Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Принципы и закономерности воспитания

Статья "Принципы и закономерности воспитания", можно использовать учителю, психологу  на родительском собрании.

Принципы и закономерности воспитания

Воспитание в широком социальном смысле

Воспитание в узком социальном смысле

Воспитание в педагогическом значении

совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей;

специальная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений человека.

процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых;

В широком  социальном  смысле воспитание рассматривается как объективно-закономерное явление действительности, неразрывно связано с развитием человеческого общества

Процесс целенаправленный и сознательно контролируемой социализации осуществляющейся через специально создаваемые государственные и общественные институты  рассматривается как воспитание  в узком социальном смысле (семейное, школьное, религиозное)

Важная существенная характеристика воспитания в педагогическом значении – формирование у детей отношение к предметам, явлениям, фактам, событиям окружающего мира

Понятия «воспитание» в широком  социальном  смысле, узком социальном смысле и в педагогическом значении являются смысловыми значениями одного многократного понятия «воспитание» и как составные части одного понятия имеют общие признаки, а именно:

·         воспитание появилось  с момента зарождения общества  и будет существовать пока существует общество;

·         воспитание направлено на передачу накопленного ранее опыта (знаний, трудовых умений, способов мышления, этических и правовых норм, культурных ценностей) от поколения к поколению;

·         воспитание -  вечная общечеловеческая категория;

·         воспитание – категория социальная, свойственная людям;

·         воспитание – как общественное мнение имеет исторический характер, оно не остается неизменным на протяжении всего периода развития общества;

·         воспитание – носит классовый характер, господствующий класс определяет его направленность, цели, содержание и формы;

Вместе   с тем, как собственное смысловое значение, каждое из трех понятий имеет  и собственные отличительные признаки:

·         воспитание в широком  социальном  смысле происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой;

·         воспитание  в узком социальном смысле призвано упорядочить влияние социального окружения на подрастающего человека, сформировать его собственный разносторонний опыт, компенсировать в нем недостаток того, что необходимо для полного развития личности, преодолеть или ослабить отрицательные последствия социализации;

·         воспитание в педагогическом значении является наиболее узким, специализированным и углубленным направлением воспитания;

Воспитание как общественное явление, как процесс взаимодействия поколений, обеспечивающий передачу социального опыта, накопленных знаний, традиций и родственных норм  и ценностей отожествляется с социализацией.

В процессе социализации человек формируется как потенциальный член общества. Любое общество заинтересованно, чтобы его члены были законопослушными гражданами (политическая социализация), компетентно участвовали в производительной деятельности (профессиональная социализация), строили свою жизнь по законам морали (нравственная социализация).

Процесс социализации носит в основном стихийный характер, но  может быть направляемой, а так же частично контролируемой. Стихийный характер процесса социализации соответствует воспитанию в широком смысле, направляемая и частично контролируемая социализация рассматривается как воспитание в узком социальном смысле.

Воскресная школа, занятие с будущими первоклассниками. Дети выполняют задания. Ухоженный мальчик, не единственный, но поздний ребенок в семье, вдруг перестает быть центром внимания. Говорит вслух: - Я не буду выполнять. Педагог с улыбкой спрашивает: «Не будешь, но и не делай». Родители улыбаются. Мальчик посидел немного, посмотрел вокруг, взял в руки карандаш и начал выполнять задание  и  между прочим сделал очень хорошо. Да и сейчас успешно учится. Воспитание вроде нет, а результат есть и школа не стала местом принуждения – вариативность воспитательного процесса.

Закономерности воспитания

В системе реальных отношений воспитанника с внешним миром отражаются объективные причинно-следственные связи, которые приобретают характер педагогических закономерностей.

Нравственные идеалы являются высшими критериями мотивационно-ценностного отношения личности к жизни и окружающим людям. Личность развивается только в том случае, если она побуждается к активной деятельности. Из этого вытекает следующая закономерность воспитания: овладение общечеловеческой профессиональной культурой наиболее эффективно осуществляется в различных видах деятельности.

Эффективность воспитания во многом зависит от собственной активности воспитанника, от содержания и способов организации его деятельности.

Развитие личности зависит от степени индивидуализации и творческой направленности воспитательного процесса, который предполагает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Нравственное профессиональное развитие дает возможность воспитаннику испытать радость от осознания собственного роста

В процессе воспитания необходимо проявлять гуманность и уважение к личности в сочетании с высокой требовательностью. Психологической основой этой закономерности является то, что характер отношений педагога и воспитуемой личности вызывает у последней определенные внутренние (эмоционально-чувственные) переживания и непосредственно сказывается на ее деятельности и развитии.

Принципы воспитания — это общие исходные положения, в которых выраже­ны основные требования к содержанию, методам и организации воспитательного процесса.

Принципы воспитания

1. принцип педагогической целесообразности. (Данный принцип предусматривает такую педагогическую деятельность, которая бы стимулировала и формировала у учащихся духовные, физические, нравственные качества, составляющие своеобразную программу личности.)

2. Принцип воспитания в коллективе ( предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса. Для того чтобы воздействие коллектива было благотворным и эффективным, необходима социальная работа по развитию его воспитательных функций.)

3. Принцип связи воспитания с жизнью. (Изучение теории должно опираться на имеющийся у воспитанников жизнен­ный и профессиональный опыт. При этом воспитанники должны активно вклю­чаться в общественно полезную деятельность.)

4. Принцип развития самодеятельности личности. (главная задача наставника заключается в том, чтобы развить самодеятельность ученика. Педагогическое руководство направлено на то, чтобы вызвать у учащихся актив­ность, самостоятельность и инициативу.)

5. Принцип единства требований в сочетании с уважением к личности учащихся (определяет направления развития отношений педагога и воспитанников. Требовательность является своеобразной мерой уважения к личности учащихся)

Принципы воспитания тесно взаимосвязаны, их требования зачастую исходят одно из другого, обусловливая развивающий эффект воспитания. Совокупность требований принципов воспитания, реализованных в практической деятельности, обеспечивает системный подход руководителя образовательного учреждения к воспитательному процессу, комплексное воздействие на каждого человека и на коллектив в целом. Принципы воспитания обусловливают систему методов воспитания, реализуясь через их практическое применение. Они также тесно связаны и с принципами обучения, обеспечивая тем самым воспитывающий характер обучения и развивающую направленность воспитательного процесса.

Воспитание – основной элемент социализации т.к. именно оно дает возможность ребенку быстрее освоить комплекс наиболее значимых для общества ценности и норм. Ведущая роль в этом процессе принадлежит образовательным учреждениям в частности школе. В образовательных учреждениях воспитание организуется педагогами профессионалами, которые наделены обществом специальными полномочиями и несут перед ним профессиональную ответственность. В этом случае речь идет о воспитании как о педагогическом явлении, а само понятие «воспитание» рассматривается в педагогическом значении.

В педагогическом значении можно определить общие признаки:

·         целенаправленность, освоение ребенком социального опыта;

·         создание условий для усвоения определенных норм отношений;

В процессе воспитания ребенок не только познает мир, но и самого себя,  осознает свое место среди других людей, свои возможности в различных видах деятельности, свой личностный потенциал.

Воспитатель должен быть воспитан сам. У педагогов и родителей нет иного пути, как только культивировать у себя такие качества, которые они хотели бы привить своим детям.  Воспитание обязательно должно стремиться к развитию личности воспитанников основываясь на их индивидуальных и возрастных особенностях в процессе освоения культуры. Концепция воспитания, которой руководствуется педагог при построении педагогического процесса, кроме ряда вышеуказанных факторов определяется также и волей самого педагога или педагогического сообщества.

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (20.17 kB)
Автор:
учитель начальных классов МАОУ "Прогимназия" город Губаха Пермский край
Дата публикации: 18.12.2016
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Сапронова Ж. И. Принципы и закономерности воспитания // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/36254-printsipy-i-zakonomernosti-vospitaniya (дата обращения: 19.04.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию