Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Дифференцированный подход к обучению- основа качественного обучения

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях»

Ушинский  К. Д.

В последнее время значительно усилился интерес учителей общеобразовательной школы к проблеме дифференцированного обучения школьников. И эта проблема остается актуальной и сегодня. Что же такое дифференцированное обучение и индивидуальный подход в обучении? Под дифференцированным обучением понимают форму организации учебной деятельности для различных групп учащихся. Индивидуальный подход – важный психолого – педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка. Развитие мышления учащихся – одна из основных задач начальной школы. То, что обучение так или иначе должно быть согласовано с уровнем развития ребенка, - это установленный и многократно проверенный факт, который невозможно оспаривать. Разные учащиеся по – разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ученик в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями. Психофизиологические особенности учащихся, разные уровни их умственных способностей закономерно требуют для обеспечения эффективного обучения каждого ученика или группы детей неодинаковых условий обучения. В условиях классно – урочной системы обучения это возможно при индивидуализации и дифференциации обучения. Как строить процесс дифференцированного обучения? Практики говорят: по степени умственного развития, работоспособности. Теоретики считают: по степени помощи ученику. Дифференциацию можно проводить по степени самостоятельности учащихся при выполнении учебных действий. Работа эта сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учета результатов. Для себя я разбила эту работу на несколько этапов:

1. Изучение индивидуальных особенностей учащихся – и физических (здоровья), и психологических, и личностных. В том числе особенностей мыслительной деятельности, и даже условий жизни в семье. Для этого я использую личные наблюдения, анкетирование, беседы с родителями. А также опираюсь на результаты обследований, проводимых нашим психологом.

2. Выделение отдельных групп учащихся, отличающихся:

·         различным уровнем усвоения материала на данный момент;

·         уровнем работоспособности и темпом работы;

·         особенностями восприятия, памяти, мышления:

·         уравновешенностью процессов возбуждения и торможения.

3. Составление или подбор дифференцированных заданий, включающие различные приемы, которые помогают учащимся самостоятельно справиться с заданием, или связанных с увеличением объема и сложности задания.

4. Постоянный контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий. Каждый из этих этапов по – своему сложен. У каждого учителя свой подход к выделению групп учащихся. С моей точки зрения, правильнее будет не деление детей на «слабых» и «сильных», а отнести их к трем условным группам. Эти группы не постоянны, их состав может меняться.

·         1 группа – дети, требующие постоянной дополнительной помощи.

·         2 группа – дети, способные справиться самостоятельно.

·         3 группа – дети,  способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим.

Дети 1 группы отличаются низкой и неустойчивой работоспособностью, повышенной утомляемостью, трудностями в организации собственной деятельности, низким уровнем развития памяти, мышления, внимания. Им необходимы постоянная стимуляция, яркая мотивация, четкое отслеживание временного режима, проверка качества выполнения заданий, включение заданий на развитии. Этим учащимся педагоги обычно уделяют максимум внимания в ущерб остальным.

Дети 2 группы более всего устраивают учителя, с ними мало хлопот. У них хорошая память и внимание, нормально развитое мышления, грамотная речь, их отличают исполнительность, добросовестность, учебная мотивация высокая. Им необходимо постоянное ненавязчивое внимание учителя, небольшая стимуляция, включение творческих заданий.

Дети 3 группы обладают «академической одаренностью», представляющей собой единство познавательной потребности, эмоциональной включенности, мотивации и способности к регуляции своих действий.

Как педагогу – практику сделать каждый урок продуктивным и максимально эффективным для всех групп учащихся? Как подать материал, чтобы одаренные не скучали, а дети с трудностями обучения и развития понимали его? Эффективность урока зависит от целого ряда факторов. Работать над ним учитель начинает еще при написании календарно – тематического плана. Важно продумать место и роль каждого урока в теме, связь между уроками курса, распределить время на введение в тематику, закрепление и отработку, контроль и коррекцию результатов. Непосредственно подготовку к уроку важно начинать с целеполагания, мы знаем о триединых целях образования: обучение, развитие, воспитание. Чтобы разнообразить учебные будни, учителя обычно используют различные формы и жанры урока.

По математике можно проводить «блиц – турниры» - это уроки решения задач, примеров: нужно решить определенное количество заданий за определенный норматив времени .Разнообразие и интерес в эти занятия вносит внутренняя и внешняя дифференциация: учитель подбирает задания трех уровней сложности, а право выбора сложности заданий оставляет за учеником. Учащиеся, быстро набрав нужные баллы, выступают в роли консультантов для более «слабых» учащихся, обучая их. Даже самые неуспешные ученики могут справиться с заданием, а в случае затруднения всегда можно воспользоваться помощью консультанта. Из нестандартных жанров уроков часто использую уроки – игры.

Наиболее удобное средство работы – это карточки. Например, по теме «Безударные гласные».

1 группа. Вставить пропущенные буквы. Выбери из предложенных слов проверочные слова. Запиши.

В...лна, в...сна, д...мишко, л...сной, с...оновый, в...дичка. (Волнистый, волноваться, волны, весла, домище, весенний, домовой, дом, лесок, лес, сосны, вода, сосенки, водный).

2 группа. Вставь пропущенные буквы, подбери и запиши проверочные слова.

Алгоритм.

1.      Прочитай слово.

2.      Поставь ударение.

3.      Выдели корень.

4.      Измени слово или подбери однокоренные, найди проверочные слова.

5.      Напиши слово, вставь букву.

6.      Обозначь орфограмму.

Б – гун -..., х – дить -..., сл – ды - ..., в – да - ..., б – да - ..., в – лна - ....

3 группа. Вставь пропущенные буквы, подбери и запиши проверочные слова.

Прол – тать - ..., д – ждливый - ..., в – сенний - ..., гр – зовой - ..., тр – винка - ..., стр – ла - ..., с – сновый -....

Математика.   Тема. «Решение задач на разностное сравнение»

1 группа. Соедини тест задачи с нужным выражением.

У Вити 2 кассеты с мультфильмами, а у Кати на 3 кассеты больше, чем у Вити. Сколько кассет у Кати?

2+3              3+2                       3 – 2

2 группа. Составь выражение к задаче.

Ширина ленты 9см. Это на 7 см больше, чем ширина тесьмы. Какова ширина тесьмы?

3 группа. Составь выражение. Придумай свою задачу к выражению.

В среду Митя выучил 2 стихотворения, а в четверг – на 3 больше. Сколько стихотворений выучил Митя в четверг?

Использую в работе задания с разной степенью помощи или с разными инструкциями.

Тема. «Проверяемые гласные», 2 класс.

Задание. Даны слова: леса, круг, гроза, столб, трава, пятно, год, плуг, дуб, стрела.

1 группа. Распредели слова по двум группам. В одну выпиши слова с безударной гласной, а в другую слова с проверяемыми согласными.

2 группа. Распредели слова с разными орфограммами на 2 группы.

3 группа. Распредели слова на 2 группы.

Русский язык. 3 класс. Тема: «Предложения по цели высказывания». Составить предложения по цели высказывания:

1 группа. Повествовательное.

2 группа. Вопросительное.

3 группа. Побудительное.

Для уроков обобщения изученного материала использую такую известную форму обучающего контроля, как зачет. На зачете можно пользоваться всем: учебником, памятками, советами консультантов. Проводить зачет можно начинать со 2 класса, причем в каждый из уроков – зачетов добавлять элемент новизны. Проводя зачет впервые, всю подготовку на себя берет учитель:

- составление вопросов, подбор практического материала, оценивание и организацию работы на уроке.

Постепенно подключаю к работе по подготовке и проведению зачета учащихся: подбирают материал к практической части, сами выступают в роли консультантов, проводят самооценку деятельности на уроке. Учителю  при внедрении зачетной системы помогут советы:

1.До проведения зачета попросите учеников письменно ответить на вопросы: Что было непонятно в данной теме? Что вызвало затруднение? О чем бы ты хотел узнать подробнее?

2.По ответам детей составьте вопросы зачета и подготовьте консультантов (к ним можно будет обратиться в случае затруднения), по всем вопросам темы поработайте с экспертами (учащиеся, которые будут принимать ответы по теоретической и практической части у одноклассников),

3.Для отбора экспертов и консультантов можно попросить ребят составить вопросник по пройденной теме. Поработав с учебной литературой, выделив основные моменты в теме, сформулировав их в виде вопросов, найдя ответы на них. Дети могут свободно ориентироваться в материале.

4.Чтобы привлечь к активной работе на зачете «средних» и «слабых» учащихся, возлагают на «сильных» роли наблюдателей: они должны следить за приемом и сдачей зачета, помогать молоопытному эксперту, направлять его  деятельность Таким образом, на уроке все учащиеся активны, осознают важность и значимость выполняемых ролей, учатся задавать наводящие, провокационные вопросы.

5.Попробуйте ввести рейтинговую систему оценивания, чтобы избежать ярлыков «троечник», «двоечник», хотя на уроках – зачетах эти отметки крайне редки. Успешность каждого вселяет в детей уверенность в качественном выполнении контрольных работ, что подтверждает компьютерные программы – эксперты.

Проводя контроль, педагоги обязательно должны сделать анализ работ, довести его до учащихся, выполнить работу над ошибками.

Вывод:  При работе с дифференцированными заданиями важно учитывать зону актуального и ближайшего развития. А для этого важно осуществлять постоянный контроль за  результатами работы, диагностику и после изучения каждой темы, и в ходе изучения темы.

Я использую дифференциацию на разных этапах урока. Виды дифференцированных заданий зависят от цели, которые ставит учитель. Если учителя волнует развитие детей, успех в обучении каждого учащегося, то он обязательно будет осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (46.50 kB)
Автор:
Дата публикации: 05.01.2017
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Жакатова З. А. Дифференцированный подход к обучению- основа качественного обучения // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/37114-differentsirovannyj-podkhod-k-obucheniyu-osnova-kachestvennogo-obucheniya (дата обращения: 18.04.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию