Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Системно-деятельностный подход на уроках в начальной школе

Понятие  системно-деятельностного подхода указывает на то, что результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь.

Задача школы — не дать объем знаний, а научить учиться. Это складывается в  систему универсальных учебных действий. Что имеют ввиду, когда говорим "учебная деятельность"?

Учебная деятельность не есть чистое познание. Учебная деятельность — это орган развития, саморазвития, самовоспитания личности. Познание встраивается в этот процесс.

Чему должен научиться ребенок?

                 Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».

Л.Н. Толстой

Новые учебные программы, построенные на Стандартах нового поколения помогают детям научить учиться, а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть. Именно в действии порождается знание.

Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого).
Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или е совпадать.
Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
Учебное действие – действие по созданию образа.
Образ – слово, рисунок, схема, план.
Оценочное действие – я умею! У меня получится!
Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю так то…. (формирование мировоззрения)

Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданственности, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся

Хотелось бы рассказать, как реализуется системно-деятельностный подход в УМК «Начальная школа XXI века».

Одна из особенностей данного комплекта – интеграция учебных предметов.  По мнению авторов, начальная школа должна быть природосообразной, то есть соответствовать потребностям детей этого возраста (в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности), учитывать индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации.

Ещё одна из особенностей нашего комплекта – это решение учебных задач на каждом уроке. Учитель  выступает на уроке в роли «дирижёра». Практически любой урок мы начинаем с проблемной ситуации, проблемного вопроса, ответы на которые ищут сами ребята в ходе урока. Это процесс увлекает моих учеников. Я стараюсь не давать «готовое» знание своим ученикам, а создаю ситуацию поиска. Дети сами находят решение той или иной учебной задачи. В этом нам помогают и «подсказки», предусмотренные в учебниках, и помощь одноклассников и, конечно, работа с дополнительной литературой.

Учу ребят находить доказательства, делать выводы, обоснованно отстаивать свою точку зрения.

В ходе обучения с 1 по 4 класс реализуется дифференцированный подход. Учебники и тетради содержат задания для учащихся с разным уровнем подготовки. Для предупреждения и преодоления причин трудностей учеников в учении комплект имеет тетради для индивидуальной и коррекционно-развивающей работы, что и позволяет учителю проводить целенаправленную работу в зависимости от успешности обучения, реализовывать в образовательном процессе право ребенка на свою индивидуальность.

Большое значение, на мой взгляд, имеет педагогическая диагностика, которой полностью сопровождается данный комплект. Всегда анализирую работу учеников, стараюсь отслеживать динамику их «роста».

Своеобразие и значение учебной деятельности в том, что ребенок изменяет сам себя. Это означает, что младший школьник не равнодушен к той деятельности, которой занимается, осознает важность получения знаний, умеет ставить проблемные вопросы и находить пути для их решения, анализирует свою деятельность, оценивает успехи, определяет причины ошибок и неудач. Это  возможно, если у школьника формируется учебная деятельность, если процесс обучения учит учить себя учиться, осознавать личную ответственность за результаты обучения, владеть умениями самообучения и саморазвития.  

Авторским коллективом УМК «Начальная школа 21 века» созданы средства обучения для учащихся (учебники, рабочие тетради, дидактические пособия) и учителей (книги, методические рекомендации, поурочные планирования и др.). 

Учебник — это основное (но не единственное) средство обучения, имеющееся у каждого ученика. От того, как он устроен, насколько доступен в изложении, удовлетворяет ли интересам и потребностям сегодняшнего ученика, зависит, будут ли успешно развиваться предметные, метапредметные и личностные характеристики школьника.

Хороший  учебник тот, который учит учиться: в нем легко ориентироваться (есть условные обозначения для ученика); с ним можно «посоветоваться» (найти нужный алгоритм, план, «карточку-помощницу», подсказку). Такой учебник учит общаться («обсудим вместе», «работа в парах»); с ним можно не бояться трудного материала и сложных заданий (все важное выделено).

Кроме того, в учебники включены сведения «из истории математики», «из истории языка», рубрики  «путешествие в прошлое», «этот удивительный мир», «Жил на свете человек», «Книжная полка», «Картинная галерея». Эти материалы служат для развития интереса учащихся к предмету, расширения их кругозора и новых способов рассуждений.

Задания для работы в парах варьируются, поэтому ученикам предоставляется возможность отработать и закрепить: умение выполнить один и тот же объем работы в совместном обсуждении, договориться о распределении работы, проконтролировать работу друг друга.

Большое внимание на уроках уделяется формированию компонентов учебной деятельности. Дети учатся рассуждать, сопоставлять, высказывать и аргументировать свои суждения.

 И, наконец, ещё одна важная задача — умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для получения и понимания дополнительной информации. Мои ученики   выбирают книги для чтения, рассказывают о прочитанном в классе, советуют книги для чтения одноклассникам, благодаря этому растет их читательский опыт, уровень сформированности читательских умений.

В курсе математики также обеспечивается реализация деятельностного подхода к обучению младших школьников средствами арифметического, алгебраического, геометрического и логического содержания учебного материала.

В программе обучения в курсе «Окружающий мир» преобладают поисковая и творческая деятельность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть. Этот предмет вносит особый вклад в развитие личности младшего школьника, что в стандартах второго поколения представлено как достижение личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Постепенно объектами изучения становятся история России, культура русского общества, трудовая деятельность в разные исторические времена.

Тексты, помещенные в учебнике, помогают мне организовать виртуальные путешествия, заочные экскурсии и творческие задания.

Таким образом, УМК «Начальная школа XXI века» использует возможности каждого предмета для развития универсальных учебных действий: понимать и решать учебную задачу; анализировать, сравнивать и классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, а также качества и признаки предметов (объектов); работать с моделями; осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.

Процесс обучения ориентируется на завтрашний день развития младшего школьника. В ходе начального образования у младшего школьника формируются умения учебной деятельности, позволяющие ему успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение в среднем звене по любому учебно-методическому комплекту.

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (75.00 kB)
Автор:
учитель начальных классов МАОУ Гимназия №1 г. Балаково
Дата публикации: 04.01.2015
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Павлова С. В. Системно-деятельностный подход на уроках в начальной школе // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/3508-sistemno-deyatelnostnyj-podkhod-na-urokakh-v-nachalnoj-shkole (дата обращения: 19.04.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию