Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Диалоговое обучение при групповой форме работы

Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уроке. Мерсер и Литлтон (2007) в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении.  В исследовании подчеркивается, что интерактивное общение как с взрослым, так и совместная работа со сверстниками  способствует обучению детей и их когнитивному развитию.

Программа Кембриджского университета заставила меня пересмотреть мои взгляды на диалоговое обучение. Взглянуть на старое по - новому. По данной причине пришлось пересмотреть планирование своих уроков, дабы соответствовать  диктующим правилам образовательной системы.

В ходе серии уроков я  выяснила суть диалогового обучения,  данное обучение  интерактивное обучение,  в ходе которого осуществляется взаимодействие ученик – ученик, компьютер – ученик, ученик – учитель. По моим наблюдениям взаимодействие ученика в паре и в группе при диалоговом обучении     наиболее плодотворно влияет на понимание и сознание ученика.

В начале сложно было научить учащихся правильному диалогу, так как  присутствовали барьеры в обучении во первых это речь учащихся, понимание и воспроизведение своих мыслей, нерешительность учеников.

Барнс утверждает «что обучение происходит не только посредством пассивного слушания учителя, но в результате использования вербальных средств: говорения, обсуждения и аргументации».

С этой целью организуется групповая работа, парная работа. Поэтому:

  • первоначально нужно решить вопрос рассадки учащихся по желанию, по симпатии, с учетом совместимости характера и способностей,
  • ознакомить с правилами работы в группе, распределить совместным решением роли лидера, наблюдателя, секретаря и докладчика.
  • по составу сформировать группы и пары смешанного состава или одного уровня, чтобы реализовать дифференцированный подход в обучении.

Правильное распределение ролей определит стиль диалога в группе, эффективность диалога и поможет незаметно раскрыться  ученикам.
Примером влияния диалога на процесс обучения может служить высказывания  учеников. Так как главным барьером для него являются пробелы в знаниях.

Как бороться с барьерами?
Желательно проводить консультацию с отдельными учениками по соблюдению правил работы в группе:
а) Уважай себя и других;
б) Соблюдай правила работы в группе;
в) Умей протянуть руку помощи;
г) Выбери себе дело по душе;
д) Работай над собой, не поддавайся вредному влиянию.

На следующем этапе для реализации диалогового обучения провести работу по развитию речи на основе постановки вопросов в группах и парах. Какова цель данной работы?

Дети совместно обучаются думать критично, творчески.

Совместная беседа на основе сотрудничества приносит большую пользу: позволяет ученикам выражать свое мнение, ученики начинают понимать, что могут быть разные идеи и дается возможность использования их для своих целей. При анализе уроков поняла, что обычный стиль разговора в классе, когда я контролирую беседу, сама задаю важные вопросы и почти всегда повторяю ответы учащихся, что все это не может усилить понимание. Беседу лучше использовать не как односторонний процесс, а наоборот как взаимный процесс, при котором происходил бы «обмен мыслями», и ученики непринуждённо делились ими между собой. Использование типов бесед кумулятивной и исследовательской определяют успех учащихся при обучении: каждый принимает и соглашается с тем, что говорят другие, ученики терпимы по отношению к идеям других, стараются предлагать уместную информацию, спрашивают и задают друг другу вопросы, таким образом, стремятся достичь согласия и решения проблемы.

При этом особое внимание уделяется постановке вопросов, что является инструментом для поддержания беседы, общения и их суждений. Особое внимание уделяется умению постановки вопросов и умению выдержать паузу при ответе на вопрос (выдержать паузу примерно 7 секунд).Используются два вида вопросов:
Низкий вопрос направлен на запоминание. При этом оценка ответов по принципу правильно или неправильно.
Высокий вопрос направлен на понимание. При этом оценка определяется¢ через умение применять, расширять, оценивать, анализировать информацию.
Которые определяют следующую структуру  применения вопросов:

  • потребность обучения
  • цель вопроса
  • тип и форма вопроса
  • дифференциация вопросов (в соответствии с разными возможностями и разными учениками)
  • различная техника постановки вопросов (побуждения, апробирование, переориентация)
  • значение вопросов (развитие любознательности, развитие умения учится друг у друга, умение ценить идеи других, развитие креативного мышления, развитие критического мышления

В руководстве написано, что «ученики не боятся «быть в тупике» для них – очередной повод что-то узнать». Поэтому желательно стоить серию уроков на постановке закрытых и открытых вопросов. Использовать консультацию для отработки техники постановки вопросов.Для медленных использовать подсказки типа:
что …?, зачем..?, почему…? и т. д. Ученики быстро адаптируются и учатся свободно формулировать вопросы.

Правильно построенный диалог через вопросы играет важную роль и при парной работе.

Парная работа реализуется и при групповой работе. Диалог в парах с другой стороны построен по принципу консультирования друг друга. Когда сильный ученик оказывал помощь медленному или формируются пары одного уровня, где распределение силы между учениками оказывается равными. Диалог, который основан на вопросах и ответах реально дает ощутимую пользу. «Важно давать ученикам время отвечать и при возможности, строить ответы и дальнейшие вопросы на основе того, что они говорят». Необходимо признавать ответ, но при этом совместно с детьми произвести корректировку, а также использовать ответы, вопросы и брать их за основу следующей беседы, дословно повторять ответ для усиления смысла, повторять часть ответа указывать на важность, перефразировать ответ для большей ясности, похвалить ответ, направить к поиску дальнейшей информации.

Качество беседы определяется по следующим параметрам: продолжительность ответов на вопросы, количество добровольных ответов, частота вопросов, количество ответов и вопросов от медленных учеников, частота дискуссионных ответов, вопросов при взаимодействии «ученик-ученик».

Обсуждение в группах позволяет слабомотивированным учащимся  раскрыться на уроках

При планировании дальнейшей работы нужно обратить внимание на полный охват детей в ходе диалога. Определить проблему, над которой буду работать в перспективе: выработка стратегии, способствующей развитию навыков исследовательской работы.

По утверждению Александера (2004,стр.48), беседа в обучении взаимный процесс и на этой основе продвигают обучение вперед. Беседа является главным инструментом развития речи. Данный процесс на уроках происходит в результате парной и групповой работы, когда ученики, работая, выдвигают свои идеи, и принимают ту, которая была наиболее правильной.

И в процессе урока ученики сами ищут выходы на правильный ответ путем общения с партнерами по паре, группе, не дожидаясь готового ответа.

Очевидно – без диалога в обучении не обойтись. С одной стороны, диалогизация учебного процесса становится характерной чертой процесса образования. С другой как бы хотелось, что бы это явление сохранилось в образовательном пространстве, а не было бы вытеснено компьютерным тестированием, интернет-экзаменами, дистанционным обучением и т.д. Живое слово, непосредственное общение, ответная реактивность, открытая эмоциональность, умелая коррекция течения беседы, познавательная мобильность, нацеленность на результат, а не только на процесс – это и делает диалог искусством, которым (пусть и в разной степени ) должен владеть каждый.

Достоинства групповой организации учебной работы очевидны. Результаты совместной работы обучающихся весьма ощутимы как в приучении их коллективным методам работы, так и в формировании положительных нравственных качеств личности. Но это не говорит о том, что эта форма  организации учебной работы идеальна. Ее нельзя универсализировать и противопоставлять другим формам. Каждая форма организации обучения решает свои  специфические учебно-воспитательные задачи. Они взаимно дополняют друг друга.

Я считаю, что диалоговое обучение развивается именно при групповой форме обучения! Используя на своих уроках групповую форму работы, поняла, что умеют рассуждать, и, даже, спорить, дети с низкими учебными способностями. Это так здорово! Только детей надо этому учить. На это уходит много времени. Но это, реально, приносит свои плоды!

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (18.49 kB)
Автор:
ГУ "СШ№10" г. Кокшетау, учитель биологии и химии
Дата публикации: 11.01.2015
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Жумабаева Г. . Диалоговое обучение при групповой форме работы // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/3816-dialogovoe-obuchenie-pri-gruppovoj-forme-raboty (дата обращения: 23.04.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию