Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Инновационные технологии в образовательной деятельности по изучению казахского языка с дошкольниками

«Инновационные технологии в образовательной деятельности по изучению казахского языка с дошкольниками»

Автор: Итемгенова Сагила Тулебаевна ,

учитель казахского языка ясли – сад №9

«Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь...

И чтобы дать ученикам искорку знаний, учителю надо впитать целое море света».

В. А. Сухомлинский

Президент страны Н. А. Назарбаев   так обозначил проблему изучения языков  «Для нас  будет великим преимуществом, если мы будем в совершенстве владеть казахским, русским и английским языками».

Раннее изучение государственного языка в дошкольном детстве способствует гармоничному развитию  личности ребёнка. Поэтому Государственный общеобязательный стандарт дошкольного образования РК  предусматривает развитие казахского языка у детей с 3 лет.  Образовательная область «Коммуникация», в общеобразовательной программе дошкольного воспитания и обучения,  нацелена на воспитание полиязычной личности дошкольника, освоившего базовые ценности языка, готового к социально-культурному взаимодействию на родном языке и других языках, способного общаться с окружающими вербальными и невербальными средствами.

Работая много  лет с детьми дошкольного возраста, пришла к выводу, что обучение детей государственному языку представляет собой сложный и многоаспектный процесс формирования новой системы языкового сознания.         Чтобы  обучение детей казахскому языку имело развивающий характер, чтобы занятия по изучению языка были интересными, развивающими выбирала и применяла технологии, которые в полной мере соответствовали  содержанию и целям изучения казахского языка. Способствовали   достижению целей коммуникативного развития дошкольников,   с учётом их индивидуальных особенностей. И пришла к выводу, что информационные технологии значительно расширяют возможности изучения языка,   становятся  инструментом, позволяющим решать задачи развития языковых, познавательных и коммуникативных способностей детей.

Организуя занятия с дошкольниками, составляла презентации, применяла отрывки из мультфильмов, видеофизминутки на казахском языке. Накопился интересный дидактический материал по обучению дошкольников.

В итоге создала электронный  образовательный ресурс  «Мультимедийное  пособие по изучению казахского языка».  Пособие   создала в программе Microsoft Power Point.   В электронном  образовательном ресурсе  имеются презентации, игры на казахском языке по всем лексическим темам. Разнообразие тем и видов деятельности в мультимедийном  пособии, их красочность, увлекательность и доступность заданий помогают эффективно развивать коммуникативные умения детей.

При обучении аудированию каждый дошкольник  получает возможность слышать речь на казахском языке. В обучении говорению дети могут произносить фразы на казахском языке, выполнять игровые упражнения.  Игры и игровые упражнения занимательные, имеют звуковое и музыкальное сопровождение.

Дошкольникам очень нравится заниматься с применением мультимедийного  пособия. В процессе  занятия дети активны. Каждый проявляет своё умения и способности.

Ещё применяю  игровые технологии, которые помогают  преодолеть “языковой барьер”. Лексические, грамматические, фонетические, творческие игры, использование песенок, стихотворений, считалок, пословиц помогают сделать процесс обучения казахскому языку интересным и продуктивным. Например, во время закрепления темы “Домашние и дикие  животные’’ в  старшей группе предлагаю игру “Жануарды тап”. Дети  подгруппами составляют микромонологи, описывая домашнее или дикое животное.  Детям нужно  понять и найти правильную картинку по описанию животного. Во время игры формируются навыки говорения и аудирования.

Применяю   игровой  тренажёр "Игровизор»,   элемент технологии В.В. Воскобовича по  закреплению  и повторению   лексического  материала с детьми.   Что собой представляет  игровой тренажер «Игровизор»? Это блокнот размера А4 из двух скреплённых листов. Нижний лист картонный, верхний - из прозрачного пластика. Под пластиковый слой подкладываются листы с развивающими заданиями, в нём ребёнок маркером выполняет различные задания.  Ребёнок может не бояться сделать ошибку - след маркера легко удаляется бумажной салфеткой.

Выполнение заданий на "Игровизоре" очень нравится детям, это очень интересно и полезно, так как развивается мелкая моторика, формируется моторный образ изучаемого слова, тренируется навык  запоминания. И всё это в игре.

Развивающие игры – задания по лексическим темам на "Игровизоре" ,  повышают интерес ребенка к изучению государственного языка и имеют двойное  значение – дети учатся и играют в интересные игры, т.е. учатся -  играя.  Каждое задание  имеет свое содержание и цель. В  ходе игры развиваются  речевые навыки, самостоятельность мышления, фантазия, наблюдательность, согласованность и выдержка. Игры с развивающими  заданиями  помогают отрабатывать, закреплять, активизировать  лексический материал.

Наблюдая интерес детей к заданиям на «Игровизоре», создала пособие по лексическим темам «Развивающие задания по казахскому языку к игровому тренажёру  «Игровизор» Воскобовича В. В.»

Данное пособие,   с применением  "Игровизора",   соответствуют  перспективно – тематическому планированию  образовательной области «Коммуникации», общеобразовательной программе дошкольного воспитания и обучения, разделу -  казахский  язык.

Обучая детей правильному произношению, грамотному построению простейших предложений, фраз на казахском  языке,   применяю  рисунки, картины, опорные схемы, таблицы, фотографии,  всё это  вносит разнообразие в учебный процесс, делает его более интересным для детей. Опорные схемы, мнемотаблицы,  которые я широко использую на уроке для составления коротких предложений и рассказов, помогают детям быстрее научиться составлять рассказ. В дальнейшем  дети составляют небольшой рассказы о временах года, о животных, о семье  уже без опоры на схему.

Стихотворения  и песни позволяет дошкольникам  запоминать определённые грамматические конструкции, лексику, необходимые для развития речи.

Одной из важных задач дошкольного образования является задача сохранения и укрепления здоровья детей, приобщение их к здоровому образу жизни. Поэтому здоровьесберегающие технологии постоянные мои спутники в образовательной деятельности. Применяю  здоровьесберегающие   технологии, для профилактики усталости.  В каждое занятие  включаю физминутки, пальчиковые игры. Чтобы детям было интересно, подбираю к физминуткам музыку. Когда физминутка выполняется  под веселую музыку  у дошкольников появляется активный интерес, они охотно выполняют движения и запоминают слова физминутки на казахском языке. Прежде чем начинать учить  физминутку, знакомлю детей с ее содержанием  на русском языке. Разучивание и исполнение коротких, несложных по мелодическому рисунку песен – физминуток с  частыми повторами помогают закрепить правильную артикуляцию и произнесение звуков, правила фазового ударения, особенности ритма.  Благодаря музыке снижается психологическая нагрузка, активизируется языковая деятельность, повышается эмоциональный тонус, поддерживается интерес к изучению казахского языка.

Технология ТРИЗ  позволяет развивать лексические и грамматические навыки, логическое мышление.  Эту  технологию я применяю в основном в образовательной деятельности со старшими дошкольниками.

Занятия - развлечения,  занятия -  концерты,  или занятия – спектакли проходят особенно интересно, участвуя в них, каждый ребёнок проявляет личностные способности и умения говорить на казахском языке. Спектакли,   кукольный  театр, на казахском языке, дают возможность детям говорить, петь, импровизировать.

На занятиях по  казахскому языку, я всегда придерживаюсь принципа «чем увлекательней деятельность в ходе занятия, тем лучше материал будет усваиваться детьми».

Применение современных технологий, которые строятся на комплексном психологическом изучении личности всех участников учебно-воспитательного процесса, даёт возможность воспитать детей, активно владеющих казахским языком. Дошкольная  программа  показывает "что делать?" и "зачем делать?",  а технология — "как делать?". Поэтому инновационные  технологии нужны в дошкольном обучении

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому  нельзя опускать процесс инновации в обучении дошкольников. И я думаю, что грамотное и правильное обучение даст возможность  нашим детям  быть коммуникативно-адаптированными в любой разговорной среде.

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (25.50 kB)
Автор:
Учитель казахского языка ГККП "Ясли - сад№9"г. Костаная
Дата публикации: 17.02.2017
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Итемгенова С. Т. Инновационные технологии в образовательной деятельности по изучению казахского языка с дошкольниками // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/40448-innovatsionnye-tekhnologii-v-obrazovatelnoj-deyatelnosti-po-izucheniyu-kazakhskogo-yazyka-s-doshkolnikami (дата обращения: 29.03.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию