Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Особенности содержательной новизны ФГОС на примере химического образования

 Жизнь человека есть непрерывный эволюционный процесс, когда победу одерживает самый адаптированный, т.е. способный к продуктивному обучению и саморазвитию. Если мы попросим родительскую или учительскую общественность описать идеальный образ современного и успешного ученика, то ответ будет одинаков. Это предприимчивый и творческий, самостоятельный и ответственный, способный видеть и решать проблемы как самостоятельно, так и в группе, готовый не только постоянно учиться всему новому, но и применяющий полученные знания на практике школьник. Именно этот запрос и актуализировал задачи развития личности учащегося и предопределил введение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). ФГОС представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального, основного общего, среднего (полного) общего образования образовательными учреждениями [1, 2]. Основой ФГОС является системно-деятельностный подход, а механизмом развития личности учащегося – формирование системы универсальных учебных действий, обеспечивающей развитие способности и готовности учиться.

Содержательная новизна стандарта опирается на следующие особенности: 1. Ценности образования. Общие ценности (нравственные и этические императивы образования) изложены в концепции духовно-нравственного развития. Базовые национальные ценности нашли свое отражение в Фундаментальном ядре содержания общего образования. Кроме того, в примерных программах учебных предметов определены ценностные ориентиры содержания каждого курса. В качестве ценностных ориентиров химического образования выступают объекты, изучаемые в курсе химии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, поскольку химия входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых за- ключается в изучении природы. Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Также курс химии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, прежде всего, правильного использования химического языка – терминологии и символики химии. 2. Подходы к отбору содержания. Этот аспект поддержан сразу двумя новыми идеями: введением фундаментального ядра содержания образования, регулирующего базис предметного содержа- ния, и системно-деятельностного подхода как элемента, регулирующего способы освоения содержания. Фундаментальное ядро содержания общего образования фактически нормирует содержание учебных программ и организацию учебной деятельности по отдельным учебным предметам, определяя элементы научного знания, культуры и функциональной гра- мотности. Несомненным плюсом является сохранение фундаментального научного ядра, которым всегда отличалось российское образование. Школьный курс химии включает объем химических знаний, необходимый для формирования в сознании школьников химической картины мира. Эти знания, наряду с физическими, находятся в центре естествознания и наполняют конкретным содержанием многие фундаментальные представления о мире. Кроме того, определенный объем химических знаний необходим как для повседневной жизни, так и для деятельности во всех областях науки, народного хозяйства, в том числе не связанных с химией непосредственно. Химическое образование необходимо также для создания у школьника отчетливых представлений о роли химии в решении экологических, сырьевых, энергетических, продовольственных, медицин ских проблем человечества. В сравнении с первым стандартом значительно расширен содержательный блок «Химия и жизнь». Это является несомненным плюсом, поскольку позволяет включать в контекст обучения химии решение значимых личностных, жизненных и практико-ориентированных заданий. Именно такие задания наконец-то дадут ответ школьнику: «А для чего вообще мне нужно изучать такой сложный предмет, как химия?». Системно-деятельностный характер обучения предполагает использование исследовательской и проектной деятельности, раскрывающей творческие способности учащихся. Это несомненный плюс, тем более что содержание учебного предмета «Химия» является благодатной основой для проектной и исследовательской деятельности. В качестве минусов необходимо отметить отсутствие во многих школах материально-технической базы, несформированность научно-методического сопровождения учебных курсов и уровень подготовки самих учителей, совершенно не готовых работать по-новому. Теперь и задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все доступно объяснить, рассказать и показать. Учитель должен организовать работу детей так, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объясни- ли, как необходимо действовать в новых условиях. 3. Новые результаты и требования к ним. В стандарт введены помимо уже знакомых предметных результатов, личностные и метапредметные результаты. Можно было бы поспорить о новизне, но впервые личностные результаты увязаны с ценностями, заявленными в стандартах, а метапредметные результаты с принципами системно-деятельностного подхода и требованиями современного информационного общества. Предметные результаты выражаются в усвоении учащимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов. Предметные результаты представляют собой усвоенные учащимися знания, умения, навыки, а также специальные компетенции, опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфические для изучаемой области знаний. Стандартом определено шесть основных групп предметных требований освоения учащимися образовательной программы по химии. Многие из этих требований традиционны, вместе с тем новый стандарт в большей мере, чем ранее требует осмысленности знаний, связи их с жизнью и способности использовать полученные знания в различных ситуациях. Метапредметные (компетентностные) результаты представляют собой освоенные учащимися на базе всех или нескольких учебных предметов обобщенные, универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. В примерных программах по химии определено пять групп таких результатов. Личностные результаты – это сформировавшиеся в образовательном процессе ценностные ориентации выпускников школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества. Это система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам. В примерных программах по химии определено три группы таких результатов, одной из которых является сформированность чувства гордости за российскую химическую науку, что также является несомненным плюсом. 4. Новым положением стандартов стало введение раздела, посвященного условиям реализации образовательного процесса. Связка между обязательными результатами образования и обязательным созданием государством условий по их достижению зафиксирована четко: есть требования к тем, кто учит, и есть требо вания к государству обеспечить условия их выполнения. Это явный плюс, поскольку в перспективе мы можем говорить о равных образовательных возможностях для детей. Особенно это касается лабораторного и демонстрационного оборудования по химии. Педагогу следует кардинально менять свой стиль и технологии для того, чтобы ребенка «научить учиться», «научить пользоваться знаниями», «научить жить», «научить жить вместе», «научить трудиться и зарабатывать». В качестве первых шагов можно предложить поощрять дискуссии между учащимися, применять новые схемы ведения урока, например «проблемные уроки», постепенно вводить в образовательный процесс в старших классах элементы проектной и исследовательской деятельности. В новых учебниках по химии, созданных авторским коллективом МГУ, учителям предложены возможные темы для дискуссий, а также темы для проектной деятельности [3, 4]. 13 В целом, новый стандарт имеет четкий позитивный посыл: он направлен на то, чтобы учить детей не только приобретать знания, но и правильно распоряжаться ими. Именно так мы представляем себе основной замысел авторов стандартов. Внедрение ФГОС – это длинный и непростой путь, но ведь дорогу осилит идущий!
Список литературы
1. ФГОС: Среднее (полное) общее образование. – URL: http://standart. edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6408
2. ФГОС: Основное общее образование. – URL: http://standart.edu.ru/ catalog.aspx?CatalogId=2588
3. Химия. 10 класс. Базовый уровень : учеб. для общеобразовательных учреждений / В. В. Еремин, Н. Е. Кузьменко, А. А. Дроздов, В. И. Тере- нин, В. В. Лунин. – М. : Дрофа, 2013.
4. Химия. 10 класс. Углубленный уровень : учеб. для общеобразова- тельных учреждений / В. В. Еремин, Н. Е. Кузьменко, А. А. Дроздов, В. И. Теренин, В. В. Лунин. – М. : Дрофа, 2013.

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (20.32 kB)
Автор:
учитель химии филиала МБОУ "Первомайская средняя общеобразовательная школа" в с.Хобот-Богоявленское Первомайского района Тамбовской области
Дата публикации: 04.09.2016
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Грязнева Н. И. Особенности содержательной новизны ФГОС на примере химического образования // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/30852-osobennosti-soderzhatelnoj-novizny-fgos-na-primere-khimicheskogo-obrazovaniya (дата обращения: 20.04.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию