Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Из опыта работы. Первые шаги обучения счёту. VIII вид, индивидуальное обучение

Включает методическую разработку

Муниципальное базовое общеобразовательное учреждение

Ольховатская средняя общеобразовательная школа

Учитель начальных классов Сушко Галина Петровна

Статья по учебному предмету математика для обучающегося с ОВЗ

Из опыта работы. Первые шаги обучения счёту

(VIII вида, индивидуальное обучение)

Хочу поделиться некоторыми советами из своего опыта.

Работа с ребенком с ОВЗ невероятно кропотливая и требует большого терпения. Каждый вариант нарушения требует своей адаптированной программы обучения и развития, основными принципами которой являются:

психологическая безопасность; помощь в приспособлении к окружающим условиям;  единство совместной деятельности; мотивирование ребенка к учебному процессу.

В процессе обучения детей  с ОВЗ счёту предусматривается система таких знаний, умений и навыков, которые, прежде всего, являются действенными, практически ценными и обеспечивают детям подготовку к трудовой деятельности. Обучение счёту организую на наглядной практической основе. Основные задачи, стоящие в самом начале обучения счёту – развитие у учащихся интереса к учебным занятиям, выработка умения слушать учителя и выполнять его задания, вести тетрадь, работать с дидактическим материалом и наглядными пособиями. Основные методы работы: наблюдение, экскурсии, дидактические игры.

Как ребёнка с ОВЗ, да ещё с нарушениями в поведении обучить счёту, если он не может высидеть за партой и десяти минут, подвижен, очень эмоционален,  легко отвлекается на посторонние вещи. Поэтому приходится тратить много усилий на воспитание усидчивости, самостоятельности, сдержанности. И такому ребёнку хочется идти в школу, как ходят брат, сестра или дочь и сын соседа. Как же можно поддержать интерес ребёнка с ОВЗ в его стремлении расширить  и развить мышление? Есть много учебников, тетрадей на печатной основе, обучающих счёту. На занятиях в школе часто пользуются счетными палочками, счетными наборами. Зачастую такая работа на занятиях утомляет детей с ОВЗ.  А мне хочется посоветовать  всем –  учителям и родителям, использовать реальные предметы в обучении детей счёту.

С первых дней учёбы в школе я использую окружающую природу в обучении детей счёту. Что же можно считать, когда на улице стоит сентябрь, великолепная пора? Оказывается очень многое. Можно, например, сосчитать:

деревья, кустарники, розы в школьном дворе; птичек,  сидящих на дереве; спортивные снаряды на спортплощадке; количество шагов между деревьями; листочки на ветке и так далее.

А отдыхая на перемене, можно посчитать в классе:

сколько ножек у стула, у стола? сколько столов в каждом ряду? сколько окон, дверей в классе? сколько всего ламп? сколько ламп горит, сколько не горит? сколько шкафов? и т.д.

В школьном коридоре, поднимаясь по лестнице вверх и спускаясь вниз, считать с детьми ступеньки. Вот вам  прямой и обратный счёт.

Можно легко отработать понятия больше, меньше, равно, например: попросить ребёнка на стол поставить три стакана, рядом положить три кисточки и столько же карандашей, а альбомов положить на два больше, чем карандашей.

Образование числа я отрабатываю с реальными предметами. Например: прошу ребёнка взять три карандаша, взять ещё один. Спрашиваю, сколько всего карандашей? Разложи эти четыре карандашей на две кучки. Сколько карандашей в каждой кучке? Пусть ребёнок пересчитывает карандаши каждый раз: один карандаш – в одной руке и три карандаша – в другой. Сколько всего карандашей? Как ещё можно разложить эти карандаши?

Аналогично провожу работу над образованием  других чисел в пределах десяти. Вместо карандашей можно использовать яблоки, мандарины, конфеты и др. На уроках счёта дети не только считают различные предметы, но и называют и записывают числа в пределах программного материала, решают простейшие задачи в одно действие, работают с монетами и символами бумажных денег.

Из личного опыта скажу, что детям нравится эта работа. Она их не утомляет. Они с удовольствием считают и в дальнейшем интересуются числами и действиями над ними.

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (16.21 kB)
Автор:
Учитель начальных классов, МБОУ Ольховатская СОШ
Дата публикации: 27.04.2017
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Сушко Г. П. Из опыта работы. Первые шаги обучения счёту. VIII вид, индивидуальное обучение // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/43962-iz-opyta-raboty-pervye-shagi-obucheniya-schjotu-viii-vid-individualnoe-obuchenie (дата обращения: 19.04.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию