Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Я- словесник, а это значит

«Я словесник, а это значит...»

Эссе

Ерёмина Любовь Викторовна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ Брединской СОШ №1

2014
Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт.

Е. Чеповецкий

Как только  не называют нас, учителей русского языка и литературы!...

- «Дайте это    русакам, у них получится лучше, чем у нас»,   - твердят коллеги на совещаниях и педсоветах, если речь идёт о создании письменного документа. И  «русаки»  молниеносно начинают  искать между собой самого ответственного и добросовестного, который бы не подвёл коллектив и успешно справился  с  важным     делом.     В такие  минуты  мы,         суетливые, замотанные  работой,   чем-то  напоминаем  тараканов– прусаков,      бегущих  куда – нибудь,    обязательно с кипой тетрадей, успевающих  по пути поздороваться, улыбнуться, поговорить по телефону, сделать замечания  по поводу  и без...

- «Слово -  нашим литераторам», - и сразу любая речь, начинающаяся с притчи или стихотворения, на миг заставляет  отложить важные дела и послушать, чем же на этот раз удивят литераторы.  Инсценировки, переделанные стихотворения изумляют всех, и в который раз  одобрительно слышим: «Ну,  вы, литераторы, даёте». После таких слов веришь в себя, в своих воспитанников.    Глядя в этот момент на довольных успехом учителей -  литераторов, вспоминаешь  портрет Анны Ахматовой, написанный  Натан Альтман.

Такие своеобразные  перевоплощения могут быть  связаны только  с учителями русского  языка и литературы.

- «Я словесник, а это значит, ....» - признаюсь честно,  так называть   себя мне  ещё не приходилось. Слишком благородно     звучит эта фраза. Отвагой, любовью к Отчизне, неспешностью  мысли  веет от неё. Интеллигентностью.  И классикой.    Попытаюсь  найти в своей деятельности всё, что связано с этим именем...

«Словесник», «словесный», «слово»... Удивительный  корень в этом слове!

«В начале было слово» - на память приходит  первая строка книги Нового Завета Евангелие от Иоанна.     Кто же с этим не согласится?   Ни один  урок  русского  языка и литературы нельзя представить   без поэтического слова. Независимо от  темы  урока, всегда найдётся  место  для  стихотворных строк,     хотя  бы  для одной. Ни для кого не секрет:  если  учитель   относится   равнодушно к  содержанию диктуемых им  или разбираемых на доске  предложений,  то  дети получат просто  знания. Если       подобрать  дидактический материал,  используя, например,  классическую   поэзию,  то     учащиеся, кроме знаний,  получат  ещё и представление  о Красоте, Добре и  Правде. Пытаюсь этому  придерживаться на каждом уроке русского языка и литературы.

У  каждого  словесника есть  свои приёмы  и    свои «изюминки» для  урока, есть  и свои  любимые книги,   своя  методическая  литература.  Многие  годы  моей  любимой книгой  при подготовке к  урокам  является «Лекарство от греха» - сборник библейских притч.
Да, именно    слово неразрывно связано  с любой темой  урока как     русском   языке, так и на уроках   литературы.     Главное   на уроках литературы  –  те знания, которые нужны не уму, а душе...  Именно в   русском  языке и в  русской  классической литературе  нашла отражение духовная сущность  русского народа, и мы не можем  не воспользоваться   тем  богатейшим материалом, который  даёт  наша словесность  для настоящего, а не на словах,   духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Наши  учебники     всё  больше наполняются  материалом            поэзии   самого  высочайшего класса: А.С.Пушкин, Ф.И.Тютчев, И.А.Бунин, Н.М.Рубцов.  Я охотно использую на своих уроках стихотворения Э.Асадова или Омара Хайама. Что ни строка, то жемчужина мысли...

Вот образец  только одного небольшого  текста  стихотворения...

Из горя, как из болота,

Рвитесь скорей вперёд:

Болото всегда болото.

Задержитесь – засосёт.

Разве  только о  сравнительном обороте, бессоюзной   связи между предложениями  да  о  правилах правописания  можно говорить с учащимися,  опираясь на  данный  текст, состоящий  из  одного предложения?.. Хочется  надеяться, что, попав в сложную жизненную ситуацию, мои ученики уже будут иметь некоторый   опыт, пусть даже и приобретенный на литературном материале.

Последовательно обращаясь к  биографиям и творчеству  А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Ф.М.Достоевского, Ф.И.Тютчева, А.П.Чехова и других поэтов и писателей,  учитель литературы непременно  увидит вместе с учениками,  что   все поэты и писатели давали своему народу  уроки  духовности и нравственности.

Все мы прекрасно понимаем: счастливое состояние, когда «грамотность прирастает к кончику пера», становится для выпускников  чем-то недостижимым. Поэтому так возрастает ответственность   учителя словесности  за формирование навыков грамотного владения устной и письменной речью.  Особое внимание стараюсь уделять креативным подходам к преподаванию, творчеству ребят.    Всех ребят увлекут  только действия! Творческие! Поисковые! Им неинтересно весь урок слушать и закреплять.  Дети сегодня – народ мобильный!   Поэтому структура сегодняшнего  урока  не может быть застывшей: оргмомент,  проверка домашнего задания,  объяснение нового, закрепление...  И совсем уже противопоказано преобладание  чисто механических упражнений. Часто практикую  на своих уроках не только  сочинения-миниатюры, сочинения-рассуждения, но и диспуты, семинары  о нравственных понятиях: о совести, милосердии, сострадании, благородстве.

Не  боюсь на уроках иногда отступить от темы и поговорить с детьми о жизни, о том, что им интересно. Не боюсь показаться им что-то не знающей, через какое-то время я вернусь к этому вопросу, уже подготовленной. По признанию моих выпускников, именно такие уроки запомнились им больше всего.

Современный учитель словесности не может обойтись только книгой, он просто обязан иметь компьютерные навыки, уметь искать информацию в сети Интернет и - что ещё более важно! - обрабатывать её. Чтобы ученику захотелось стать грамотным, необходимы и новые современные технологии обучения, и любовь к языку самого учителя, его умение передать ученику гордость за свой родной язык, восхищение его красотой и богатством.  Как приятно получать по электронной почте от своих учеников    творческие  работы, исследования на определённую тему,    начинающиеся со слов «Добрый вечер, Любовь Викторовна,  высылаю Вам своё сочинение. До свидания. С уважением,  Алиева Эля».  И  аналогичные пожелания  добра, благополучия      получаю    от всех 26 своих учеников. Вот это я считаю настоящим    счастьем учительской деятельности, успехом его работы.  Значит, уроки русского языка, на которых знакомлю с этикетом общения, не прошли даром. И   кто говорит, что    Интернет наших детей делает развязными и немногословными?..  Ведь  даже  рядом с ним  всегда находится учитель словесности.

Как приятно, когда  в «Одноклассниках» или «В контакте»  появляются заявки  от моих выпускников разных лет  на дружбу. И среди  их  фотографий часто  представлены такие, где мы с учениками на выпускном, и подпись: « Я и моя любимая учительница». Приятно, что твои методические приёмы, педагогические технологии   попадали в десятку, ребенок верил, что его любят, а это очень важно. Особенно в детстве!..

Большим подспорьем в воспитании духовно и нравственно богатых личностей является внеклассная   работа.      Традиционная   Декада  русского языка и литературы... Здесь поле деятельности для творчества бескрайнее. Мои воспитанники достигли хороших результатов, участвуя в творческих конкурсах, фестивалях, конференциях, олимпиадах различного уровня (от школьного до всероссийского). Этим можно, конечно, гордиться. Но не это   главное. Через участие в  такого рода мероприятиях, через преодоление, порой, себя, ребенок как нигде лучше развивается, раскрывается его нравственная сторона, у него возникает желание быть кому-то полезным, приходит осознание своей нужности. А ведь это дорогого стоит!

А уж как дети любят экскурсии, поездки по святым местам, и не только! Важно не только соприкоснуться с памятниками культуры, понять красоту, архитектурную ценность, величественность святынь, но и прочувствовать (именно прочувствовать!) дух времени, дух истории, представить себя на минуту там, в далеком прошлом, прочувствовать все это изнутри!

Для  учителя словесности  каникулы – это не только отдых.  Яркая зелень, солнечные дни, на голубом небе причудливой формы белоснежные облака – все это  располагает душу к  радости и душевности. Мне думается:  чем больше состоится встреч с солнышком и облаками, тем полнее наполнится душа учителя теплом и светом, которыми потом, серой осенью,  он поделится со своими учениками.   Нужно, конечно, выехать ненадолго за границу, но это только для сравнения, для того чтобы понять, что лучше родины нет ни одного уголка на земле. И  эту мысль   донести до каждого ребёнка, если тема урока русского языка и литература созвучна с впечатлениями об увиденном.   Дети с удовольствием не только слушают и слышат учителя, но и приводят  примеры собственных наблюдений.

Результаты моей работы в формировании нравственно и духовно богатой, физически здоровой личности нельзя проследить сразу:   ведь становление детей, их духовный рост происходят не по мановению волшебной палочки. Это долгий и кропотливый процесс, требующий как от самого ребенка, так и от учителя терпения, творчества, упорства и, прежде всего, содружества, сотворчества, только в совместной работе можно достигнуть положительных результатов. И все же крупицы творческих плодов моих учеников поддерживают меня и укрепляют в правильности выбранного пути, помогают и мне самой нравственно совершенствоваться и расти духовно.

Памяти свойственно хранить хорошее, а не плохое, хотя всем известно, что жизнь полосатая. Судьбу каждого из нас озаряет свет: свет дружбы, семьи, работы, если работа любимая и т.д. Для меня школа — это любимое! Думая о ней, улыбаюсь, потому что вспоминаются и ученики, и коллеги. За свою  тридцатилетнюю педагогическую деятельность мне посчастливилось бывать на уроках у большого количества педагогов словесности, среди которых были и  Мастера, истинные интеллигенты, например, К.И. Плеханова,  Л.Ф.Лихачёва,   А.И. Баранова,     Их учебные  занятия, хоть в те восьмидесятые -  девяностые годы  и не было  ФГОСов  второго поколения, развивали в детях именно  умения применять полученные знания, а это и есть эффективный результат   школьного урока,  на котором учитель   играет   роль  режиссера.         Вспоминая  о лучших учителях русского языка и литературы Брединского района,         до сих    преклоняешься   перед их талантом, умением     воспитать   в своих учениках  «моду» на русский язык,  языковой  вкус  и гордость   за свой родной русский язык.    Именно у таких педагогов я  брала  на вооружение то, что мне  казалось  моим, что мне соответствовало.       Даже  перенимая всё лучшее, старалась остаться   собой.     Иначе я не стала бы    учителем, а была  бы  лишь   «чего изволите?».

«Мы живем в ситуации, когда язык очень быстро меняется вместе с окружающим нас миром. Для старшего поколения новый язык часто бывает просто непонятен и неприемлем. Возникает определенный языковой разрыв между поколениями. Конечно, это неприятно. Единственный способ – это налаживать мосты, толерантно относиться к чужой речи – и в то же время делать все от нас зависящее, чтобы сохранить русский язык,  воспитать любовь к нему и гордость за него». Это отрывок из новой книги известного лингвиста Максима Кронгауза «Русский язык на грани нервного срыва». Название тревожное, но это не истерика, а глубокий конструктивный анализ языковой современной ситуации. Что сегодня происходит с русским языком? Почему мы говорим на разном русском языке с нашими детьми и можно ли это исправить? Что такое языковая толерантность?  Как бороться за «чистоту русского языка»?  Эти вопросы волнуют и   учителей русского языка и литературы. Не оставляют  быть равнодушной и меня.

Чтобы  сохранить русский язык как часть национальной культуры, надо действовать!  Качественная работа учителя словесности  и есть действие!

Из  россыпи  блистательных  поэтических строк    извлекаю строки, раскрывающие содержание работы  учителя словесности:

Чему учитель  может научить?

Отваге и любви к своей Отчизне,

Как на Земле себе друзей найти,

И  как без страха шествовать по жизни!

Как людям сказку каждый день дарить,

Как стать мудрей, смелее и сильнее,

Чему учитель может научить!

Всему, что в этой жизни смысл имеет.

Я – словесник, а это значит, стараюсь  своей педагогической деятельностью соответствовать  этому гордому и ответственному  званию  -  быть ЧЕЛОВЕКОМ и воспитывать ЧЕЛОВЕКА в своих учениках.

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (57.50 kB)
Автор:
учитель русского языка и литературы МКОУ Брединской СОШ №1
Дата публикации: 24.12.2016
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Ерёмина Л. В. Я- словесник, а это значит // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/36688-esse-ya-slovesnik-a-eto-znachit (дата обращения: 20.04.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию