Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Современный урок в начальной школе: опыт, идеи, рекомендации

«Современный урок в начальной школе: опыт, идеи, рекомендации».

"Урок есть открытие истины, поиск истины и                                        осмысление истины".

Понятие «современный урок» находится в постоянной динамике, получая новый смысл, новую трактовку, новую окраску. Урок как форма организации учебной работы существует с 17 века. Но, думаю, что со мной согласятся многие, урок 21 века отличается от урока описанного Я.А.Коменским. Ведь время неумолимо бежит вперед: к 1800 году сумма человеческих знаний удваивалась каждые 50 лет, к 1950 году она удваивалась каждые 10 лет, к  1970году – каждые 5 лет, в настоящее время этот период составляет 2-3 года. За это период школа подвергалась реформе трижды: школа знаний – школа умений – школа развития.  Несмотря на значительные изменения в жизни современной школы, урок по-прежнему является главной формой обучения и воспитания. Но от того, как изменится его содержание, зависит успешность ученика в современном мире, ведь ему жить и творить в будущем.

Какие требования  к современному уроку сегодня? Как строить урок, чтобы  он был эффективным и работал на качество образования?  Как, обучая всех, обучить каждого? Все мы задаем эти вопросы ежедневно, готовясь к уроку. И, наверно, у каждого педагога свои основы, принципы, на которых строится его деятельность. Но все мы в целом хотим одного - добиться   того, чтобы учащиеся знали, умели  и делали.

Главной особенностью современного урока я считаю то, что учитель должен специально планировать, продумывать урок: для чего учить? чему учить? как учить? с помощью чего учить?

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно - ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения

Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.

Хочу выделить несколько методов и форм современного урока на начальной стадии обучения:

·         Метод проектов

·         Информационно-коммуникационные технологии

1. Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.

В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

Одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор “типичных” форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей (артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т.п.)

2. Информационно-коммуникационные технологии

Итак, прекрасная пора детства! Ребёнок, впервые переступил порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.

Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:

·         игровая деятельность;

·         создание положительных эмоциональных ситуаций;

·         работа в парах;

·         проблемное обучение.

В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер.

За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

Применение ИКТ на уроках усиливает: - положительную мотивацию обучения - активизирует познавательную деятельность обучающихся.

Использование ИКТ на уроке позволили в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:

1. Принцип равенства позиций

2. Принцип доверительности

3. Принцип обратной связи

4. Принцип занятия исследовательской позиции.

Реализация этих принципов просматривается на всех уроках, где применяется ИКТ.

Использование ИКТ позволяет проводить уроки:

·         на высоком эстетическом и эмоциональном уровне ( анимация, музыка)

·         обеспечивает наглядность;

·         привлекает большое количество дидактического материала;

·         повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;

·         обеспечивает высокую степень дифференциации обучения ( индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).

·         расширяет возможность самостоятельной деятельности;

·         формирует навык исследовательской деятельности;

·         обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;

·         способствует повышению качества образования

Младший школьный возраст характеризуется психофизиологическими возрастными особенностями, индивидуальной (визуальная, аудиальная) системой восприятия, низкой степенью развитости познавательных способностей, особенностями учебной мотивации.

Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.

Применение на уроках ИКТ способствует так же:

·         сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным;

·         сокращению времени для контроля и проверки знаний учащихся;

·         обучающиеся учатся навыкам контроля и самоконтроля.

При подготовке к урокам  использую электронные ресурсы учебного назначения:

1.      мультимедийные курсы

2.      презентации к урокам

3.      логические игры

4.      тестовые оболочки

5.      ресурсы Интернет

6.      электронные энциклопедии.

При разработке урока с использованием ИКТ уделяю особое внимание на здоровье обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий

Современный урок – это...

В современном уроке должна использоваться техника (компьютер, диапроектор, интерактивная доска.....). К каждому ученику должен быть индивидуальный подход.

Урок должен содержать разные виды деятельности. Ученику на уроке должно быть комфортно. Деятельность на уроке должна стимулировать развитее познавательной активности ученика.

Современный урок развивает у детей креативное мышление. Современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала.

Для достижения прочных знаний ученик имеет возможность использовать разнообразные тесты, задания в игровой форме, разработанные для него индивидуально. Ребенок может самостоятельно проверить выполнение индивидуальной работы, исправить результаты тестов-заданий, выйти на новые более сложные задания.

На современном уроке комфортно всем: учителю и детям. Урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

Успешность современного урока зависит, на мой взгляд, от личности учителя, его профессионализма, современности использованных им методик, индивидуального подхода к ученикам, использования различных средств ИКТ. Доступная форма подачи учебного материала, создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера на уроке - все это помогает учащимся лучше усваивать трудный и «сухой» материал учебника. Различные методы и формы работы, педагогика сотрудничества должны присутствовать на современном уроке

На мой взгляд, современный урок должен быть прежде всего актуальным и интересным. Учитель должен использовать новые технологии, хорошо владеть компьютером. Нельзя забывать так же и о здоровьесберегающих технологиях. Успех урока во многом зависит от профессиональных и личных качеств учителя. Учитель и ученик – это единое целое, учимся вместе, помогаем друг другу, роль учителя – направлять, контролировать.

К выше сказанному хочу добавить конспект и презентацию урока, проведённого в 1 классе в этом учебном году.

Урок

«Обучения грамоте»

в 1 классе

на тему:

«Звук (ш). Буквы Ш,ш»

Цели:

Образовательные:

·      Знакомство с буквами Ш, ш; звуком ш; учить находить место звука в словах; формирование навыка выразительного чтения; научить писать заглавную букву Ф.

Развивающие:

·       Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, расширение кругозора, словарного запаса.

Воспитательные:

·       Воспитание прилежного отношения к учёбе, дружелюбия;

воспитывать умение работать в коллективе, стремление к

преодолеванию трудностей, потребность участия в                                   действиях на уроке.

Оборудование:  карточки с буквами; презентация; картинный и видео материал, проектор.

Ход урока.

I.Организационный  момент.

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре.

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

- Я очень рада видеть вас всех на уроке. Давайте настроимся на работу .улыбнёмся друг другу, чтобы у нас было хорошее настроение.

II. Основная часть.

1. Сюрпризный момент. Видео – ролик.

-  Вот эта героиня сегодня будет у нас на уроке, только вы не пугайтесь её, безобразничать она не будет. Сегодня на уроке мы поговорим об одном замечательном звуке, который есть и в её имени, и будем надеяться, что старуха Шапокляк заинтересуется работой и станет немного умнее и добрее. Но сначала скажите, что такое «шапокляк»? (Слово учителя)

- Какой первый звук вы слышите в имени старухи? (Звук[ш])

- Расскажите об этом звуке по плану:

- Какой он – гласный или согласный, произнесите его. (Этот звук согласный, так  как  он не тянется и воздух при произнесении встречает преграду.)

- Звонкий или глухой? (Глухой и шипящий).

- Твёрдый или мягкий? (Всегда твёрдый).

Вывод:  звук ш согласный, глухой, твёрдый.

- Составьте звуковую модель слова Шапокляк.

Отгадайте загадки ( карандаш, шишки, шары)

2.  Работа по учебнику. (с.67.)

2.1. Работа со столбиками слов.

2.2. Работа со скороговорками.

. Физминутка.

Летели две птички     (Сгибают руки в локтях)

Собой  невелички. ( Машут руками)

Как они летели (В таком положении прыгают)

Все люди глядели. (Левая рука за спиной, правая около лба)

Как они садились (Помахивая руками, садятся на корточки)

Все люди дивились.(Встают, поднимая плечи от удивления

3. Работа со стихотворением М.Яснова

Видео – ролик про букву Ш.

4. Пальчиковая гимнастика.

Мы делили апельсин.

Апельсин всего один.

Эта долька - для кота,

Эта долька – для ежа.

Эта долька для улитки,

Эта долька для чижа,

Ну а волку – кожура.

(Начиная с мизинчика, загибаем попеременно все пальцы.)

Правила посадки при письме.

Я тетрадь свою открою

и наклонно положу,

Я, друзья от вас не скрою,

Карандашик так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

5. Работа в прописи ( образец написания буквы Ф)

(самостоятельная работа в тетрадях)

6. Работа в парах. ( составление звуковых моделей данных слов)

Взаимопроверка.

Гимнастика для глаз.

1.Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторить 5 раз

2. Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – направо – вверх – налево – вниз.

Итог урока. Работа с вариативной частью.

- Шапокляк всегда ставила героев сказки в неудобное положение. Вот и вам

она приготовила трудное задание. - Попробуйте прочитать зашифрованные слова (работа по учебнику).

- Почему старуха Шапокляк такая вредная?

- С какой буквы начинается имя нашей гостьи? Расскажите об этой букве.

- Давайте Шапокляк преподнесём  подарок. А какой – отгадайте:

Я и красный, и зелёный,

Я и голубой, и чёрный.

Только лишь надуй меня,

Улечу я в небеса. (Воздушный шарик)

- Почему именно этот предмет мы дарим?  (У каждого на партах рисунок шарика). Давайте на нем мы нарисуем рожицу человека, с каким настроением мы уйдём с урока: если у вас хорошее настроение, рисуете улыбающееся лицо, если плохое – грустное.

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (25.37 kB)
Автор:
учитель украинского языка и литературы,русской литературы, младших классов
Дата публикации: 28.02.2017
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Завражная И. Е. Современный урок в начальной школе: опыт, идеи, рекомендации // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/41144-sovremennyj-urok-v-nachalnoj-shkole-opyt-idei-rekomendatsii (дата обращения: 26.04.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию