основными помощниками.
Главное в работе родительского комитета – желание и умение привлечь по возможности как можно больше родителей класса к выполнению намеченных дел, помогающих создать в классе тот микроклимат, в котором все будут учиться с удовольствием и жить дружно, весело, увлеченно.

Наиболее эмоционально окрашенной и эффективной формой работы является посещение открытых уроков и внеклассных мероприятий. Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с уроками, новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. В начальной школе необходимо хотя бы один - два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволяет избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.
Большой эффект в воспитании, укреплении связей взаимопонимания между родителями, детьми и педагогом дают проводимые совместные внеклассные мероприятия: концерты, утренники, походы с родителями на природу, экскурсии. Они также способствуют формированию коллектива в классе.
Особенно положительно то, когда родители являются не просто зрителями, а сами непосредственно принимают участие в мероприятии: это внеклассное мероприятие в 3 классе учитель Волкова Л.А., «Неразлучные друзья – взрослые и дети», спортивный развлекательный праздник во 2 классе, учитель Базанова Е.В. «В мире профессий», спортивное мероприятие «Мама, папа, я – спортивная семья» учитель Лукьянова Е.Н., экологическая викторина в ГПД ,воспитатель Ухватова Г.Н. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, а учителю – родителей и их взаимоотношения со своими детьми.
Очень полезны совместные походы, экскурсии. Родители могут наблюдать общение учителя и учеников в непринужденной обстановке, а также и ученики видят, как общаются родители с учителем, друг с другом. Общие дела сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребенка. Привлечение и умелое использование семейного потенциала при организации свободного времени детей, заполняя досуг полезными как для здоровья, так и для ума делами, очень важная и значимая работа учителя.
Одной из форм работы с родителями является выставки совместных творческих работ, благодаря активной помощи родителей творческие работы наших детей получаются настоящими шедеврами и занимают призовые места в различных конкурсах.
И родители, и классный руководитель должны понимать, что только общее сотрудничество, сотворчество способны сделать совместную деятельность учеников, учителей и родителей
содержательной, интересной, радостной. Классный руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет в первую очередь на воспитательный потенциал семьи...

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (26.20 kB)
Автор:
учитель - логопед МОБУ "Оброченская СОШ"
Дата публикации: 21.04.2016
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Яушева Е. Г. Расширение связей семьи и школы // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/27289-rasshirenie-svyazej-semi-i-shkoly (дата обращения: 27.04.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию