Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Семиосфера как пространство реализации художественного дискурса. Аттракторы

Автор художественного текста не может контролировать все ассоциации, которые возникают у читателя. Творец, как правило, закладывает основу, систему смыслов, которая преломляется под углом видения того, кто воспринимает написанное. Во время формирования образов в сознании последнего создаются связи, которые, в свою очередь, формируют целый блок смыслов и интерпретаций. Таким образом, читатель получает из контекста в несколько раз больше, чем то, что на самом деле имел в виду автор.
Исходя из этой особенности, художественный дискурс предстает в новом свете, в качестве некоторого множества литературных произведений, которые являются результатом полилога авторской основы, системы ответных реакций читателя и, наконец, самого художественного текста, который существует в семиосфере — ряде знаковых систем, находящихся в активном употреблении человека, на которые оказывают влияние культурные, языковые и текстовые особенности. Поскольку реализация художественного дискурса происходит в некоторой совокупности произведений, которые представляют собой идейно-тематическое единство с характерными культурно-историческими особенностями, есть смысл считать, что в пределах семиосферы существует несколько видов дикурса.
В пространстве семиосферы следует отметить существование «аттракторов» (от англ. to attract — притягивать) - «притягивающих множеств, которые помогают создавать и поддерживать устойчивое состояние системы».
В качестве одного из основных аттракторов выступает замысел автора, который задает направление и пытается ограничить ассоциативный поток, возникающий у читателя во время восприятия художественного текста. В то же время в рамках заданного ориентира чтец формирует неограниченное количество наиболее понятных образов в своей интерпретации. Отсюда можно сделать вывод, что писатель, прежде всего, создает уникальную, открытую и свободную структуру, своеобразный фундамент, из которого в дальнейшем воспринимающий формирует образы. Последние могут разительно отличаться от тех, которые вкладывал изначально автор. Следовательно, на первичном этапе, когда еще нельзя говорить о реализации художественного дискурса, текст изначально богаче, чем предполагает адресант. Как писал У.Эко: «полученная информация представляет собой известное обеднение того несметного количества возможностей выбора, которым характеризовался источник до того, как выбор осуществился и сформировалось сообщение». [Эко 1998: 42]. В этом случае следует отметить изменение авторского сознания (мировоззрения, представляющего собой убеждения, ценности, жизненные позиции и взгляды на место человека в мире), крушение преимущества творца и его права на владение высшей истиной, которая изменяется и трактуется, уже не опираясь на монолог создателя, а на диалог различных мнений. Таким образом, художественный текст превращается «многомерное пространство, где сочетаются и спорят друг с другом различные виды письма, ни один из которых не является исходным».
В этой связи стоит упомянуть одно из высказываний французского теоретика культуры и истории М.Фуко о нестабильности текста в качестве вербальной среды со своими постоянно меняющимися законами: «регулярность письма все время подвергается испытанию со стороны своих границ, письмо беспрестанно преступает и переворачивает регулярность, которую оно принимает и которой оно играет; письмо развертывается как игра, которая неминуемо идет по ту сторону своих правил и переходит таким образом вовне».
В заключении остается еще раз подчеркнуть, что художественный дискурс — языковое явление, предельно насыщенное смыслами, которые рождаются в процессе ведения полилога между создателем сообщения, реципиентом и текстом. Читатель, считывающий авторское видение проблемы (авторские интенции) и производящий собственную систему реакций, представлений и ассоциаций, выводит художественный текст на новый уровень — в пространство семиосферы.

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (20.97 kB)
Автор:
студентка факультета иностранных языков педагогического института НИУ "БелГУ"
Дата публикации: 01.11.2016
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Беленко И. И. Семиосфера как пространство реализации художественного дискурса. Аттракторы // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/33201-semiosfera-kak-prostranstvo-realizatsii-khudozhestvennogo-diskursa-attraktory (дата обращения: 25.04.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию