Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Вовлечение семьи в процесс развития словаря детей младшего дошкольного возраста по средствами игр

Словарь ребенка развивается в ходе ознакомления с окружающим миром, его предметами, явлениями, признаками предметов и действий и всецело зависит от социально-культурного уровня людей, воспитывающих ребенка.

В младшем дошкольном возрасте речь связана с непосредственным опытом детей, что отражается на формах речи. Для неё характерны неполные, неопределённо-личные предложения, состоящие часто из одного сказуемого; названия предметов заменяются местоимениями. Наряду с монологической речью продолжает развиваться и диалогическая речь. В дальнейшем обе эти формы сосуществуют и используются в зависимости от условий общения.

Мы считаем, что игра помогает решать многие психологические проблемы, возникающие между детьми и родителями. Она снимает напряжение, тревогу, страх перед окружающими, закомплексованность, повышает самооценку, позволяет проверить себя  в различных ситуациях. Поэтому мы рекомендуем родителям вместо просмотров мультфильмов играть дома с детьми в разнообразные игры, которые позволять решить проблему взаимодействия в семье, но и развивать словарь ребенка.

С детьми дошкольного возраста мы предлагаем родителям  проводить  разнообразные  игры по развитию словаря, предметом которых является языковая действительность.

В игре дети ярко выражают социальные чувства, стремятся делать все сообща. Игра укрепляет коллективные эмоции, коллективные переживания. Именно в  дидактической игре, выявляются черты характера каждого участника. Как положительные - настойчивость, целеустремленность, товарищество, отзывчивость, скромность,  честность и др. Так и отрицательные - эгоизм, упрямство, хвастливость.

Можно сказать, в игре у ребенка активизируется речевая деятельность, словарь пополняется новыми словами, обогащается его содержание.

А самое главное – те знания, которые были получены в игре, малыш может использовать в повседневной жизни.

В  играх ребенок попадает в ситуацию, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях, в словах и действиях играющих.

Для формирования словаря мы предлагаем родителям использовать   разнообразные  игры разных видов: игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр.),  настольные печатные игры и словесные игры, сюжетно – ролевые игры

Игры с предметами. В них используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому- либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению), что очень важно для развития отвлечённого, логического мышления

Настольно-печатные игры. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании. Подбор картинок по общему признаку (классификация). Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растёт в саду?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по этому признаку картинки. Запоминания состава, количества и расположения картинок.

 Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино.

Словесные игры. Они построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки и сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях.

Для удобства использования словесных игр их условно можно объединить в четыре группы.
В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений: "Отгадай-ка?", "Магазин", "Да – нет" и др.
Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, делать правильные умозаключения: "Похож – не похож", "Кто больше заметит небылиц?".
Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: "Кому что нужно?", "Назови три предмета", "Назови одним словом", и др.
В особую четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: "Испорченный телефон", "Краски", "Летает – не летает" и др.
В незатейливой домашней обстановке в игровой форме, можно расширить бытовой словарь малыша. Интерес у детей вызывают дидактические игры: «Приготовим салат», «Поучимся заваривать чай», «Искупаем куклу», «Уложим куклу спать», «Накроем стол к обеду» и др.,  в которых показываются реальные действия на реальных предметах.

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (20.54 kB)
Автор:
Воспитатель МБУ детский сад №153 "Олеся"
Дата публикации: 10.01.2015
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Беляева М. С. Вовлечение семьи в процесс развития словаря детей младшего дошкольного возраста по средствами игр // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/3732-statya-vovlechenie-semi-v-protsess-razvitiya-slovarya-detej-mladshego-doshkolnogo-vozrasta-po-sredstvami-igr (дата обращения: 24.04.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию